Дело № 2-333/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2010 года
Красносельский районный суд Костромской области
В составе: председательствующего судьи Богачевой Е.Б.
с участием прокурора Зобниной О.И.
при секретаре Ярдаковой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений «Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района», утвержденных решением Совета депутатов Боровиковского сельского поселения от 18.06.2009 г. № 191.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Костромской межрайонный природоохранный прокуратуры обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, отдельных положений «Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района», утвержденных решением Совета депутатов Боровиковского сельского поселения от 18.06.2009 г. № 191.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках надзора за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов органов местного самоуправления Российской Федерации проведена проверка «Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района», утвержденных решением Совета депутатов Боровиковского сельского поселения от 18.06.2009 г. № 191. Нормативный правовой акт был опубликован в ежемесячной общественно-политической газете «Новости Боровиковского поселения» от 18.06.2009 года № 15/1-1. Так же в ходе проверки было установлено, что отдельные нормы указанных Правил противоречат действующему федеральному законодательству.
В соответствии с требованием ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а так же конституции (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно, пункта 3 указанных Правил установлено, что содержание, благоустройство и уборка территории сельского поселения обеспечиваются органами местного самоуправления, силами и средствами хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы в пределах закрепленных и прилегающих территорий, физическими лицами, собственниками, владельцами и арендаторами сооружений, пользователями земельных угодий, а также юридическими лицами и гражданами, осуществляющими мелкорозничную торговлю ( в том числе с рук, лотков, автомашин).
Пунктом 5 Правил установлено, что закрепление территории за хозяйствующими субъектами для организации работ по уборке и благоустройству проводится распорядительными актами органов местного самоуправления. Определение границ земельных участков производят органы местного самоуправления. Границы земельных участков наносятся на план карту. Копии хранятся у хозяйствующих субъектов, за которыми закреплены данные территории. Границы участков, закрепленных за отдельными зданиями и домами, находящимися в частной собственности юридических и физических лиц, определяются проектами межевания территории сельского поселения.
Пунктом 6 Правил на хозяйствующие субъекты всех форм собственности, физических лиц собственников, владельцев или арендаторов строений, пользователей земельных угодий возложены обязанности по содержанию закрепленных территорий. Считает, что данные пункты Правил противоречат действующему законодательству, по следующим основаниям: в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Костромской области от 24.04.2008 года № 304-4-ЗКО (ред. от 06.07.2009) «Об обеспечении чисты на территории Костромской области» хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории области, обязаны производить регулярную уборку территорий, находящихся в ведении хозяйствующих субъектов, осуществлять вывоз отходов производства и потребления, образующихся в результате осуществления ими хозяйственной деятельности и исполнения, предусмотренных настоящим Законом обязанностей, с целью их утилизации и обезвреживания в установленном действующем законодательстве порядке. В силу требований п. 2 ст. 5 Закона границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком, и прилегающей территории.
Прилегающая территория-это часть территории общего пользования шириной не более 5 метров (если иное не установлено настоящим Законом или муниципальными правовыми актами), непосредственно примыкающая по периметру к земельным участкам, зданиям и другим объектам, принадлежащим физическим или юридическим лицам.
Согласно ст. 1 Закона настоящий Закон устанавливает единые нормы и требования в сфере обеспечения чистоты, организации планово-регулярной системы и режима удаления отходов производства и потребления с территории населенных пунктов, определяет требования к надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории Костромской области, мест производства земляных, ремонтных и иных видов работ, подлежащих административно- техническому надзору, порядок уборки и содержания территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, обязательные к исполнению для органов государственной власти, местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями расположенных на территории области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п.2 ст.1 Закона органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать дополнительные нормы и требования только в сфере обеспечения благоустройства территории соответствующего муниципального образования. Согласно словаря терминов к работам по благоустройству территории относятся: асфальтирование, укладка тротуарной плитки, озеленение территории, разбивка газонов, клумб, установка ограждений, устройство стоянок для автотранспорта, скамей, фонтанов, качелей и т.д.
Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 3 Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, данные положения Правил приняты представительным органом местного самоуправления сверх компетенции установленной действующим законодательством в данной области, и влекут за собой нарушение прав хозяйствующих субъектов.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что складирование строительных и иных материалов, оборудования, за пределами закрепленных земельных участков допускается только по согласованию с органом местного самоуправления. Считает, что данный пункт является незаконным и подлежит приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства. В соответствии с ч. 8 ст. 15 Закона строительные материалы и изделия должны складироваться только в пределах огражденной площадки в соответствии с утвержденным проектом организации строительства и планом производства работ. При необходимости складирования материалов и конструкций, а также устройства временного отвала грунта за пределами строительной площадки или за пределами ограждения места проведения ремонтных, аварийных и иных работ, подлежащих административно-техническому надзору, места для этого определяются по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований (в ред. Закона Костромской области от 06.07.2009 г. № 498-4-ЗКО).
Таким образом, данным пунктом Правил главой сельского поселения установлен иной порядок складирования строительных и иных материалов, что предусмотрено законом.
Пунктом Правил запрещается: сжигать мусор, листву, тару, производственные отходы, разводить костры, в том числе на территориях хозяйствующих субъектов и частных домовладений; выливать во дворы помои, выбрасывать пищевые и другие виды отходов, а также закапывать или сжигать их во дворах; 6) откачивать воду на проезжую часть при ликвидации аварий на водопроводных, канализационных и тепловых сетях.
Считает, что указанные подпункты пункта 25 Правил являются незаконными и подлежат отмене.
В соответствии с Законом Костромской области от 30.04.2009 № 478-4-ЗКО «О внесении изменений в Закон Костромской области «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» и Кодекса Костромской области об административных правонарушениях» ч. 14 ст. 5 Закона, которая запрещала вышеуказанные действия, утратила силу с 19.05.2009 года.
В связи с чем, на основании ч. 19 ст. 6 Закона (в ред. Закона Костромской области от 30.04.2009 № 478-4-ЗКО) запрещается: 1) размещать мусор, счищаемый с придомовых территорий, тротуаров и внутриквартальных проездов, на проезжей части улиц, дорог, внутриквартальных проездов или производить те же действия в обратном порядке; 2) сжигать мусор (отходы производства и потребления) вне специализированных установок, листья на территории жилой застройки, в скверах и парках; 3) выливать помои и выбрасывать пищевые отходы на придомовых территориях; 4) откачивать канализационные стоки на проезжую часть и прилегающую территорию при ликвидации аварий на канализационных сетях.
Пунктом 106 раздела 9 Правил предусмотрено, что запрещается стоянка автотранспортных средств на тротуарах, детских, спортивных площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями, а также вне специальных отведенных для этих целей мест.
Данный пункт является незаконным и подлежит приведению в соответствие с требованиями законодательства. В соответствии с п.2 ч. 2 ст. 11 Закона Костромской области, «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» стоянка автотранспортных средств запрещается на детских, спортивных площадках, газонах, скверах. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона, стоянка личного автотранспорта на придомовых и внутриквартальных территориях допускается в один ряд и должна обеспечивать беспрепятственное продвижение уборочной и специальной техники. Не допускается стоянка личного автотранспорта на тротуарах, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, считает, что введение запрета Главой Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области Михайлевским А.Н. стоянки автотранспортных средств вне специально отведенных для этих целей мест противоречит вышеуказанным требованиям закона.
В силу п.4 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также конституции (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. 20.07.2010 года Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой на указанные Правила принесен протест № 02-07-2010 г, однако протест прокуратуры в настоящее время не рассмотрен, в указанные Правила соответствующие изменения не внесены, что подтверждается ответом администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района за № 548 от 12.11.
В судебном заседании прокурор межрайонной природоохранной прокуратуры Костромской области Зобнина О.И. заявленные требования поддержала частично, по основаниям изложенных в заявлении, уточнив их и пояснив, что просит признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу п.5, п.7 п.п. 1, (раздела 2), пункт 25 п.п. 1, 6 (раздела 3) и пункт 106 п.п.1 раздела 9 «Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района», утвержденных решением Совета депутатов Боровиковского сельского поселения от 18.06.2009 г. № 191. От остальных требований в части признания недействующими п. 3, п.6, п. 7 п.п.2 и 3, раздела 2, п.25, п.п.2, раздела 3 этих правил отказалась.
Ответчик по делу - представитель администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской глава администрации Михайлевский А.Н. требования признал частично, и пояснил, что на территории Боровиковского сельского поселения действуют «Правила благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района», утвержденные решением Совета депутатов Боровиковского сельского поселения от 18.06.2009 г. № 191.
Согласен с тем, что п.5 раздела 2 этих правил противоречит Закону Костромской области в части определения границ уборки территории и в ближайшее время будет опубликованы изменения в эту статью правил.
Не возражает против внесения изменений и в п.п.1 п.7 и п.25 п.п.1 и такие изменения так же уже приняты и скоро будут опубликованы. По поводу других пунктов Правил считает, что никакого противоречия с законов в них нет, так как администрация Боровиковского сельского поселения могут устанавливать и свои нормы по данным вопросам. Эти правила, они разрабатывали с учетом специфики их населенных пунктов, наличием нескольких многоквартирных домов, около которых оборудованы специальные места для стоянок транспортных средств. С целью сохранения проезжих частей дорог в населенных пунктах они и приняли положение о запрещении слива воды при аварии водопровода и тепловых сетей на проезжую часть, так как есть возможность слива и в сточные канавы, которые существуют у дорог.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 10.01.2009 года) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением Совета депутатов Боровиковского сельского поселения от 18.06.2009 года за № 191 утверждены «Правила благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района». (Далее Правила). Указанный нормативный правовой акт был опубликован в ежемесячной общественно-политической газете «Новости Боровиковского поселения» от 18.06.2009 года № 15/1-1.
Пунктом 5 Правил установлено, что закрепление территории за хозяйствующими субъектами для организации работ по уборке и благоустройству проводится распорядительными актами органов местного самоуправления. Определение границ земельных участков производят органы местного самоуправления. Границы земельных участков наносятся на план карту. Копии хранятся у хозяйствующих субъектов, за которыми закреплены данные территории. Границы участков, закрепленных за отдельными зданиями и домами, находящимися в частной собственности юридических и физических лиц, определяются проектами межевания территории Боровиковского сельского поселения.
Вместе с тем, на основании ч. 1 ст. 5 Закона Костромской области от 24.04.2008 года № 304-4-ЗКО (ред. от 21.10.2010г) «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории области, обязаны производить регулярную уборку территорий, находящихся в ведении хозяйствующих субъектов, осуществлять самостоятельно, либо посредством заключения договоров со специализированными организациями вывоз отходов производства и потребления, образующихся в результате осуществления ими хозяйственной деятельности и исполнения, предусмотренных настоящим Законом обязанностей, с целью их утилизации и обезвреживания в установленном действующем законодательстве порядке.
В силу требований п. 2 ст. 5 вышеуказанного Закона границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком, и прилегающей территории.
Норма, содержащаяся в п. 5 Правил и определяющая порядок определения границ уборки территории по усмотрению администрации Боровиковского сельского поселения без учета границ земельного участка, установленных документами, подтверждающими право собственности, владения, пользования земельным участком противоречит вышеуказанному Закону Костромской области, и следовательно, не подлежит применению.
Согласно ст. 1 Закона Костромской области от 24.04.2008 года № 304-4-ЗКО (в ред. от 21.10.2010 года) «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» (принят Костромской областной Думой от 17.04.2008 года), настоящий Закон устанавливает единые нормы и требования в сфере обеспечения чистоты, организации планово-регулярной системы, и режима удаления отходов производства и потребления с территории населенных пунктов. Определяет требования к надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории Костромской области, мест производства земляных, ремонтных и иных видов работ, подлежащих административно-техническому надзору, порядок уборки и содержания территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, обязательные к исполнению для органов государственной власти, местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями расположенных на территории области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, организаций жилищно-коммунального хозяйства, юридических и физических лиц, производящих земляные, ремонтные и иные виды работ, подлежащих административно-техническому надзору.
В соответствии с п.2 ст.1 Закона органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать дополнительные нормы и требования в сфере обеспечения благоустройства территории соответствующего муниципального образования.
В судебном заседании, факт того, что пункт 7 п.п. 1 указанных Правил противоречит федеральному законодательству, то есть является незаконным, так же нашел свое подтверждение.
Согласно, пункта 7 п.п.1 складирование строительных и иных материалов, оборудования, за пределами закрепленных земельных участков допускается только по согласованию с органом местного самоуправления.
В соответствии с ч. 8 ст. 15 Закона Костромской области от 24.04.2008 года № 304-4-ЗКО (ред. 21.10.2010 года) «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» строительные материалы и изделия должны складироваться только в пределах огражденной площадки в соответствии с утвержденным проектом организации строительства и планом производства работ. При необходимости складирования материалов и конструкций, а так же устройства временного отвала грунта за пределами строительной площадки или за пределами ограждения места проведения ремонтных, аварийных и иных работ, подлежащих административно-техническому надзору, места для этого определяются по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований.
Согласно пункта 25 «Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района» запрещается: п.п.1 сжигать мусор, листву, тару, производственные отходы, разводить костры, в том числе на территориях хозяйствующих субъектов и частных домовладений; п.п.6) откачивать воду на проезжую часть при ликвидации аварий на водопроводных, канализационных и тепловых сетях.
В соответствии с ч.19 ст. 6 Закона Костромской области от 24.04.2008 года № 304-4- ЗКО (ред. от 21.10.2010 года) «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» запрещается: 1) размещать мусор, счищаемый с придомовых территорий, тротуаров и внутриквартальных проездов, на проезжей части улиц, дорог, внутриквартальных проездов или производить те же действия в обратном порядке; 2) сжигать мусор (отходы производства и потребления) вне специализированных установок, листья на территории жилой застройки, в скверах и парках: 4) откачивать канализационные стоки на проезжую часть и прилегающую территорию при ликвидации аварии на канализационных сетях.
В данном случае суд считает, что только п.п.1 п.25 раздела 3 Правил противоречат Закону Костромской области от 24.04.2008 года № 304-4-ЗКО. Из смысла данного Закона Костромской области следует, что разрешено сжигание мусора, отходов производства и потребления в специализированных установках. Однако из оспариваемой нормы Правил такого права не предусмотрено.
Одновременно суд приходит к выводу, что требования прокурора в части признания противоречащим законодательству и признании не действующими п.п.6 п.25 раздела 3 и п.п. 1 п.106 раздела 9 указанных Правил необоснованные.
Согласно пункта 25 п.п.6 «Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района» запрещено откачивать воду на проезжую часть при ликвидации аварий на водопроводных, канализационных и тепловых сетях.
Пунктом 106 раздела 9 «Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района» предусмотрено, что запрещается стоянка автотранспортных средств на тротуарах, детских, спортивных площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями, а также вне специализированных отведенных для этих целей мест.
Тогда, как в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона Костромской области от 24.04.2008 года № 304-4-ЗКО (ред. от 21.10.2010 года) «Об обеспечении чистоты на территории Костромской области» запрещается: стоянка автотранспортных средств на детских, спортивных площадках, газонах, скверах, участках с зелеными насаждениями; и в соответствии с ч.1 ст. 20 Закона запрещена: стоянка личного автотранспорта на придомовых и внутриквартальных территориях допускается в один ряд и должна обеспечивать беспрепятственное продвижение уборочной и специальной техники. Не допускается стоянка личного автотранспорта на тротуарах, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Суд не усматривает какого-либо противоречия данных норм этому Закону. Установление дополнительного запрещения стоянки автотранспортных средств вне специальных отведенных для этих целей мест и запрещение откачивания воды на проезжую часть при ликвидации аварии на водопроводных и тепловых сетях, по мнению суда нельзя расценивать как противоречие законодательству.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а так же прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, заявленные требования прокурора Красносельского района Костромской области подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 251-253, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области удовлетворить частично.
Признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу
- п.5 раздела 2 «Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области», утвержденных решением Совета депутатов Боровиковского сельского поселения от 18.06.2009 года № 191.
- п.7 п.п. 1 (раздела 2), «Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области» утвержденных решением Совета депутатов Боровиковского сельского поселения от 18.06.2009 года № 191.
- пункт 25 п.п. 1, (раздела 3) «Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области» утвержденных решением Совета депутатов Боровиковского сельского поселения от 18.06.2009 года № 191.
В удовлетворении требований в части признания недействующими и не подлежащими применению п.25 п.п.6 раздел № 3, п.106 п.п.1 Раздела 9 «Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области» утвержденных решением Совета депутатов Боровиковского сельского поселения от 18.06.2009 года № 191, отказать.
Решение в течение 10 дней со дня его вынесения мотивированного решения, которое будет изготовлено 15 декабря 2010 года, может быть обжаловано или опротестовано в Костромской областной суд с подачей жалобы через Красносельский районный суд.
Судья: