требования о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогичечской деятельностью, удовлетворены



Дело

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

    27 мая 2011 года

Красносельский районный суд Костромской области

в составе председательствующего судьи Сидорова Н.Ф.,

при секретаре Смирновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукиной В.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Красносельскому району Костромской области о назначении досрочной трудовой пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л:

       Лукина В.В. обратились в суд с иском к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по Красносельскому району Костромской области о включении периода обучения в высшем учебном заведении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и назначении досрочной трудовой пенсии со дня обращения за её назначением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Свои требования истец обосновывает тем, что 29 марта 2011 года Управление ПФ РФ по Красносельскому району приняло от нее заявление и документы о назначении указанной пенсии. Однако в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью ей было отказано. Основанием для отказа послужило то, что в льготный стаж работы, необходимый для досрочного назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью не включен период обучения в Костромском <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 9 месяцев 27 дней). Ответчик сослался на то, что по состоянию на 01 октября 1993 года ( дата отмены Постановления Совета Министров ССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») у неё не имелось 2/3 стажа требуемого для назначении пенсии. С такими выводами Управления Пенсионного фонда истица не согласна, так как пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года за №1397, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах засчитывается в стаж работы учителей и других работников просвещения, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Её трудовая деятельность началась с ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя группы продленного дня в <данные изъяты> восьмилетней школе, а после обучения в институте, продолжилась в <данные изъяты> неполно- средней школе в должности учителя биологии и химии. Поэтому условия пункта 2 указанного Постановления в её случае выполнены полностью. В связи с вышеизложенным, Лукина В.В. считает, что решение Управления пенсионного фонда РФ по Красносельскому району является неправомерным и просит их обязать включить в специальный стаж указанный выше спорный период, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения за ней, то есть с 29 марта 2011 года.

     В судебном заседании Лукина В.В. исковые требования уточнила, помимо изложенных требований просит включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды нахождения на курсах повышения квалификации в Костромском институте повышения квалификации работников образования. Это периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(28дней). Истица пояснила, что с 1982 года и до настоящего времени она работает на должностях, связанных с педагогической деятельностью, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем группы продленного дня в <данные изъяты> восьмилетней школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учителем химии и биологии в <данные изъяты> неполно-средней школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заместителем директора по учебно-воспитательной работе в <данные изъяты> школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - исполняющая обязанности директора <данные изъяты> основной общеобразовательной школы; с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время - директор МОУ <данные изъяты> основной общеобразовательной школы. Стаж по педагогической деятельности у неё составил более 25 лет, поэтому в марте 2011 года она обратилась в Управление ПФ РФ по Красносельскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. На заседании комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан 05.04.2011 года ей было отказано в назначении такой пенсии, поскольку в специальный стаж, дающей право на досрочное назначений пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, не включен период обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года и время нахождения на курсах повышения квалификации - 28 дней. Всего не засчитано в стаж 4 года 10 месяцев 25 дней. В связи с этим стажа для назначения такой пенсии стало недостаточно. Считает, что ответчик неправомерно не зачел в её специальный стаж период обучением в Костромском <данные изъяты> и периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Поэтому она просит обязать ответчика включить спорные периоды (4 года 10 месяцев 25 дней) в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, и назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня подачи ею заявления, то есть с <данные изъяты>

       Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ по Красносельскому району по доверенности ФИО1, в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что действительно к ним в марте 2011 года с заявлением о назначении трудовой пенсии досрочно в связи с педагогической деятельностью обратилась Лукина В.В. Проверив, предоставленные документы, комиссия пришла к выводу, что такая пенсия Лукиной В.В. не может быть назначена с 29 марта 2011 года, так как не весь имеющийся у нее трудовой стаж может быть признан как педагогический. Они не приняли во внимание период обучения Лукиной В.В. в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года (4 года 9 месяцев 27 дней) и 28 дней курсы повышения квалификации. В соответствии с Положением о прядке исчисления стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», а именно п.2 установлено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В силу п. 4 данного Положения период учебы в Костромском <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ может быть засчитан в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии в соответствии с Положением №1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. 01 октября 1993 года вышеуказанный нормативно-правовой акт утратил силу, следовательно, учеба в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> ( 4 года 9 месяцев 27 дней) не может быть включен в льготный стаж при назначении досрочной пенсии, так как на ДД.ММ.ГГГГ у Лукиной В.В. не имелось выработанного 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Кроме того, в силу п. 5 Постановления Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года в специальный стаж засчитываются периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего времени. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а так же периоды ежегодных отпусков, включая дополнительные. Курсов повышения квалификации в данном перечне не предусмотрено. В сего не засчитано Лукиной В.В. в льготный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью - 4 года 10 месяцев 25 дней.

      Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:

      В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, и в иных случаях, установленных законом.

      Согласно пп.10 ст. 28 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

       Как следует из материалов и установлено в судебном заседании, Лукина В.В. 29марта 2011 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по Красносельскому району с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 10 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

       По Решению Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Красносельскому району Костромской области от 04 апреля 2011 года стаж Лукиной В.В. на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей составил 23 года 5 месяцев 07 дней. В данный стаж включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 5 дней) - в должности воспитателя группы продленного дня <данные изъяты> восьмилетней школы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 лет 4 дня) - в должности учителя химии и биологии в <данные изъяты> неполно-средней школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 4 месяца) - в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в <данные изъяты> школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7месяцев 2 дня) - в должности исполняющей обязанности директора <данные изъяты> основной общеобразовательной школы; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время- директора МОУ <данные изъяты> основной общеобразовательной школы.

Педагогическая деятельность Лукиной В.В. за этот период подтверждена записями в трудовой книжке и другими документами, и ответчиком не оспаривается.

      В льготный стаж работы Лукиной В.В., необходимый для досрочного назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью, не включен период обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 9 месяцев 27 дней) и 28 дней - периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Всего Лукиной В.В. не засчитано в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью - 4 года 10 месяцев 25 дней.

В судебном заседании установлено, что истица Лукина В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась по очной форме в <данные изъяты>.

Доводы ответчика о том, что указанный период обучения в <данные изъяты> не подлежит включению в льготный стаж, поскольку на 01 октября 1993 года (дата отмены постановления Совета Министров ССС от 17.12. 1959 года № 1397) у Лукиной В.В. не имелось 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, по мнению суда, являются несостоятельными.

В период указанного обучения истицы в высшем учебном заведении действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года за №1397.

    В соответствии с пунктом 2 Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 (ред. от 12.04.1984 года) «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения)), в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Пунктом 4 вышеуказанного Положения предусмотрено, что время работы (указанной в п.п.1,2. и 3 настоящего Положения) засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Судом установлено, что перед учебой в <данные изъяты> Лукина В.В. работала воспитателем группы продлённого дня в <данные изъяты> восьмилетней школе, а непосредственно после окончания педагогического института <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ работала в должности учителя химии и биологии в <данные изъяты> неполно-средней школе.

    На момент обращения Лукиной В.В. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ей было выработано на менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, поэтому период обучения                                                                                       в <данные изъяты>. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) подлежит включению в специальный стаж, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

    То обстоятельство, что на момент решения вопроса о её (истице) праве на досрочную трудовую пенсию законодательство изменилось, что поставило её в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсии ранее, не должно нарушать её законно возникшее право.

Иное толкование пенсионного законодательства свидетельствует о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, что не совместимо с требованиями, вытекающими из ст. ст. 2.7,17,18, 19, 54 и 55 Конституции РФ.

    Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действующего на момент приобретения права.

По мнению суда, подлежат включению в льготный стаж, дающий ЛукинойВ.В. право для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и периоды нахождения на курсах повышения квалификации - (28дней).

     В судебном заседании установлено, что во время нахождения Лукиной В.В. на курсах повышения квалификации, ей выплачивалась заработная плата, производились необходимые отчисления. На курсы повышения квалификации она направлялась по приказам работодателя ( л.д.14,15).

       Постановлением Правительства РФ от 29.10.02 г. № 781 установлена возможность применения «Правил исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в части неурегулированной Правилами от 29.10.2002 г. Данные Правила не предусматривают исключение из специального стажа время нахождения на курсах повышения квалификации, как не предусмотрено и другими нормативными документами и пенсионным законодательством.

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.02 за №516, в специальный стаж работы, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ

       Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работу, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Из материалов дела следует, что Лукина в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - (28 дней) находилась на курсах повышения квалификации в Костромском институте повышения квалификации работников образования.

       Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

      Кроме того, педагогические работники в силу специфики своей работы обязаны периодически повышать свою квалификацию на специальных курсах, и это является обязательным условием выполнения работы.

      Следовательно, указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации также подлежат включению в стаж, дающий Лукиной В.В. право на досрочное пенсионное обеспечение.

На день подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии стаж педагогической деятельности Лукиной В.В. составляет более 25 лет.

       В соответствии со ст. 19 ФЗ РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за частью пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

      Лукина В.В. обратилась ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Красносельскому муниципальному району с заявлением о назначении трудовой пенсии досрочно в связи с педагогической деятельностью 29 марта 2011 года. Именно с этого числа ей и должна быть назначена трудовая пенсия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд                                                                                                                          

Р Е Ш И Л:

      Требования Лукиной В.В. к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Красносельскому району Костромской области удовлетворить.

Обязать ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ по Красносельскому району Костромской области включить Лукиной В.В. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 9 месяцев 27 дней); периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (28 дней).

        Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Красносельскому району Костромской области назначить Лукиной В.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 29 марта 2011 года.

        Решение в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Костромской областной суд с подачей жалобы в Красносельский районный суд.

Судья: