Дело <данные изъяты> Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 апреля 2011 года Красносельский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Богачевой Е.Б., с участием прокурора Рассказовой О.М. при секретаре Ярдаковой С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красносельского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения (МУЗ) «Красносельская центральная районная больница», Администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия выраженного в несоблюдении требований законодательства РФ о пожарной безопасности незаконными и обязании устранить выявленные нарушении, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Красносельского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения (МУЗ) «Красносельская центральная районная больница», Администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия МУЗ «Красносельская ЦРБ», выраженного в несоблюдении требований законодательства РФ по пожарной безопасности; об обязании МУЗ «Красносельская ЦРБ» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения. А именно: 1) оборудовать здание поликлиники автоматической пожарной сигнализацией; 2) вывести сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пульт единой диспетчерской службы; 3) оборудовать здание поликлиники системой оповещения и управления эвакуацией; 4) провести с обслуживающим персоналом специальное обучение по проведению эвакуации граждан, относящихся к категории маломобильных; 5) оборудовать помещение поликлиники и больницы прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; 6) привести в исправное состояние сети пожарного водопровода, а также пожарные гидранты; 7) проверить противопожарный водопровод на водоотдачу; 8) обеспечить помещение больницы первичными средствами пожаротушения; 9) устранить глухие металлические решетки на окнах первого этажа здания поликлиники; 10) привести в соответствии с требованиями ГОСТа Р 12.2.143-2002 планы эвакуации людей на случай возникновения пожара; 11) заменить в помещении стационара (3-й этаж), коридоре 4-го этажа ординаторской, детском отделении 2-го этажа поврежденные розетки, электрические провода, неисправные выключатели; 12) освободить эвакуационные пути поликлиники (1-го, 2-го, 3-го этажей) от посторонних предметов; 13) определить порядок и сроки прохождения инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму; 14) оборудовать места для курения. Обязать администрацию Красносельского муниципального района обеспечить финансирование мероприятий МУЗ «Красносельская ЦРБ» по устранению вышеуказанных нарушений пожарной безопасности. Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Красносельского района в порядке ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» совместно с ТО ГПН по Красносельскому району проведена проверка соблюдения требований правил и норм пожарной безопасности в деятельности муниципального учреждения здравоохранения «Красносельская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки были выявлены нарушения требований Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 (далее - ППБ 01-03). Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон) пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Статьей 2 Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. ППБ 01-03 требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами. Вместе с тем, в нарушение п. 1 ППБ 01-03 МУЗ «Красносельская ЦРБ» не предпринимаются надлежащие меры по обеспечению пожарной безопасности. В нарушение п.п. 1,12 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), здание поликлиники не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, отсутствует вывод сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пульт единой диспетчерской службы. В соответствии с п. 17 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, в зданиях и сооружениях с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к категории маломобильных (инвалиды с поражением опорнодвигательного аппарата, люди с недостатками зрения и дефектами слуха, а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные), должно быть обеспечено своевременное получение доступной и качественной информации о пожаре, включающей дублированную световую, звуковую и визуальную сигнализацию, подключенную к системе оповещения людей о пожаре. Обслуживающий персонал таких организаций должен пройти специальное обучение по проведению эвакуации лиц, относящихся к категории маломобильных, по программам, согласованным с ГПС. В нарушение вышеуказанных требований, здание поликлиники системой оповещения и управления эвакуацией не оборудовано, обслуживающий персонал больницы не прошел специального обучения по проведению эвакуации лиц, относящихся к категории маломобильных. Вопреки п. 39 ППБ 01-03, содержащего требование наличия прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны для организаций с массовым пребыванием людей, МУЗ «Красносельская ЦРБ» таковой связью не обеспечена. Согласно п. 89 ППБ 01-03, сети пожарного водопровода (также и пожарные гидранты) должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверкой установлено, что противопожарный водопровод в поликлинике и в больнице не исправен, не проверен на водоотдачу, пожарные краны (всего 6 штук) не укомплектованы. Кроме того, помещения МУЗ «Красносельская ЦРБ» не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями). В нарушение правил пожарной безопасности (п.п. 40,51,60,61 ППБ 01-03), на окнах первого этажа здания поликлиники установлены глухие металлические решетки, здание больницы не оборудовано знаками пожарной безопасности, на путях эвакуации из здания поликлиники отсутствует освещение и световые указатели «Эвакуационный выход». План - схемы эвакуации людей на случай возникновения пожара, имеющиеся в здании поликлиники, не соответствуют требованиям, предусмотренным ГОСТом Р 12.2.143-2002. В соответствии с п.п.57, 60 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в состоянии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. При эксплуатации действующих электроустановок запрещается пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями. Проверкой установлено, что эксплуатация электрооборудования в помещениях поликлиники осуществляется с нарушением нормативных документов по электроэнергетике. В помещениях: палата стационара третьего этажа, коридор 4-го этажа, ординаторской, детском отделении 2-го этажа производится эксплуатация поврежденных розеток, электрических проводов потерявших защитные свойства, не исправных электрических проводов потерявших защитные свойства, не исправных выключателей. Согласно п. 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов. Однако, в нарушение указанному пункту эвакуационные пути поликлиники (коридор 1-го, 20го, 3-го этажей) заставлены посторонними предметами. Кроме того, установлено, что в МУЗ «Красносельская ЦРБ» отсутствует распорядительный документ, определяющий порядок и сроки прохождения инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму. В нарушение п. 15 ППБ 01-03 в здании больницы не оборудованы и не определены места для курения. Основной причиной отсутствия организационных мероприятий направленных на обеспечение пожарной безопасности является недостаточное финансирование ЦРБ со стороны учредителя МУЗ «Красносельская ЦРБ», которым, согласно Уставу, является администрация Красносельского муниципального района. Неисполнение требований законодательства РФ о пожарной безопасности недопустимо, т.к. влечет ущемление конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Выявленные в ходе проверки нарушения правил пожарной безопасности должны быть устранены незамедлительно, поскольку в случае возникновения пожара, взрывоопасных ситуаций создают непосредственную угрозу безопасности жизни, здоровья людей и их имущества, могут привести к тяжелым последствиям, связанным с массовой гибелью людей и значительному материальному ущербу. В судебном заседании представитель прокуроры Красносельского района Рассказова О.М. заявленные требования поддержала частично, уменьшив сумму иска с учетом устраненных добровольно недостатков МУЗ «Красносельская ЦРБ» на день рассмотрения дела, пояснения суду дала аналогичные изложенным в заявлении. Представитель ответчика по делу - МУЗ «Красносельская центральная районная больница», по доверенности ФИО1 требования признала полностью и добровольно, пояснив, что действительно все указанные в исковом заявлении недостатки имели место, но в данное время они провели с обслуживающим персоналом специальное обучение по проведению эвакуации граждан, относящихся к категории маломобильных, заменили в помещении стационара на третьем этаже, коридоре 4-го этажа и ординаторской поврежденные розетки, электрические провода, неисправные выключатели, освободили эвакуационные пути поликлиники (1,2,3, этажей) от посторонних предметов, определили порядок и сроки прохождения инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, оборудовали места для курения. Часть мероприятий находится на стадии исполнения, но они лишены возможности полностью устранить такие недостатки. Так как для этого необходимы денежные средства, а их у них нет. Ответчик по делу - Администрация Красносельского муниципального района Костромской области, надлежаще извещенная о времени месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Исковые требования признают полностью и добровольно. Третье лицо по делу - представитель ТОГПН по Красносельскому району по доверенности ФИО2 в судебном заседании требования прокурора поддержал и пояснил, что он по просьбе прокуратуры участвовал в качестве специалиста и в ходе проверки были выявлены все нарушения, которые указаны в исковом заявлении. Считает требования обоснованными. Поскольку такие нарушения были выявлены и ранее, но не устраняются, чем создают угрозу граждан. Проведение части мероприятий, по его мнению, не зависит он наличия денежных средств и могут быть устранены сразу же. Часть мероприятий больницей уже проведены, поскольку для этого не требуется больших усилий. Выслушав явившиеся в судебное заседание стороны, показания свидетеля ФИО3, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу: В соответствие со статьей 1 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (утв. ВСРФ 22.07.1993 года № 5487-1) (в ред. от 28.09.2010 года), охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон) пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. В судебном заседании установлено, что в МУЗ «Красносельская центральная районная больница» нарушаются требования пожарной безопасности. Согласно п. 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности, где указан перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, поликлиника должна быть оборудована автоматической пожарной сигнализацией с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи "01" Государственной противопожарной службы. Как следует из материалов дела, в МУЗ «Красносельская ЦРБ» такое оборудование отсутствует. В силу пункта п. 17 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, в зданиях и сооружениях с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к категории маломобильных (инвалиды с поражением опорнодвигательного аппарата, люди с недостатками зрения и дефектами слуха, а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные), должно быть обеспечено своевременное получение доступной и качественной информации о пожаре, включающей дублированную световую, звуковую и визуальную сигнализацию, подключенную к системе оповещения людей о пожаре, такая система в МУЗ 2Красносельская ЦРБ» так же отсутствует. Пунктом п. 39 ППБ 01-03, предусмотрено, что организации с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия нефтепереработки, деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов. Согласно п. 89 ППБ 01-03, сети пожарного водопровода (также и пожарные гидранты) должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. МУЗ «Красносельская ЦРБ» также нарушено данное требование пожарной безопасности. Противопожарный водопровод в больнице и поликлинике не исправен, не проверен на водоотдачу, не укомплектованы стволами и рукавами пожарные краны. Отсутствует и прямая телефонная связь В судебном заседание также установлено, что в МУЗ «Красносельская ЦРБ» имеются нарушения п. 40, 51, 60 и п. 61 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313. Согласно п. 40 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: устанавливать глухие решетки на окнах и проемах у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). Объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели "Эвакуационный (запасный) выход", "Дверь эвакуационного выхода"), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии. При эксплуатации действующих электроустановок запрещается: пользоваться поврежденными розетками, ).(п. 50,, 60, 61 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (вместе с "ППБ 01-03...")) В МУЗ «Красносельская ЦРБ» на окнах 1-го этажа здания поликлиники установлены глухие металлические решетки, здание не оборудовано знаками пожарной безопасности, отсутствуют указатели «Эвакуационный выход». В помещении детского отделения 2-го этажа производится эксплуатация поврежденных розеток, неисправных выключателей. Указанные выше факты нарушения Правил пожарной безопасности подтверждаются актом проверки от 11 марта 2011 года и никем не оспариваются. В судебном заседании установлено, что причиной отсутствия организационных мероприятий направленных на обеспечение пожарной безопасности является недостаточное финансирование районной больницы со стороны учредителя – администрации Красносельского муниципального района Костромской области. Согласно Устава МУЗ «Красносельская ЦРБ» муниципальное учреждение здравоохранения – «Красносельская центральная районная больница» учреждено Администрацией Красносельского района Костромской области. Таким образом, именно администрация Красносельского муниципального района, как учредитель, обязана финансировать МУЗ «Красносельская ЦРБ», выделять денежные средства, в том числе и на устранение нарушений Правил пожарной безопасности. При таких обстоятельствах, у суда имеются все основания для удовлетворения требований прокурора Красносельского района в полном объеме. Кроме того, в судебном заседании ответчики иск признали полностью и добровольно, данное признание иска не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов третьих лиц, поэтому оно принимается судом. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования прокурора Красносельского района заявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать бездействие МУЗ «Красносельская ЦРБ», выраженное в несоблюдении требований законодательства РФ о пожарной безопасности незаконным. Обязать МУЗ «Красносельская ЦРБ» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения: 1) оборудовать здание поликлиники автоматической пожарной сигнализацией; 2) вывести сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на пульт единой диспетчерской службы; 3) оборудовать здание поликлиники системой оповещения и управления эвакуацией; 4) оборудовать помещение поликлиники и больницы прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; 5) привести в исправное состояние сети пожарного водопровода, а также пожарные гидранты; 6) проверить противопожарный водопровод на водоотдачу; 7) обеспечить помещение больницы первичными средствами пожаротушения; 8) устранить глухие металлические решетки на окнах первого этажа здания поликлиники; 9) привести в соответствии с требованиями ГОСТа Р 12.2.143-2002 планы эвакуации людей на случай возникновения пожара; 10) заменить в помещении детского отделения 2-го этажа поврежденные розетки, электрические провода, неисправные выключатели; Обязать администрацию Красносельского муниципального района обеспечить финансирование мероприятий МУЗ «Красносельская ЦРБ» по устранению нарушений Правил пожарной безопасности. Решение в течение 10 дней со дня его вынесения может быть обжаловано или опротестовано в Костромской областной суд с подачей жалобы через Красносельский районный суд. Судья: