Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 сентября 2011 года Красносельский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Богачевой Е.Б. при секретаре Ярдаковой С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л. к Администрации Сидоровского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области об изменении даты постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л: Л. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Сидоровского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области об изменении даты постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 26 января 2011 года на 17 мая 2010 года. Свои требования истец мотивируя тем, что 05 апреля 2010 она обратилась в администрацию Сидоровского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии администрации Сидоровского сельского поселения от 07 мая 2010 года за № 155 ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что обеспеченность жилой площадью превышает установленную законом норму и составляет <данные изъяты> кв.м., при норме 12 кв.м.. Данное решение ею было обжаловано в различные инстанции, том числе в прокуратуру Красносельского района. По результатам прокурорской проверки отказ ответчика в постановке её (истицы) на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий был признан незаконным. Прокуратурой в адрес Главы администрации Сидоровского сельского поселения было вынесено представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации с обязанием поставить её (Л.) на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, в ходе проверки было установлено, что на момент обращения к ответчику в апреле 2010 года, были все законные основания для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий. 26 января 2011 года она (истица Л.) была поставлена администрацией Сидоровского сельского поселения на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается письмом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. Однако постановка её на учет, через несколько месяцев, после предусмотренного законном срока, нарушает её права. Финансирование мер социальной поддержки, установленных для семей погибших (умерши) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны в рамках программы Президента Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов осуществляется поэтапно. Выплаты денежных средств на улучшение жилищных условий, которые предусмотрены ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», производятся в соответствии с календарной очередностью постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. К настоящему времени финансирование обеспечило выплату мер социальной поддержки ветеранов, вставших на учет на улучшение жилищных условий по декабрь 2010 года, что подтверждается письмом Департамента от 03.08.2011 года № Ла-1312. таким образом, считает, что при надлежащем рассмотрении Администрацией Сидоровского сельского поселения её заявления в установленный законом срок и принятия правомерного решения к настоящему моменту выплату она бы уже получила. В судебном заседании истица Л., и её представитель по доверенности ФИО 1 требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив их и пояснили, что этот жилой дом принадлежит её сыновьям. Которые выкупили его у колхоза. Она изначально с мужем проживала в этом доме и проживает до настоящего времени по договору найма. Общее хозяйство она с детьми не ведет, и совместно не проживают. Договора найма с сыном она заключает на протяжении нескольких лет. Когда первый раз она обратилась в администрацию Сидоровского сельского поселения, то ей дали перечень документов, которые она должна предоставить им для постановки её на учет вместе с заявлением. Они собрали все указанные в перечне документы, и предоставили в администрацию вместе с заявлением о постановке на учет по основанию отсутствия жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности 5 апреля 2010 года. Никаких претензий к документам им не предъявляли и договор найма жилого помещения не потребовали. Сами они его не предоставили, поскольку в перечне требуемых документов его не было. Однако в мае 2010 года она получила письмо от администрации Сидоровского сельского поселения об отказе в постановке её на такой учет, поскольку посчитали, что жилплощади у неё достаточно и жилой дом отвечает всем требованиям, поскольку износ дома всего 38%. На заседание комиссии её не приглашали, поэтому она и не присутствовала. 22 июня 2010 года она вновь написала заявление в администрацию Сидоровского сельского поселения о постановке её на учет по основанию отсутствия жилого помещения, так как проживает по договору найма, и одновременно предоставили договор найма жилого помещения от 01.01.2010 года. Договоры найма этого жилого помещения за прошлые годы с неё не потребовали. 7 июля 2010 года она получила ответ, в котором ей вновь отказали в постановке на учет уже указав, что, заключив такой договор найма, который не зарегистрирован в администрации Сидоровского сельского поселения, она ухудшила свои жилищные условия. Поскольку она была не согласна с такими отказами, то стала обращаться в различные инстанции, в том числе и в прокуратуру Красносельского района. После проведенной проверки в адрес администрации была направлено прокуратурой представление об устранении допущенных нарушений её прав и только 26 января 2011 года она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий распоряжением главы Сидоровского сельского поселения Красносельского района. Считает, что её были обязаны поставить на такой учет 17 мая 2010 года, а именно не позднее тридцати рабочий дней со дня представления всех документов в администрацию Сидоровского сельского поселения. Все документы она предоставила вместе с заявлением 5 апреля 2010 года. Считает, что, поставив её на учет в более позднее время, было нарушено её право на своевременное получение мер социальной поддержки и лишает её возможности в будущем получить такие меры в более ранние сроки. Допускает, что при подсчете могли допустить ошибку, так как не учли в этот период праздничные дни. В связи с изложенным, она и просит признать её состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдова участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов согласно п.1 части 1 ст. 51 ЖК РФ, как не являющаяся нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения с 20 мая 2010 года. Ответчики - представители администрации Сидоровского сельского поселения Красносельского муниципального района по доверенности ФИО 2 и ФИО 3 в судебном заседании требования не признали и пояснили, что Л. и её мужу это жилое помещение было предоставлено еще колхозом Ленина по договору найма как работникам колхоза. В 1992 году колхоз продал 1\2 долю этого жилого дома их сыновьям - ФИО 4 и ФИО5 в счет имущественных паев родителей. Л. вместе с мужем остались проживать в этом доме. На момент подачи ею заявления о постановке на учет в апреле 2010 года в этом доме Л. проживала одна. Вместе с заявлением она предоставила все документы, которые с неё требовали. Допускают, что ей тогда не предлагали предоставить договор найма этого жилого помещения, заключенного с собственником, так как еще сами не знали об этом. Почему жилищная комиссия рассмотрела заявление по основаниям, которые она не указывала объяснить не могут, возможно, по причине незнания законодательства председателя комиссии. При повторном обращении Л. с заявлением она уже предоставила договор найма жилого помещения от 2010 года, но ей вновь отказали в постановке на учет, так как сочли, что, заключив договор найма в 2010 году она ухудшила свои жилищные условия, так как является членом семьи своего сына. Не оспаривают, что и на этот момент она проживала одна в этой же квартире. В последствии к ним поступило представление прокурора и заявление Л. с приложением договоров найма за предыдущие года, и они поставили её на такой учет. Иск не признают по тем основаниям, что Л. весь пакет документов был предоставлен только в 2011 году при подаче третьего заявления. Хотя не отрицают, что ранее таких документов с неё не требовали. Представитель третьего лиц - Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, прислали заявление, в котором просят дело рассмотреть в их отсутствие, разрешение спора оставляют на усмотрение суда. Выслушав явившиеся в судебное заседание стороны, исследовав материалы гражданского дела, подлинное учетное дело, суд приходит к следующему выводу: В судебном заседании установлено, и никем не оспаривается, что ФИО6 является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В силу п.1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года «О ветеранах». В соответствии со ст. 21 п.1 подпункта 4 Федерального закона от 12.01.1995 года (в редакции от 09.12.2010 года) «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки, установленной для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоящим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей вышеуказанных лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. То есть с 1 января 2005 года порядок постановки на учет граждан в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений производится в порядке и на основаниях, которые предусмотрены Жилищным Кодексом Российской Федерации, действующим с 1 марта 2005 года, но без учета имущественного положения этой категории лиц. Ст. 23.2 указанного закона закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года. В соответствии с п.1 ст.4 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, осуществляют органы местного самоуправления Костромской области в соответствии с законом Костромской области от 15 ноября 2005 года № 321-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», за исключением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии со 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются: -не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; -являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, менее учетной нормы; -проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно ст. 52 ЖК Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть поставлен на учет по одному их этих оснований, или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч.4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. При таких обстоятельствах Л. имеет право состоять на учете на получение жилого помещения, если она может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии со ст. 51 ЖК РФ. Как установлено в судебном заседании Л. на основании решения жилищной комиссии администрации Сидоровского сельского поселения от 24.01.2011 года № 2 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и в настоящее время на основании распоряжения главы Сидоровского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области № 6 от 26.01.2011 года состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ «не являющаяся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членами собственника жилого помещения». Данный факт никем не оспаривается и не является предметом рассмотрения данного дела. Из представленных суду материалов следует, что первоначально Л. обратилась в администрацию Сидоровского сельского поселения с заявлением о постановке её на такой учет 5 апреля 2010 года по основанию отсутствия у неё жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности, что подтверждается предоставленным суду заявлением и другими материалами дела, и никем не оспаривается. Из перечня принятых администрацией Сидоровского сельского поселения документов вместе с этим заявлением от имени Л., следует, что ею были предоставлены все документы, подтверждающие её право на постановку на учет по этим основаниям. В том числе и об отсутствии у неё в собственности жилого помещения, а так же наличия жилого помещения по договору социального найма. Так же было подтверждено, что проживала она одна, а не в семье сына. Согласно решения жилищной комиссии при администрации Сидоровского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 7 мая 2010 года Л. как вдова участника Великой отечественной войны не была поставлена на учет, поскольку имеет обеспеченность жилым помещение выше учетной нормы (при норме 12 кв.м. имеет 55,9 кв.м.), и проживает в помещении отвечающим всем требованиям, установленным для жилого помещения (износ составляет 38% вместо 65% и более). То есть в данном случае имел место отказ в постановке на учет по основанию, которое не указывалось ФИО7, в заявлении о постановке её на учет. Отказ по основаниям отсутствия у неё жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности комиссией не рассматривался, доводы об отсутствии доказательств этого у Л. комиссией не приводились. Кроме того, Л. при проведении жилищно-бытовой комиссии не присутствовала и о заседании её надлежащим образом не извещали. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что это заявление Л. по основаниям, изложенным в нем, не было рассмотрено администрацией Сидоровского сельского поселения по существу. 22 июня 2010 года Л. вновь обратилась с заявлением в Администрацию Сидоровского сельского поселения о принятии её на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении указав в нем по иному основанию, а именно отсутствия жилого помещения, так как проживает по договору социального найма, приложив дополнительно договор найма жилого помещения от 01.01.2010 года. Фактически Л. в заявлении была допущена ошибка в указании основания, которым являлось отсутствие жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности, и проживание в жилом помещении по договору найма, то есть те же основания, которые были указаны Л. в первом заявлении от 5 апреля 2010 года. Суд считает, что повторное обращение Л. с таким заявлением было вынужденным, поскольку не было рассмотрено по существу первоначально поданное заявление. Данное заявление было рассмотрено 7 июля 2010 года жилищной комиссией, и в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий Л. было отказано по тем основаниям, что она проживает в жилом доме <адрес> как член семьи собственника этого жилого помещения, а заключение договора найма этого жилого помещения с собственником ФИО 8 является намеренным ухудшением жилищных условий согласно ст. 53 ЖК РФ и поставить её на учет её можно, согласно законодательства только не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Однако из материалов учетного дела видно, что и на этот момент Л. проживала в этом доме одна, а семья собственника в этой квартире не проживала, общее хозяйство они не вели. В соответствии со ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а так же дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи, если они вселены нанимателем как члены семьи и ведут с ним общее хозяйство. Намеренность ухудшения жилищных условий так же не была установлена, поскольку Л. не являлась ранее собственником этого жилого помещения и не проживала в нем по договору социального найма. 20 января 2011 года Л. подала в администрацию Сидоровского сельского поселения третье заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по тем же основаниям, что и ранее и согласно жилищной комиссии от 25 января 2011 года она была признана нуждающейся в жилом помещении и была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдова участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов согласно п.1 части 1 ст. 51 ЖК РФ, как не являющаяся нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения. При этом никаких изменений в жилищных условиях Л. со дня подачи первого заявления от 5 апреля 2010 года не произошло. Следовательно, предыдущие отказы в постановке Л. на такой учет были незаконными. Данный факт был подтвержден проверкой, проведенной прокуратурой Красносельского района по заявлению Л.. В связи с чем, в адрес администрации Сидоровского сельского поселения была вынесено представление об устранении нарушений прав Л.. Именно это представление и послужило основанием для постановки Л. на такой учет 25 января 2011 года. При таких обстоятельствах, учитывая незаконность отказов в постановке на учет Л. как нуждающейся в жилом помещении и требования ст. 52 ЖК РФ, а именно о том, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч.4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган, суд приходит к выводу, что Л. должна была быть поставлена на учет по этим основанием не позднее чем через 30 рабочих дней со дня подачи ею заявления 5 апреля 2010 года, то есть с 20 мая 2010 года. Дата, на которую просит изменить истица исчислена ею ошибочно, без учета праздничных дней, имевших место в этот период времени. Изменение даты постановки Л. на такой учет порождает для неё право на ускоренное получение социальных выплат на улучшение жилищных условий в порядке очередности. При таких обстоятельствах суд считает, требования Л. обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования Л. удовлетворить. Признать Л. состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдова участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов согласно п.1 части 1 ст. 51 ЖК РФ, как не являющаяся нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения с 20 мая 2010 года. Решение в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, которое будет изготовлено 26 сентября 2011 года, может быть обжаловано в Костромской областной суд с подачей жалобы в Красносельский районный суд. Судья: