Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 апреля 2012 года Красносельский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Сидорова Н.Ф., при секретаре Лопатиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красносельского района Костромской области, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» Красносельского муниципального района Костромской области об обязании оборудовать площадку центрального входа в здание школы специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Красносельского района, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» Красносельского муниципального района Костромской области об обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать площадку центрального входа в здание, расположенного по адресу: <адрес>, соответствующими приспособлениями (пандусами, перилами, настилами, рельсами и т.д.) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и детей инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в соответствии с требованиями законодательства. Свои требования прокурор мотивирует тем, что Красносельской районной прокуратурой была проведена проверка соблюдения прав и законных интересов социально незащищенной категории граждан - инвалидов, детей инвалидов проживающих и пребывающих на территории Красносельского муниципального района, на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. По результатам проведенной проверки выявлены факты нарушения прав инвалидов в деятельности МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» Красносельского района Костромской области. Установлено, что вход в здание, расположенное по адресу: <адрес>, осуществляется через площадку центрального входа, имеющую несколько ступеней. При этом данная площадка не оборудована специальными приспособлениями для входа лиц, с нарушением опорно-двигательного аппарата и въезда инвалидов колясочников, таких как пандусы, перила, настилы, рельсы. В соответствие со статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям). В соответствии с пунктом 4.3.3. ГОСТ 52496-2005 «Национальный стандарт РФ, Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения», утвержденные Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 года №533-ст., введенного в действие с 01 января 2007 года, все служебные помещения проверяются на соответствие требованиям, по обязательному оборудованию помещений специальными устройствами, приспособлениями для передвижения инвалидов (пандусами, поручнями, расширенными дверными проемами, лифтовыми подъемниками и т.д.), определяющим их качество. Несоблюдение данных требований закон, является нарушением конституционных прав и свобод граждан, закрепленных ст. ст. 18, 19, 27, 41, 45 Конституции РФ. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд. В связи с тем, что непринятие мер по самостоятельному исполнению требований вышеуказанного федерального законодательства нарушает права неопределенного круга лиц, в числе которых могут быть учащиеся школы в будущем, их законные представители, посетители, и иные лица, прокурором предъявляется иск в их интересах. В судебном заседании помощник прокурора Красносельского района Костромской области Виноградова М.Ю. требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика-директор МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» Красносельского муниципального района Костромской области Б. требования признала и пояснила, что действительно центральный вход школы не оборудован приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и детей-инвалидов с нарушениями опорно- двигательного аппарата. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора Красносельского района обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. На основании ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года за № 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011 года) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В силу пункта 4.3.3. ГОСТ 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения», утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 30.12. 2005 года №533-ст., введенного в действие с 01 января 2007 года, качество помещений, предоставляемых для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания, контролируют путем их проверки на соответствие требованиям по размеру, расположению, конфигурации, обеспечению возможности проведения в них всех упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемого контингента. Кроме того, все жилые, служебные и производственные помещения проверяют на соответствие следующим требованиям, определяющим их качество: требованиям противопожарной безопасности; требованиям по обязательному оснащению телефонной связью и обеспечению всеми видами коммунально-бытового обслуживания; требованиям по защищенности от воздействия различных факторов (повышенной температуры, влажности, вибрации и т.д.), отрицательно влияющих на здоровье персонала, клиентов и на качество предоставляемых услуг; требованиям по обязательному оборудованию помещений специальными устройствами, приспособлениями для передвижения инвалидов (пандусами, поручнями, расширенными дверными проемами, лифтовыми подъемниками и т.д.). Пунктом 9.1. Устава Муниципального общеобразовательного учреждения <данные изъяты> средней общеобразовательной школы Красносельского района Костромской области, утвержденного Постановлением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от дд.мм.гггг за №, предусмотрено, что в своей деятельности Школа руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом муниципального образования Красносельского муниципального района, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, решениями органа управления образованием всех уровней; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, локальными правовыми актами Школы. ( л.д8). Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» Красносельского муниципального района Костромской области не исполняет должным образом законодательство о защите социальных прав инвалидов. В частности, центральный вход в здание школы по адресу: <адрес> не оборудован специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами и др.) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и детей инвалидов, с нарушением опорно-двигательного аппарата (инвалидов-колясочников). Из справки помощника прокурора Красносельского района о результатах проверки исполнения законодательства о социальной поддержке инвалидов в деятельности МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» от дд.мм.гггг следует, что вход в здание школы осуществляется через площадку центрального входа, имеющую несколько ступеней. При этом площадка центрального входа в здание школы не имеет специальных приспособлений для входа лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и въезда инвалидов колясочников, таких как пандусы, перила, настилы, рельсы. ( л.д.4) На основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку бездействие МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» нарушает права и законные интересы социально незащищенной категории граждан - инвалидов, поэтому прокурором предъявляется настоящий иск в их интересах. Непринятие мер МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» по не оборудованию входа в здание школы специальными приспособлениями для лиц инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (инвалидов колясочников) делает затруднительным доступ в указанное здание, что влечет нарушение конституционных прав граждан, являющихся инвалидами. При таких обстоятельствах, требования прокурора Красносельского района подлежат удовлетворению в полном объеме. Кроме того, в судебном заседании ответчик иск признал полностью и добровольно, данное признание иска не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, поэтому оно принимается судом. В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона. В соответствии подп. 3 п.1 ст.333.19 главы 25.3 ч.2 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для организаций составляет 4000 рублей. Однако, учитывая материальное положение ответчика, суд находит возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика до <данные изъяты> рублей. Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 196-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования прокурора Красносельского района Костромской области, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» Красносельского муниципального района Костромской области удовлетворить. Обязать МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» Красносельского муниципального района Костромской области оборудовать площадку центрального входа в здание школы по адресу: <адрес>, соответствующими приспособлениями (пандусами, перилами, настилами, рельсами и т.д.) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и детей инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в соответствии с требованиями законодательства в течение трех месяце со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» Красносельского муниципального района Костромской области в доход муниципального образования «Красносельский муниципальный район Костромской области» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы(представления) через Красносельский районный суд. Судья: