заявление прокурора о признании бездействия администрации по устранению причин нарушения санитарного законодательства, и об обязании профинансировать мероприятия по ....., оставлено без рассмотрения



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 апреля 2011 года

Красносельский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Богачевой Е.Б.

с участием прокурора Троицкого Н.В.

при секретаре Ярдаковой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красносельского района Костромской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании бездействия администрации Красносельского муниципального района по устранению причин нарушения санитарного законодательства незаконным, и об обязании администрации Красносельского муниципального района профинансировать мероприятия по разработке и утверждению в установленном порядке проекта зон санитарной охраны для водозаборных сооружений,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красносельского района Костромской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании бездействия администрации Красносельского муниципального района по устранению причин нарушения санитарного законодательства незаконным, и об обязании администрации Красносельского муниципального района профинансировать мероприятия по разработке и утверждению в установленном порядке проекта зон санитарной охраны для водозаборных сооружений. Свои требования мотивируют тем, что в июне 2010 года прокуратурой Красносельского района проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении населения качественной питьевой водой. Основанием проверки явилось обращение заместителя главного государственного санитарного врача по Костромской области ФИО1 о нарушении законодательства об обеспечении населения качественной питьевой водой и неисполнении судебного решения.

В результате проверки было установлено, что МУП «Коммунальник» осуществляет водоснабжение населения Красносельского муниципального района питьевой водой. Для данных целей муниципальное унитарное предприятие арендует у МУП «Красноетеплоэнерго» артезианские скважины, сети водопровода, и иные коммуникации, а так же станция обезжелезивания п. Красное на Волге, согласно договора аренды муниципального имущества от 16.06.2008 года.

Распоряжением главы Красносельского муниципального района Костромской области от 13.06.2006 года за № 284 МУП «Красноетеплоэнерго» указанное имущество передано учредителем - администрацией Красносельского муниципального района в хозяйственное ведении, соответственно собственником указанного имущества является администрация Красносельского муниципального района, что подтверждается реестром муниципальной собственности муниципального образования Красносельского района, утвержденного Собранием депутатов муниципального образования Красносельского муниципального района от 18.10.2002 года № 187.

26.03.2008 года Красносельским районным судом вынесено решение: об обязании МУП «Коммунальник» в срок до 20.04.2008 года восстановить работу станции обезжелезивания и обеспечить подачу воды населению в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;

об обязании МУП «Коммунальник» в срок до 01 августа 2008 года в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»:

- разработать и утвердить в установленном порядке проект зон санитарной охраны для водозаборных сооружений ( п.1.6., п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02);

- установить ограждение 1-го пояса зоны санитарной охраны, запрещающее въезд и проход аншлаги у всех скважин п.Красное-на-Волге (п.3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02);

-восстановить герметичность оголовка скважины №5 (п.3.2.1 СанПин 2.1.4.1110-02);

-восстановить герметичность люка для ремонта технологического оборудования у скважин № 1,2,3,5,6,8,10 (п.3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02);

-установить манометры на скважинах № 1,2,3,5,6,8,9,10 (п.3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02);

Об обязании МУП «Коммунальник» в срок до 01 августа 2008 года в соответствии с требованиями п.3.5 СанПин 2.1.5 1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» принять меры по восстановлению работы скважин № 4,11 или тампонажу в установленном порядке;

Об обязании МУП «Коммунальник» в срок до 01 августа 2008 года в соответствии с требованиями санитарных правил проектирования, строительства и эксплуатации хозяйственно-питьевых водопроводов № 458-63 от 06.12.1963 года;

- установить краны для отбора проб воды на скважинах № 1,2,3,5,6,8,9,10 (п.23);

-обеспечить герметичность пола в павильонах скважин № 1,2,3,5,6,8,9,10 (п.22);

На момент проверки МУП «Коммунальник» осуществлял подачу населению питьевой воды с превышением гигиенических критериев качества по санитарно-химическим показателям: содержание железа от 2 до 10 раз; марганца от 2 до 4 раз, мутность от 1,3 до 7, 6 раз; цветности от 1,7 до 2,7 раз, о чем свидетельствуют протоколы лабораторных исследований №1655,1653 от 07.05.2010 года. МУП «Коммунальник» неоднократно привлекался к административной ответственности за указанные нарушения, однако ситуация с качеством не изменилась. По результатам проверки 01.07.2010 года прокурором Красносельского района направлен проект представления в адрес главного судебного пристава УФССП по Костромской области об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, а также в соответствии со ст. 37 УПК РФ вынесено постановление о направлении материалов общенадзорной проверки, содержащих признаки состава преступления, предусмотренного статьей 315 УК РФ, для решения вопроса об уголовном преследовании в отношении директора МУП «Коммунальник» ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела).

11.02.2011 года в прокуратуру Красносельского района поступило обращение заместителя руководителя управления Федеральной службы по надзору в защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области, о том, что в управление продолжают поступать жалобы граждан, проживающих в п. Красное-на-Волге, на качество услуги холодного водоснабжения. В ходе проведенной проверки было установлено, что судебное решение от 26.03.2008 года в части обязания МУП «Коммунальник» разработать и утвердить в установленном порядке проект зон санитарной охраны для водозаборных сооружений (п.1.6., п.1,13 СанПиН 2.1.4.1110-02) не исполнено. Так же установлено, что указанные мероприятия по обеспечению населения качественной питьевой водой не выполнены МУП «Коммунальник» по причине отсутствия собственных источников финансирования. В связи с чем, руководство предприятия неоднократно направляло учредителю- администрации Красносельского муниципального района - ходатайства о выделении денежных средств на разработку проекта зон санитарной охраны и на восстановление ограждения артезианских скважин (исх. № 54 от 27.03.2007 г., № 1 от 10.01.2008 г., № 60 от 30.03.2009 г., № 212 от 15.08.2009 г.), однако, согласно объяснениям директора МУП «Коммунальник» от 23.06.2010 года и 10.03.2011 года, ответа и конклюдентных действий не последовало. Кроме того, заместителем главного государственного санитарного врача по Костромской области Тарасовым А.Л. в адрес главы администрации Красносельского муниципального района внесено представление от 09.10.2008 года № 5418-01 об устранении нарушений санитарного законодательства, а так же направлено предписание от 11.05.2010 года № 30-29-01. Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

      В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

     В соответствии с частью 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, кроме прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

    В соответствии с частью 1 статьи 51 указанного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Отсутствие финансирования муниципального унитарного предприятия со стороны собственника ведет к отсутствию возможности у предприятия выполнить необходимые мероприятия по обеспечению населения качественной питьевой водой во исполнение решения суда.

    Длительное употребление населением питьевой воды с повышенным содержанием железа по санитарным правилам и нормам недопустимо и может способствовать развитию аллергических реакций и заболеваний крови у населения. Бездействие администрации Красносельского муниципального района влечет нарушение прав неопределенного круга граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, закрепленных статьей 8 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» а так же на охрану здоровья, закрепленных статьей 41 Конституции Российской Федерации.

    На основании вышеизложенного, прокурор Красносельского района Костромской области просит признать бездействие администрации Красносельского муниципального района по устранению причин нарушения санитарного законодательства, незаконным.

Обязать администрацию Красносельского муниципального района профинансировать мероприятия по разработке и утверждению в установленном порядке проекта зон санитарной охраны водозаборных сооружений.

              Суд по ходатайству прокурора привлек в качестве соответчика по делу МУП «Красноетеплоэнергия», в хозяйственном ведении которого находится станция обезжелезивания водопроводных скважин и сетей пос. Красное-на-Волге.

                Выслушав явившихся в судебное заседание стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что данное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям:

               В соответствии со ст. 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.

Как указано в исковом заявлении прокурор обратился с таким иском в интересах неопределенного круга лиц.

              Однако в судебном заседании установлено, что в данном случае затронуты интересы только МУП «Коммунальник», который не имеет возможности исполнить решение Красносельского районного суда от 26 марта 2008 года в части разработки и утверждения в установленном порядке проекта зон санитарной охраны для водозаборных сооружений. И об обязании ответчика профинансировать проведение МУП «Коммунальник» именно этих мероприятия просит прокурор.

            После исполнения решения суда МУП «Коммунальник», в случае необходимости, не лишен возможности обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании с собственника этого имущества понесенных им затрат.

            В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

               Правом на обращение в суд с иском в интересах юридических лиц прокурор не наделен.

              

На основании изложенного, руководствуясь ст. 222 ГПК РФ суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

                   Исковое заявление прокурора Красносельского района Костромской области к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании бездействия администрации Красносельского муниципального района по устранению причин нарушения санитарного законодательства незаконным, и об обязании администрации Красносельского муниципального района профинансировать мероприятия по разработке и утверждению в установленном порядке проекта зон санитарной охраны для водозаборных сооружений, оставить без рассмотрения.

Определение в течение 10 дней со дня его вынесения может быть обжаловано или опротестовано в Костромской областной суд с подачей жалобы через Красносельский районный суд.

Судья: