о признании незаконным отказа Главы Красносельского муниципального района Костромской области и Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья



Дело № 2-76/10Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2010 год

Красносельский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Сморчкова С.В.,

при секретаре Иконниковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токмакова Евгения Сергеевича к Главе Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконным отказа Главы Красносельского муниципального района Костромской области и Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Токмаков Е.С. обратился в суд с иском о признании незаконным отказ Главы Красносельского муниципального района Костромской области и Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в признании его участником программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, и в предоставлении ему социальной выплаты за счет федерального бюджета на приобретение жилья, удостоверенной государственным жилищным сертификатом; обязании Главы Красносельского муниципального района Костромской области и Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании его участником программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, и предоставления ему социальную выплату за счет федерального бюджета на приобретение жилья, удостоверенной государственным жилищным сертификатом. Свои требования истец обосновывает тем, что он проходил действительную военную службу в звании мичмана в вооруженных силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, календарная выслуга лет составила 11 лет 10 месяцев, льготная - 21 год 5 месяцев, из них 9 лет на подводных лодках со специальными энергетическими установками. Во время службы он и члены его семьи проживали в служебной квартире <адрес>. По увольнению с военной службы он вместе с членами семьи сдал указанную квартиру и переехал на постоянное жительство в <адрес> на жилплощадь матери по договору найма на <адрес>, где и проживает по настоящее время. Своего жилья в собственности не имеет. По приезду в <адрес> его, постановлением главы самоуправления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, поставили на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий в очередь лиц, офицерского состава, прапорщиков и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку. ДД.ММ.ГГГГ протоколом № заседания комиссии по представлению гражданам Красносельского района, нуждающимся в улучшении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья при администрации Красносельского района его включили в список получателей государственных жилищных сертификатов для покупки жилья.

Однако, обратившись в администрацию Красносельского района Костромской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты за счет федерального бюджета на приобретение жилья, удостоверенной государственным жилищным сертификатом, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью Главы Красносельского муниципального района Костромской области Ложникова С.М., в удовлетворении его заявления было отказано, по тем основаниям, что Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области возвратил все документы, направленные ими для оформления жилищного сертификата. К письму также прилагался отказ первого заместителя директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Шилова В.А. в связи с тем, что сертификат выдается гражданам, уволенным с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также потому, что Токмаков не предоставил льготное удостоверение установленного образца, удостоверенного постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054, дающего право на предоставление жилья.

Считает, что в соответствии с правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 года, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, государственный жилищный сертификат на приобретение жилья ему должен быть выдан по следующим основаниям: - по пп. «б» п. 5, как гражданину, подлежащему переселению из закрытых военных городков, закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) Островной Мурманской области указано в перечне ЗАТО, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 года № 508 «Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов»; - по пп. «з» п. 5, как гражданину, выезжающему (выехавший) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, который в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрел право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет. Мурманская область включена в перечень районов Крайнего Севера с 1 июля 1990 года Постановлением Совета Министров СССР № 594 от 23.06.1990 года. Право на льготное предоставление жилья по ранее действующему законодательству подтверждается справкой командира войсковой части № 10690 № 45\ок от 26.01.1996 года. Кроме того, отказ в предоставлении социальной выплаты за счет федерального бюджета на приобретение жилья, в виду не предоставления им льготного удостоверения установленного образца, дающего право на предоставление жилья, считает так же незаконным, поскольку он был уволен из вооруженных сил РФ 15 августа 1995 года, а форма льготного удостоверения, дающего право на предоставление жилья утверждена постановлением Правительства РФ 06 сентября 1998 года. Таким образом, на момент его увольнения действовала другая форма удостоверения на предоставление жилищных льгот и в администрацию Красносельского муниципального района удостоверение было предоставлено. Однако этот документ при решении вопроса о предоставлении ему жилищного сертификата учтен не был.

В судебном заседании Токмаков Е.С. требования уточнил в части предоставления ему не социальной выплаты за счет федерального бюджета на приобретение жилья, удостоверенной государственным жилищным сертификатом, а просил суд обязать Администрацию Красносельского муниципального района Костромской области и Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области предоставить ему жилищный сертификат, удостоверяющий его право на получение за счет федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья. Иск поддержал в полном объеме. Пояснения дал аналогичные, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности Курочкина Л.А. исковые требования признала, пояснив, что действительно в 2005 году к ним обратился Токмаков Е.С. с заявлением о включении его в состав участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Комиссией при Администрации Красносельского муниципального района Костромской области было принято решение о включении мичмана запаса Токмакова Е.С. в список получателей государственного жилищного сертификата для покупки жилья. Были собраны необходимые документы и направлены в Департамент СЗН, ОиП Костромской области. В 2009 году Департамент возвратил им документы на Токмакова Е.С. с мотивировкой, что он не может быть участником подпрограммы и ему не может быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилья, удостоверенная государственным жилищным сертификатом. Об этом решении они сообщили Токмакову Е.С. в письменном виде. Однако, их мнение отличается от мнения ДСЗН, ОиП Костромской области.

Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области (далее ДСЗН, ОиП Костромской области), привлеченный судом к участию в деле в качестве соответчика, своего представителя не направили, просили дело рассмотреть в отсутствие их представителя. Исковые требования истца не признали, по существу заявленных требований, в письменном отзыве, пояснили следующее: В соответствии с п. 42 Положения о департаменте социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 20 декабря 2007 года № 532, департамент оформляет государственный жилищный сертификат в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.». В соответствии с п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 Правил, и представляет его в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. В списке, представленном администрацией Красносельского района, Токмаков Е.С. был включен как гражданин, уволенный с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года (пп. «г» п. 5 Правил). Из представленных документов следует, что Токмаков был уволен в запас по истечении установленного срока военной службы. В соответствии с пп. «г» п. 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В связи с тем, что истец уволен по истечении установленного срока военной службы, он не может быть участником подпрограммы как гражданин, уволенный с военной службы (службы) и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года (пп. «г» п. 5 Правил).

На основании пп. «б» п.5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее-поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации. В соответствии с пп. «а» п. 18 выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в пп. «б» п. 5 Правил, - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба), в данном случае Министерство обороны Российской Федерации. На основании пп. «з» п. 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненные к ним местностей, в том числе граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не менее 10 календарных лет. Для участия в подпрограмме на основании пп. «е» п. 19 Правил, как выехавший из районов Крайнего Севера, истец должен предоставить, в том числе следующие документы: 1. Документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 года; 2.Копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях.

Департамент возвратил документы Токмакову Е.С. в администрацию Красносельского района в связи с тем, что у истца отсутствует право на участие в подпрограмме по пп. «г» п. 5 Правил. На участие в подпрограмме по другим основаниям Токмаков Е.С. не изъявлял желание. В случае, если истец изъявит желание на участие в подпрограмме как гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ему необходимо обратиться в администрацию Красносельского района и предоставить необходимые документы. На основании изложенного, просили суд отказать в удовлетворении исковых требований истца.

Выслушав истца, учитывая мнение ответчиков, исследовав материалы гражданского дела и, представленные ответчиком, накопительные документы на Токмакова Е.С. суд приходит к следующему выводу:

В соответствии со ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Из материалов дела следует, что Токмаков Е.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил действительную военную службу в ВС РФ и календарная выслуга лет составляет 11 лет 10 месяцев (справка командира № от ДД.ММ.ГГГГ №). Проживал истец в служебном жилом помещении - однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, которую впоследствии сдал (справка о сдаче жилого помещения серии № от ДД.ММ.ГГГГ). Переехал проживать и до настоящего времени проживает в <адрес> в жилом доме у матери по договору найма, недвижимого имущества в собственности не имеет (справки о регистрации, договор найма жилого помещения, сообщения об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ними). В 2005 году обратился в Администрацию Красносельского муниципального района Костромской области с заявлением (рапортом) о включении его в состав участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Комиссией при Администрации Красносельского муниципального района Костромской области было принято решение о включении мичмана запаса Токмакова Е.С. в список получателей государственного жилищного сертификата для покупки жилья. Были собраны необходимые документы и направлены в Департамент СЗН, ОиП Костромской области, что соответствует требованиям п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, в соответствии с которым орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 Правил, и представляет его в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. Департамент СЗН, ОиП Костромской области отказал истцу о включении его в участники подпрограммы и в предоставлении ему социальной выплаты на приобретение жилья, удостоверенной государственным жилищным сертификатом. Об этом решении Глава Администрации Красносельского муниципального района Костромской области уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ сообщил Токмакову Е.С..

Однако данный отказ суд считает незаконным по следующим основаниям:

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 годы.

Согласно абз. 2 п. «з» ст. 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан РФ: граждане выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которые в соответствии с ранее действующим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретении жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет.

В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которых распространяется действие Указов президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (в ред. постановления Совета Министров СССР от 03 января 1983 года № 12), к районам Крайнего Севера относится Мурманская область.

Ссылка Департамента СЗН, ОиП Костромской области на п. 19 пп. «е» Правил, в соответствии с которой гражданин должен предоставить следующие документы: подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера до 01 января 1992 года и документы, подтверждающие трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не обоснована, так как Токмаковым Е.С. указанные документы предоставлены.

Так, согласно справок, имеющихся в учетном деле Токмакова Е.С., он проходил действительную военную службу в ВС РФ <адрес>, в календарном исчислении выслуга лет составила 11 лет 10 месяцев. Архивная справка Муниципального унитарного предприятия ЗАТО г. Островной от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждает прибытие (регистрацию по месту жительства) Токмакова Е.С. до 01 января 1992 года, в ЗАТО <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и далее по ДД.ММ.ГГГГ. Наличие же льгот у Токмакова Е.С. по ранее действующему законодательству на получение жилой площади подтверждается справками командира войсковой части №, так же имеющиеся в учетном деле истца.

Таким образом, оснований для отказа в признании Токмакова Е.С. участником подпрограммы, предусмотренные п. 22 Правил, у Департамента СЗН, ОиП Костромской области не имелось.

Доводы Департамента СЗН, ОиП Костромской области о том, что они возвратили документы Токмакову Е.С. в связи с тем, что у истца отсутствует право на участие в подпрограмме по пп. «г» п. 5 Правил, несостоятельны в виду того, что в заявлениях (рапортах) Токмаков Е.С. не указывал конкретные основания, дающие право на получение жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Костромской области, а Департамент не проверил иных законных оснований, по которым бы Токмаков имел право на участие в подпрограмме.

Но заслуживает внимания довод ответчика об отказе в предоставлении Токмакову Е.С. жилищного сертификата по пп. «б» п. 5 Правил, в соответствии с которым право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, поскольку в данном случае, согласно п. 18 пп. «а» Правил, выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (служба), т.е. Министерство обороны РФ.

Не подлежат удовлетворению требования истца в части обязания Главы Красносельского муниципального района Костромской области признать его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, так как, согласно п. 42 Положения о Департаменте СЗН, ОиП Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 20.12.2007 года № 532, оформляет государственный жилищный сертификат в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. именно Департамент СЗН, ОиП. Выдача этого сертификата осуществляется, в соответствии с п. 18 пп. «в» Правил, органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Токмакова Евгения Сергеевича удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Главы Красносельского муниципального района Костромской области и Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в признании Токмакова Евгения Сергеевича участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, и в предоставлении Токмакову Евгению Сергеевичу социальной выплаты за счет федерального бюджета на приобретение жилья, удостоверенной государственным жилищным сертификатом.

Обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области признать Токмакова Евгения Сергеевича участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.

Обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и Администрацию Красносельского муниципального района Костромской области с момента вступления в законную силу решения суда предоставить Токмакову Евгению Сергеевичу жилищный сертификат, удостоверяющий право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

В части требований об обязании Главы Красносельского муниципального района Костромской области признать Токмакова Евгения Сергеевича участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 годы истцу отказать.

Решение в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Костромской областной суд с подачей жалобы в Красносельский районный суд.

Председательствующий: