Дело № 2-80/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2011 года
Красносельский районный суд Костромской области
в составе председательствующего судьи Сидорова Н.Ф.,
при секретаре Смирновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента лесного хозяйства Костромской области к Моничевой Е.В., Моничеву А.А., Моничеву А.А., Моничеву С.А. о прекращении договора аренды лесного участка, взыскании задолженности по арендной плате и процентов за пользование чужими денежными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент лесного хозяйства Костромской области обратился в суд с иском к Моничевой Е.В., Моничеву А.А., Моничеву А.А., Моничеву С.А. о прекращении договора аренды лесного участка № 314 от 20 ноября 2009 года, взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды в размере <данные изъяты> и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты>. Свои требования истец мотивирует тем, что между Департаментом лесного хозяйства Костромской области и ИП ФИО1 был заключен договор аренды лесного участка № 314 от 20 ноября 2009 года. По условиям данного договора арендатор ИП ФИО1 взял на себя обязательство по своевременному внесению арендных платежей. 22 мая 2010 года ФИО1 умер. В связи со смертью Арендатора ФИО1 внесение арендных платежей прекратилось, образовалась указанная в иске задолженность. По сведениям нотариуса <адрес> наследниками, принявшими наследство после смерти ФИО1, в равных долях являются: супруга - Моничева Е.В., дети: Моничев А.А., Моничев А.А., Моничев С.А.. 29.11. 2010 года в департамент лесного хозяйства Костромской области поступило заявление от МоничевойЕ.В. с просьбой о расторжении договора аренды лесного участка от 20.11.2009 года и отсутствием намерения вступления в права наследства умершего ФИО1
До настоящего времени обремененный правами участок не используется, по нему производится начисление арендной платы. В связи с отсутствием намерения наследников дальнейшего использования лесного участка по вышеуказанному договору арены и вступления в права аренды в качестве арендаторов, и отсутствие в договоре аренды лесного участка условия, регулирующего данный вопрос, его расторжение не представляется возможным. Истец полагают, что у ответчиков, как наследников, в соответствии с гражданским законодательством возникла обязанность по погашению образовавшейся задолженности, которая за период с 15.05.2010 года по 15.11. 2010 года составляет 198 <данные изъяты>, которую они и просят взыскать в судебном порядке. Кроме того, считают, что ответчики обязаны выплатить на эту сумму и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты>. Общая сумма задолженности, подлежащая к взысканию, составляет <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель Департамента лесного хозяйства Костромской области по доверенности заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, уточнив требования в части признания прекратившим действия договора аренды лесного участка №314 от 20.11.2009года с момента вынесения решения по настоящему делу.
Ответчики Моничева Е.В. и Моничев А.А., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, требования признают частично.
Ответчик по делу Моничев С.А. в судебном заседании исковые требования признал частично и пояснил, что действительно его отец ФИО1, как индивидуальный предприниматель, в ноябре 2009 года заключил договор аренды лесного участка с Департаментом лесного хозяйства Костромской области, в связи с чем, взял на себя обязательно по внесению арендной платы. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. Он, а также его мать Мониченва Е.В., братья Моничев А.А. и Моничев А.А. вступили в права наследования имущества ФИО1. в равных долях. Однако считает, что права и обязанности умершего ФИО1, приобретенные им как индивидуальным предпринимателем (по договору аренды) не переходят к наследникам, и они не должны оплачивать начисленную арендную плату за пользование лесным участком после смерти наследодателя. Заключать договор аренды лесного участка с Департаментом лесного хозяйства он, а также другие наследники, не намерены. Вместе с тем, задолженность по договору аренды, которая образовалась на день смерти ФИО1, он признает, с расчетом истца по указанной задолженности с учетом пени в общей сумме <данные изъяты> согласен.
Ответчик по делу МоничевА.А. в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснения суду дали аналогичные доводам МоничеваС.А.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают права и обязанности. В соответствии и с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно ч.1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с ч.1 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. (часть 2).
В силу ч. 1 ст. 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. (часть 2)
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. (часть 3)
На основании ч.4 ст. 73 Лесного кодекса РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 20 ноября 2009 года между Департаментом лесного хозяйства Костромской области (Арендодателем) и ИП ФИО1 (Арендатором) заключен договор аренды лесного участка за № 314. По условиям данного договора Арендодатель (Департамент лесного хозяйства Костромской области) предоставляет, а Арендатор (ИП ФИО1) принимает во временное пользование лесной участок, площадью <данные изъяты>, местоположение: <адрес> квартала: №.( п.1,2)
Срок действия настоящего Договора установлен сторонами с 20 ноября 2009 года по 19 ноября 2034 года.
Договор заключен в письменной форме и подписан сторонами ( л.д.18-23).
В соответствии с пунктом 5 договора аренды лесного участка №3154 от 20.11. 2009 года, расчет арендной платы производится на основе ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленной Правительством РФ с применением повышенного коэффициента 1,92 установленного по результатам аукциона. Арендная плата устанавливается в размере суммы платежей лесных податей за весь годовой объем пользования, установленный настоящим договором по сплошным и выборочным рубкам. Арендная плата определяется ежегодно путем суммирования стоимости лесосек отведенных и задекларированных на соответствующий год.
Пунктом 6 Договора предусмотрено, что арендатор (ИП ФИО1) вносит арендную плату по срокам согласно приложению № 4 ( л.д.31) и представляет в течение трех дней Арендодателю копии платежный поручений, подтверждающих произведенную оплату.
За невнесение арендной платы в срок, установленный пунктом 5 настоящего Договора, Арендатор (ИП ФИО1) уплачивает пени в размере 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки ( подп. «ж» п.14)
Из представленного суду расчета следует, что ИП ФИО1 первоначально исполнял взятые на себя обязательства, последний платеж по арендной плате по договору аренды он внес 19 апреля 2010 года.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серия №. (л.д.11).
Согласно ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст. 1114 ГК РФ временем открытия наследства является день смерти наследодателя.
На основании п. 1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Наследниками первой очереди к имуществу умершего ФИО1 являются его супруга - Моничева Е.В. и дети: Моничев А.А., Моничев А.А., Моничев С.А., которые в равных долях приняли наследство после смерти наследодателя, что подтверждается справкой нотариуса Красносельского нотариального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №; наследственное дело №) ( л.д.10), а также свидетельством о праве собственности на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в реестре за №.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании ч.1 ст. 1175 ГК РФ наследники, приявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно.
Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Стоимость перешедшего к наследникам имущества наследодателя ФИО1 превышает сумму задолженности ФИО1 по договору аренды.
В соответствии с п.2 ст.617 ГК РФ в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное.
Поскольку арендатор ФИО1 по указанному договору обладал статусом индивидуального предпринимателя, на которого в соответствии со ст.23 ГК РФ распространяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, то суд считает, что договор аренды лесного участка непосредственно связан с личностью ФИО1
В соответствии с пунктом 1 ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью гражданина, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Поскольку статус индивидуального предпринимателя непосредственно связан с личностью ФИО1 и отнесен к личным неимущественным правам гражданина, которые в силу ст. 1112 ГК РФ наследованию не подлежат, следовательно, обязательство по договору аренды прекращается смертью арендатора.
В силу п. 10 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129 -ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» статус предпринимателя не переходит к другому лицу в порядке правопреемства и прекращается со смертью гражданина.
Таким образом, суд считает, что с ответчиков подлежит взысканию задолженность по арендной плате, которая образовалась на момент смерти МоничеваА.К., т.е. на 22 мая 2010года.
Также подлежит удовлетворению требование истца о взыскании с ответчиков пени, предусмотренной п.5 Договора, в размере 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки арендной платы, образовавшейся за период с 15.03.2010года по 22 мая 2010года, поскольку такая просрочка была допущена арендатором ФИО1.
Расчет задолженности по арендной плате и пени, образовавшейся на день смерти МоничеваА.К.(ДД.ММ.ГГГГ), представленный истцом, сомнения у суда не вызывает, ответчиками не оспаривается, поэтому суд считает, что взысканию подлежит именно сумма, указанная в расчете, т.е. <данные изъяты>.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, пропорциональной удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Департамента лесного хозяйства Костромской области к Моничевой Е.В., Моничеву А.А., Моничеву А.А., Моничеву С.А. удовлетворить частично.
Признать договор аренды лесного участка №314 от 20.11. 2009 года, заключенный между Департаментом лесного хозяйства Костромской области и индивидуальным предпринимателем ФИО1, прекратившим действие со дня смерти ИП ФИО1, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Моничевой Е.В., Моничева А.А., Моничева А.А., Моничева С.А. солидарно в пользу Департамента лесного хозяйства Костромской области задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка №314 от 20.11. 2009 года в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>, т.е. всего в сумме <данные изъяты>, а также государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Красносельский муниципальный район Костромской области» в размере <данные изъяты> с каждого.
В остальной части исковых требований Департамента лесного хозяйства Костромской области отказать.
Решение в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Костромской областной суд через Красносельский районный суд.
Судья: