решение-о предоставлении земельного участка - вступило в законную силу 09.07.2010 года



Дело № 2-1068/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2010 г. г. Ярославль

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:

судьи Донцовой Н.С.,

при секретаре Ершовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кухаренко Г.Ф. к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля, о признании незаконным бездействия мэрии г. Ярославля, возложении обязанности по предоставлению земельного участка,

у с т а н о в и л:

Кухаренко Г.Ф. обратилась в суд с указанным иском, в котором просит признать незаконным бездействия мэрии г. Ярославля по предоставлению в
первоочередном порядке Кухаренко Г. Ф. земельного участка ориентировочной площадью 800 квадратных метров, расположенного по адресу: АДРЕС в аренду для индивидуального жилищного строительства; обязать мэрию г. Ярославля предоставить в первоочередном порядке Кухаренко Г.Ф. земельный участок ориентировочной площадью 800 квадратных метров, расположенный по адресу: АДРЕС в аренду для индивидуального жилищного строительства, в судебном заседании пояснила то, что обратилась в управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении земельного участка ( примерной площадью 800 кв.м.) в аренду для индивидуального жилищного строительства, предполагаемое место размещения индивидуального жилого дома примерный адрес, с приложением соответствующих документов, в том числе справки об инвалидности, однако до настоящего момента вышеуказанный земельный участок в аренду не предоставлен, ответов об отказе в предоставлении земельного участка получено не было. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» инвалидам предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Анализ указанной нормы позволяет сделать вывод, что инвалидам земельные участки для жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства предоставляются без проведения торгов в первоочередном порядке. Данная правовая позиция подтверждается в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года, и поддержана многочисленными судебными решениями районных судов города Ярославля и областного суда Ярославской области, а также изданными постановлениями Правительства Ярославской области о предоставлении земельных участков указанным гражданам в первоочередном порядке. В этой связи, нарушены права истца, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» о предоставлении инвалидам права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства и статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации о принятии решения в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

Представитель ответчиков - мэрии г. Ярославля и УЗР мэрии г. Ярославля по доверенности Кофанова О.С. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство, согласно которого управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля поддерживает позицию департамента архитектуры и развития территории города мэрии г. Ярославля, полагает, что инвалиды и семьи, имеющие в своём составе инвалидов не имеют первоочередного права на получение земельных участков. Согласно ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации. Ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № Ш-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) устанавливает, что инвалидам и семьям, имеющим в своём составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. При этом данный закон был принят до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, который регламентирует порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев. установленных ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Перечень таких случаев является исчерпывающим, наличие инвалидности в этот перечень не входит. Ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по мнению Управления касается только тех инвалидов, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.

Представители третьего лица - Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля - по доверенностям Степанова И.Л. в судебное заседание не явилась, представила отзыв, согласно которого, департамент возражает против удовлетворения искового заявления по следующим основаниям:

1. Запрашиваемый земельный участок в силу градостроительных условий использования территории не может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства ни инвалиду, ни иному лицу. В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ и с постановлением мэра г. Ярославля от 23.04.2007 № 1227 «О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории г. Ярославля» (в ред. от 17.09.2009) предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляет мэрия г. Ярославля в лице управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля путем проведения аукциона на основании предварительного заключения департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля о возможности размещения предполагаемого объекта строительства. В случае невозможности размещения объекта департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля направляет в управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля соответствующее заключение. Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля после установления обстоятельств, свидетельствующих о невозможности размещения объекта, издает приказ об отказе в размещении объекта с указанием причин отказа и направляет указанный приказ заявителю. В соответствии с указанным порядком Департаментом было рассмотрено обращение управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля по заявлению Кухаренко Г.Ф. от 26.04.2010. Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ основным принципом законодательства о градостроительной деятельности, а, следовательно, и осуществления градостроительной деятельности, является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ в целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов) органом местного самоуправления принимается решение о разработке документации по планировке территории. В соответствии со схемой функционального зонирования в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 г. № 226, запрашиваемый земельный участок расположен в жилой функциональной зоне. Согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.2). В соответствии с градостроительным регламентом, установленном ст. 37 указанных Правил, индивидуальные жилые дома относятся к условно разрешенным видам разрешенного использования земельных участков в данной территориальной зоне. В соответствии с проектом детальной планировки жилого района «Карабулино», утвержденным решением Малого совета Ярославского городского совета народных депутатов от 16.06.1993 № 182, на территории указанного земельного участка предусмотрено размещение 4-х этажного секционного жилого дома. Таким образом, предоставление земельного участка по указанному адресу противоречит документации по планировке территории, нарушая принцип обеспечения устойчивого развития территорий. В соответствии с этим, Департаментом было подготовлено заключение от 01.06.2010 № 4134 о невозможности размещения индивидуального жилого дома на запрашиваемом Кухаренко Г.Ф. земельном участке.

2. Вопрос 2 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года», утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008, относится к возможности заключения с инвалидом без торгов договора купли-продажи земельного участка, а не договора аренды. Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации не является правотворческим органом, он констатировал факт отсутствия правового регулирования данного вопроса, но не указывал на решение проблемы путем безосновательного предоставления судом гражданину-инвалиду любого выбранного им земельного участка. Иной подход приведет к нарушению действующего законодательства, устанавливающего право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставления земельных участков (ст. 29 Земельного кодекса РФ) с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории (п. 2 ст. 31 ст. 29 Земельного кодекса РФ), сочетания интересов общества и законных интересов граждан (пп. 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

3.Норма, содержащаяся в абзаце 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о праве инвалидов и семьей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, должна толковаться системно в контексте всей статьи 17, направленной на правовое регулирование отношений по обеспечению инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площадью. Социальная защита и социальная поддержка инвалидов представляют собой систему мер, имеющих конечной целью обеспечение прав и законных интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, гарантируемых Конституцией РФ. Целью ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является создание условий для удовлетворения потребностей инвалида в жилище, в ведении подсобного и дачного хозяйства. Однако данным правом согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ нельзя злоупотреблять. Из смысла п. 5 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, согласно которой предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства является основанием для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, законодательства, предусматривающего меры социальной поддержки иным категориям граждан (например, п. 16 ч. 2 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне»), следует, что лицо, которому гарантируется мера социальной поддержки в виде предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, должно быть признано в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий. С учетом изложенного, для правильного рассмотрения дела считают необходимым выяснить: является ли инвалид признанным в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий; не были ли удовлетворены потребности инвалида в жилище ранее в первоочередном порядке либо наравне с другими гражданами.

4. Поскольку отсутствует объект земельных отношений - земельный участок (согласно ст. 11' Земельного кодекса РФ это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами), требование о предоставлении земельного участка противоречит закону. На основании изложенного, руководствуясь статьями 1, 11.1, 29. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ, ст. 10 ГК РФ просят в удовлетворении требований отказать.

Суд, выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В соответствии с п. 2 ст. 30 ЗК РФ для строительства предоставляется земельный участок, который относится к муниципальной собственности и который не предоставлен в пользование или во владение гражданам и юридическим лицам, то есть объектом правоотношений по предоставлению земельных участков под строительство может быть лишь юридически свободный земельный участок.

Согласно справке ВТЭК от Дата обезличена г. Второва Г.Ф., Дата обезличена является инвалидом детства 3 группы бессрочно.

Согласно заявлению Кухаренко 26.04.2010 г. обратился в Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля за предоставлением земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке как инвалиду 3 группы по адресу: АДРЕС, примерной площадью 800 кв.м.

Согласно заключения Департамента архитектуры и развития территории города № 4134 от 01.06.2010 г. невозможно размещение индивидуального жилого дома по адресу: АДРЕС в связи с тем, что согласно проекту детальной планировки жилого района «Карабулино», утвержденному решением Малого совета Ярославского городского совета народных депутатов от 16.06.1993 г. на территории запрашиваемого земельного участка предусмотрено размещение 4-этажного секционного жилого дома; заявление о предоставлении земельного участка поступило в УЗР мэрии г. Ярославля после 23.05.2009 г. при том, что согласно постановлению мэра г. Ярославля от 23.04.2007 г. № 1227 с 23.05.2009 г. предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется путем проведения аукционов; Земельным кодексом РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельного участка для жилищного строительства осуществляется без проведения аукциона - наличие инвалидности таким случаем не является.

Суд считает, что ответчиками представлены доказательства того, что данный земельный участок не может быть предоставлен истцу Данное обстоятельство подтверждается тем, что имеется решение Малого Совета Ярославского городского совета народных депутатов от 16.06.1993 г. № 182, согласно которому на рассмотрение были представлены институтом «Ярославльгражданпрооект» материалы проекта детальной планировки жилого района по АДРЕС в том числе и испрашиваемого земельного участка. Согласно принятого решения главному управлению и архитектуры было поручено определить красные линии застройки с учетом транспортной схемы, проект застройки был утвержден.

11.09. 2003г начальник управления планировки и застройки города Ярославля издал приказ № 295 согласно которому утвержден проект застройки квартала, ограниченного улицами .... с инженерными коммуникациями в том числе и испрашиваемого земельного участка.

17.09.2009 г. Решением Муниципалитета г. Ярославля пятого созыва № 201 утверждены Правила землепользования и застройки города Ярославля. Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования города Ярославля в составе Правил землепользования и застройки спорный земельный участок расположен в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж.2).

Таким образом, в судебном заседании установлен факт того, что город Ярославль как муниципальное образование планирует в спорном квартале, в том числе на месте спорного земельного участка, размещение иных объектов, а не объекта индивидуального жилищного строительства, и подготовительные работы по реализации данных планов уже начаты, что подтверждается наличием утвержденного проекта застройки данного земельного участка и определением назначения данного земельного участка.

Суд соглашается с позицией представителей по доверенности Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля и приходя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований учитывает то, что решением Малого Совета Ярославского городского совета народных депутатов от 16.06.1993 г. № 182, фактически утвержден проект детальной планировки жилого района с учетом красных линий -линий, которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Каких-либо доказательств того, что данное решение Малого Совета Ярославского городского совета народных депутатов на настоящее время не исполняется, истцом суду не представлено.

Приходя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований суд учитывает то, что

согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ основным принципом законодательства о градостроительной деятельности, а, следовательно, и осуществления градостроительной деятельности, является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ устойчивое развитие территорий - это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Согласно п. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ в целях устойчивого развития территорий осуществляется разработка документации по планировке территории. Данная разработка была произведена в соответствии с действующими на момент принятия решения, нормативными актами- согласно п. 9.3 "ВСН 38-82. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов", утвержденных Приказом Госгражданстроя СССР от 29.12.1982 № 379, действовавших до РДС 30-201-93, утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 22.12.1993 № 18-58) проекты детальной планировки утверждаются городскими (областными, краевыми) исполкомами Советов народных депутатов по представлению главных архитекторов городов. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация действует в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации. В силу прямого указания закона градостроительная документация, несоответствующая законодательству в части, является действующей и подлежит применению.. Указанный проект соответствует: функциональному назначению зоны, установленному Генеральным планом города Ярославля, утвержденным решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 г. № 226, а также градостроительному регламенту, установленному Правилами землепользования и застройки города Ярославля, утвержденными решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ярославля (ч. 1 ст. 3) при осуществлении регулирования землепользования и застройки в городе Ярославле органами городского самоуправления применяется разработанная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ и находящаяся на хранении в органах городского самоуправления градостроительная документация (проекты детальной планировки, проекты застройки и другие виды градостроительной документации) в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации, Генеральному плану города Ярославля, а также настоящим Правилам. Таким образом, в силу указания ч. 2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», ч. 1 ст. 3 Правил землепользования и застройки города Ярославля при принятии градостроительных решений органы городского самоуправления имеют право применять информацию о параметрах использования территорий из утвержденного проекта детальной планировки, соответствующую генеральному плану и правилам землепользования и застройки.

Истцом также не предоставлен расчет площади земельного участка то есть отсутствуют какие-либо данные о согласовании границ земельного участка со смежными пользователями, наличие межевого дела, то есть границы земельного участка не определены согласно требованиям ЗК РФ, таким образом данный земельный участок не может быть предоставлен, поскольку не является объектом земельных отношений. предусмотренным ст 6 ЗК РФ.

Суд также считает, что поскольку у истца не возникло право на предоставление данного земельного участка а все остальные исковые требования производны от указанного права то и данные требования не подлежат удовлетворению поскольку никоим образом не нарушают какие-либо иные права истца. Суд считает, что в данной ситуации истец имеет право на предоставление иного земельного участка свободного от прав иных лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Кухаренко Г.Ф. к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля о

- признании незаконным бездействия мэрии г. Ярославля по предоставлению в
первоочередном порядке Кухаренко Г,Ф, земельного участка ориентировочной площадью 800 квадратных метров, расположенного по адресу: АДРЕС в аренду для индивидуального жилищного строительства;

-возложении обязанности на мэрию г. Ярославля предоставления в первоочередном порядке Кухаренко Г.Ф. земельного участка ориентировочной площадью 800 квадратных метров, расположенного по адресу: АДРЕС в аренду для индивидуального жилищного строительства;оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ярославский областной суд путем подачи жалобы в Красноперекопский районный суд г. Ярославля.

Судья Н.С. Донцова