Дело № 2-1319/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2010 г. г. Ярославль
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:
судьи Донцовой Н.С.
при секретаре Кочетковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брусникиной Г.Ф. к Управлению пенсионным фондом во Фрунзенском районе г. Ярославля о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Брусникина Г.Ф. 02.04.2010 г. обратилась в УПФР во Фрунзенском районе г. Ярославля с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением начальника Управления ПФР Номер обезличен от Дата обезличена Брусникиной Г.Ф. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду недостаточности специального стажа медицинской работы, необходимого для досрочного назначения пенсии по старости.
Брусникина Г.Ф. обратилась в суд с иском к УПФР во Фрунзенском районе г. Ярославля о назначении пенсии, указывая, что 02.04.2010 г. она обратилась в УПФР во Фрунзенском районе г. Ярославля с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». Решением начальника Управления ПФР Номер обезличен от Дата обезличена ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду недостаточности специального стажа медицинской работы, необходимого для досрочного назначения пенсии по старости. При принятии решения комиссия необоснованно не зачла в специальный стаж деятельности по охране здоровья граждан следующие периоды работы истца:
- с 01.10.2001 по 01.12.2008 г. - период работы в должности .... Ярославской станции скорой медицинской помощи, в том числе курсы повышения квалификации с 31.10.2001 г. по 21.12.2001 г., с 10.04.2006 г. по 30.05.2006 г. - всего 7лет 2 месяца,
- с 02.02.2010 г. по 24.03.2010 г.- периоды нахождения на курсах повышения квалификации - всего 1 месяц 22 дня.
Полагает, что решение начальника УПФР в части исключения из специального медицинского стажа периодов работы, указанных выше, является незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и охраняемые законом интересы. Данные периоды работы подлежат включению в специальный стаж деятельности, направленной на охрану здоровья граждан. В специальный стаж: деятельности по охране здоровья населения подлежит включению период работы истца в должности .... Ярославской станции скорой медицинской помощи с 01.10.2001 по 01.12.2008 г. (7лет 2 месяца) по следующим основаниям: В функциональные обязанности фельдшера по приему вызовов входит не только прием и фиксация поступающих на станцию скорой помощи вызовов, передача их выездным бригадам, но и оказание экстренной медицинской помощи населению (Положение о фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 26.03.1999 г. №100). На должность фельдшера по приему вызовов принимаются лица, имеющие законченное среднее медицинское образование. Фельдшера по приему вызовов станции скорой медицинской помощи пользуются теми же льготами, что и фельдшера выездной бригады (имеют право на ежегодный дополнительный отпуск, а также им ежемесячно выплачиваются денежные выплаты к должностному окладу за повышение качества оказываемой медицинской помощи при выполнении своих функциональных обязанностей. Фельдшер по приему вызовов в момент приема вызова дает рекомендации гражданам, которым требуется неотложная медицинская помощь. Кроме того, фельдшер по приему вызовов замещает фельдшеров выездных бригад на период их отсутствия. Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», досрочные трудовые пенсии по старости назначаются лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Действующий Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения», утвержденный постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., предусматривает, что право на досрочное назначение пенсии по старости имеют фельдшер, фельдшер-лаборант и старший фельдшер. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов не проводит разграничения между должностью фельдшера и фельдшера по приему вызовов. Фельдшер - это обобщающее понятие, и именно в таком смысле употребляется в Списках. Таким образом, указанный период работы подлежит включению в специальный стаж деятельности, направленной на охрану здоровья граждан.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации - с 31.10.2001 г. по 21.12.2001 г., с 10.04.2006 г. по 30.05.2006 г., с 02.02.2010 г. по 24.03.2010 г. (всего 5 месяцев 3 дня) подлежат включению в стаж:, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, по следующим основаниям: медицинские работники в соответствии с действующим законодательством обязаны повышать квалификацию не реже 1 раза в 5 лет, проходить в установленном порядке аттестацию и переаттестацию, на период нахождения на курсах повышения квалификации за работниками сохраняется средняя заработная плата и производятся отчисления страховых взносов в ПФ РФ. Оценка данного вопроса применения пенсионного законодательства дана в опубликованном Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.): «Вопрос 30: Подлежит ли включению в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую, медицинскую и иную работу (ст. ст. 27, 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), период нахождения на курсах повышения квалификации? Ответ:. ..Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. В силу п. 4 данных Правил в стаж: работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение». В соответствии со ст. 19 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней. Истица обратилась в УПФР во Фрунзенском районе г. Ярославля с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии 02 апреля 2010 г. На основании изложенного, руководствуясь ст. 28 ГПК РФ, ст. 19 Конституции РФ, пп.20 п. 1 ст. 27, 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», просит суд признать решение начальника УПФР во Фрунзенском районе г. Ярославля Номер обезличен от Дата обезличена об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным; включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», период ее работы в должности .... Ярославской станции скорой медицинской помощи 01.10.2001 по 01.12.2008 г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации - с 31.10.2001 г. по 21.12.2001 г., с 10.04.2006 г. по 30.05.2006 г., с 02.02.2010 г. по 24.03.2010 г. (всего 5 месяцев 3 дня); обязать УПФР во Фрунзенском районе г. Ярославля назначить досрочную трудовую пенсию в связи с деятельностью по охране здоровья населению с 02.04.2010 г.
Представитель ответчика - УПФР во Фрунзенском районе г. Ярославля в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в суд представил отзыв согласно которого исковые требования Брусникиной Г.Ф. о назначении досрочной трудовой пенсии считает незаконными, необоснованными, не подлежащими удовлетворению: согласно пп.20 п. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 (далее Закон от 17.12.2001) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии с п.2 ст. 27 Закона от 17.12.2001 Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости (в том числе с лечебной деятельностью), правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. С целью реализации пп.20 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001 Правительством РФ утверждены:
«Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с ип.20п.1 ст.27 Федерального закона" О трудовых пенсиях в РФ (постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.) -далее Список от 29.10.2002г.;
«Правила исчисления периодов работы, дающей право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» ( постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 ) -далее Правила от 29.10.2002г.
- «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»( постановление Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 )- далее Правила от 11.07.2002г.
- «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»
(постановление Правительства № 555 от 24.07.2002) - далее Правила подсчета...
Согласно п.4 Правил подсчета... периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного ) учета. Одновременно при подсчете специального стажа могут учитываться положения Постановления Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004г., дающие возможность определить специальный стаж по ранее действующим спискам: «Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (далее Список от 06.09.1991г.); «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» с прилагаемыми «Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г. (далее Список от 22.09.1999г. и Правила от 22.09.1999г. ); «Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения», утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.1999г. № 377. Списки от 29.10.2002г., от 22.09.1999г., от 06.09.1991г. содержат исчерпывающие перечни должностей и учреждений, не подлежащих расширительному толкованию, а равно установлению тождеств наименований должностей и учреждений органами пенсионного обеспечения. Брусникина Г.Ф. считает необходимым включить в специальный стаж периоды:
- с 01.10.2001 по 01.12.2008 (курсы повышения квалификации с 31.10.2001 по
21.12.2001 и с 10.04.2006 по 30.05.2006 в том числе) - 7 л. 2 мес. -работа в должности
....
- с 02.02.2010 по 24.03.2010 - период нахождения на курсах повышения квалификации
Период работы в должности фельдшера по приему вызовов не подлежит включению в льготный стаж по следующим основаниям: действующим законодательством не предусмотрена возможность включения оспариваемою периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии,- должность «фельдшер по приему вызовов» не предусмотрена ни одним из перечисленных выше Списков. Приказом Минздрава РФ от 26.03.1999г. № 100 утверждено Положение о фельдшере по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи, в котором отражены основные обязанности фельдшера по приему вызовов. Эти обязанности сводятся к осуществлению информационное) взаимодействия с населением, с выездными бригадами, оперативными службами; к осуществлению оперативного руководства всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания. Также Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 ноября 2004 г. N 179) утвержден Порядок оказания скорой медицинской помощи, согласно ни.8,9 которого в составе станции скорой медицинской помощи должны быть предусмотрены: оперативный отдел (диспетчерская) (для приема вызовов), обеспечивающий круглосуточный централизованный прием обращений (вызовов) населения, своевременное направление выездных бригад скорой медицинской помощи, оперативное управление и контроль за их работой, организацию скорой медицинской помощи в зависимости от сложившейся оперативной ситуации. Прием вызовов и передача их выездным бригадам осуществляется фельдшером по приему и передаче вызовов оперативного отдела (диспетчерской) станции скорой медицинской помощи (п. 12). Функциональные обязанности фельдшера по приему вызовов по своему содержанию не тождественны лечебным и иным функциям но охране здоровья населения, выполняемым медицинскими работниками, должности которых включены в оспариваемый Список. По роду своей деятельности работа фельдшера по приему вызовов - что работа диспетчера, именно поэтому в наименовании должности это и нашло отражение, т.к. по Спискам не требуется никаких уточнений, но они сделаны в записи наименования должности у истицы, и не случайно. Довод истицы относительно тождественности должностей «фельдшера по приему вызовов» должности «фельдшер выездной бригады скорой помощи» не находит своего подтверждения на законодательном уровне. Указанным выше Приказом Минздрава РФ от 26.03.1999г. № 100 утверждено отдельное Положение о фельдшере выездной бригады скорой помощи, обязанности которого совершенно иные, чем обязанности фельдшера по приему вызовов. Тог факт, что в Списках предусмотрена возможность назначения досрочной трудовой пенсии медицинским работникам при осуществлении иной деятельности по охране здоровья населения не оспаривается Управлением, но эта иная деятельность предусмотрена теми же Списками, т.к. не все наименования должностей в них свидетельствуют о лечебной деятельности, а такие должности, как тот же фельдшер-лаборант, врач по гигиене питания, врач по коммунальной гигиене, инструктор-дезинфектор и др., как раз свидетельствую!, что в самих Списках содержатся такие должности специалистов, которые занимаются иной (а не лечебной) деятельностью по охране здоровья населения. «Фельдшер по приему вызовов», исходя из анализа всего указанного выше- это самостоятельная должность, а не уточнение трудовой функции фельдшера. Законодатель не связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Это право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, по на должностях с различными функциональными обязанностями. Данная позиция изложена и в Определении КС РФ от 19.03.2009 №310-0-0, - право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц. работающих на разных должностях в учреждениях и организациях. Согласно п.4 Правил подсчета... периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются сведениями индивидуального ( персонифицированного ) учета. Данные сведения представляются в органы ПФР страхователями, которым в данном случае является работодатель. В сведениях, представляемых работодателем в ПФР, должны быть указаны, в числе прочих, и периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда. По оспариваемым периодам работодатель представил индивидуальные сведения обычными условиями труда, без отражения факта выполнения работы, подлежащей включению в специальный стаж. На основании изложенного, считаем, что отказ комиссии Управления во включении периода работы в должности «фельдшер по приему вызовов» в специальный стаж является обоснованным. Пунктом 4 Правил от 11.07.2002г. предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется -специальный стаж), периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. засчитываемые в стаж в календарном порядке, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Таким образом, законодатель устанавливает 2 основных условия для включения периодов работы в специальный стаж- 1. фактическое выполнение работы 2.уплата страховых взносов за эти периоды. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, поскольку не соблюдается одно из условий включения периодов в спец.стаж, а именно, наличие факта выполнения работы. Работа - осуществление трудовой деятельности, участие в труде, выполнение человеком, коллективом определенного круга поручений, заданий. Таким образом, не имеется оснований для включения в спец. стаж указанных периодов. Учитывая изложенное, Брусникина Г.Ф. имеет 22 года 8 месяцев 24 дня специального стажа (требуется 30 лет). Правовые основания для назначения досрочной трудовой пенсии истцу по заявленным требованиям отсутствуют. Просят суд отказать в удовлетворении требований Брусникиной Г.Ф.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям: в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не мене 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только городах, независимо от их возраста. Согласно п. 3 ст. 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Списков №1066, № 781, право на льготную пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Фельдшер относится к среднему медицинскому персоналу, следовательно, работа в данной должности подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Таким образом, работа в данной должности подлежит включению в стаж для назначения досрочной пенсии, указание в трудовой книжке Брусникиной в должности «фельдшер по приему вызовов» является лишь уточнением и не может служить основанием к отказу в назначении пенсии.
Также суд, приходя к выводу о том, что истица занималась медицинской деятельностью оценивает приложение № 11 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 06.08.1999 г. № 100, согласно которому на должность фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи назначается специалист со средним медицинским образованием по специальности «лечебное дело», «сестринское дело», имеющим диплом.
Также суд учитывает то, что согласно п 21 Функциональных обязанностей фельдшера, медсестры по приему вызовов и передаче их врачебной бригаде, утвержденным главным врачом Станции скорой медицинской помощи, при отсутствии выездных бригад, фельдшер по приему вызовов привлекается к оказанию амбулаторной помощи пациентам, обратившимся непосредственно на подстанцию.,таким образом, имеются все правовые основания для включения в стаж, дающий право назначения досрочной пенсии, указанного периода.
Согласно данным трудовой книжки Брусникина с 01.10.2001г. по 02.12.2008г работала на Ярославской станции скорой медицинской помощи.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Брусникина в спорный период работала в учреждении - Ярославской станции скорой медицинской помощи, относящейся согласно Спискам к лечебному учреждению, работа в котором дает право на назначение досрочной пенсии.
Суд соглашается с позицией истца в части включения в стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации, поскольку в эти периоды Брусникина продолжала состоять в трудовых отношениях, направлялась на курсы повышения квалификации работодателем, в эти периоды ей начислялась заработная плата и работодателем отчислялись страховые взносы. При таких обстоятельствах суд считает необходимым включить указанные периоды в специальный стаж.
В соответствии с ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» пенсия Брусникиной должна быть назначена с момента обращения с заявлением с 02.04.2010 г., поскольку к этому моменту Брусникина объективно имела необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
На основании изложенного, руководствуясь ФЗ РФ «О трудовых пенсиях», ст.ст.191-197 ГПК РФ, суд
решил:
Признать решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Фрунзенском районе г. Ярославля Номер обезличен от Дата обезличена согласно которому Брусникиной Г.Ф. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью недействительным.
Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Фрунзенском районе г.Ярославля включить в трудовой стаж Брусникиной Г.Ф., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, в связи с медицинской деятельностью периоды с 01.10.2001 г. по 01.12.2008 г., с 02.02.2010 г. по 24.03.2010 г.
Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Фрунзенском районе г.Ярославля назначить Брусникиной Г.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью с 02.04.2010 года - с момента обращения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через районный суд в течение 10 дней.
Судья Н.С. Донцова