Дело № 2-1070/2010г.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации30 августа 2010 г. г. Ярославль
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:
судьи Донцовой Н.С.
при секретаре Кочетковой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Клемина А.И. об обжаловании решений территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля,
у с т а н о в и л:
Клемин А.И. обратился в суд с заявлением об обжаловании решений территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля, указывая то, что он является инвалидом Великой Отечественной Войны (Справка об инвалидности сер. ВТЭ-169 НОМЕР). С 01.03.1993 года Клемин состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку инвалидов ВОВ в территориальной администрации Красноперекопского района. В апреле 2010 года Клемину пришло письмо о том, что в соответствии с Постановлением главы территориальной администрации от 23.05.2005 №91 он был исключен из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ввиду утраты оснований, дающих право на получение жилого помещении по договору социального найма в соответствии с ч.1 п.2 ст.56 ЖК РФ.
Считает, данное Постановление незаконным и нарушающим его права и интересы, так как: в соответствии с ч.2 ст.6 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ, «граждане, которые приняты на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ...». Таким образом, Клемина сняли с очереди на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ (утрата гражданами оснований, дающих право на получение жилого помещении по договору социального найма), который отсутствует в установленном Законом перечне возможных оснований для снятия с очереди той категории лиц, под которую он подпадает. Таким образом, снятие Клемина с учета в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ возможно было лишь в случае утраты им оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма. До введения в действие Жилищного кодекса РФ в соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались в том числе граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. В п.20 действовавшего ранее Постановления СМ РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" сказано: «Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
а) улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения. В соответствии п.42 Постановления СМ РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 « О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в РСФСР" «Жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в размере, установленном Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.» В соответствии с п. 41 Решения исполкома Ярославского облсовета НД и Президиума облсовпрофа ЯО от 27.02.1989 N 65 "Об утверждении "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ярославской области» «Предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и быть в пределах нор жилой площади 12 кв. м, но не менее 9 кв. м на одного члена семьи.». Таким образом, чтобы являться нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилая площадь помещения, в котором Клемин проживает, должна быть не более 60 кв.м, так как с ним в квартире проживают еще 4 человека (5*12=60 кв.м). Жилая площадь квартиры в которой проживает Клемин в настоящий момент составляет 46,5 кв.м.. Какого либо уведомления о снятии с очереди раньше он не получал. О нарушении своих прав узнал только 15.04.2010, когда им было получено письмо Администрации Красноперекопского района, а затем в архиве копия постановления. Номер его очереди на момент снятия его с учета ему не известен. Таким образом, действия Администрации Красноперекопского района по снятию его с очереди незаконны. Тем самым нарушены его права на обеспечение жильем за средств федерального бюджета, установленные п.4 ч.1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» 12.01.1 г. № 5-ФЗ, атак же ст. 39 Конституции Российской Федерации. Просит суд признать незаконным Постановление главы территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля от 23.03.2005г. №91; обязать территориальную администрацию Красноперекопского района мэрии г. Ярославля восстановить Клемина А.И. в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма с даты постановки на учет с 01.03.1993 г. (с учетом категории инвалид ВОВ)
Заявитель Клемин А.И. в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя по доверенности Никитина Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, по указанным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица - территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля - по доверенности Муратова Ю.И. в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила то, что на настоящий момент Территориальная администрация Красноперекопского района мэрии г. Ярославля не располагает сведениями о том, что Клемин А.И. является малоимущим: его материальное положение отвечает требованиям части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ.
Без подтверждения статуса малоимущего территориальная администрация Красноперекопского района не вправе решить вопрос о постановке на учет в качестве малоимущего, нуждающегося в жилом помещении.
Представитель заинтересованного лица - Департамента строительства Администрации Ярославской области - в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, согласно которого разъясняют, что в случае восстановления Клемина А.И. на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с очередностью, существовавшей на момент снятия его с данного учёта, Клемин А.И. может быть обеспечен мерами социальной поддержки за счет средств федерального бюджета как инвалид Великой Отечественной войны в порядке очерёдности в соответствии со сводным списком ветеранов и инвалидов Ярославской области. Дело просят рассматривать без участия представителя департамента строительства Ярославской области.
Согласно справке ВТЭ-169 НОМЕР Клемин А.И. является инвалидом второй группы, в графе «причина инвалидности» указано - ранен на фронте.
Согласно сообщения территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля от 03.03.1995г. №72 Клемин А.И. на основании решения жилищной комиссии от 01.03.1995г. поставлен на учет по списку инвалидов ВОВ и СПВ.
Согласно сообщения территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля от 15.04.2010г. Клемин А.И. с 01.03.1993г. по 23.03.2005г. состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. В связи с приобретением в 2004 году членом семьи Клемина А.И. в собственность отдельной благоустроенной 3-х комнатной квартиры общей площадью 87,6 кв.м. по адресу: ... постановлением главы территориальной администрации от 23.03.2005 №91 Клемин был исключены из списков граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, ввиду утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 56 ЖК РФ.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: в судебном заседании установлено что Клемин А.И. на основании решения жилищной комиссии от 01.03.1995г. по списку инвалидов ВОВ и СПВ был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по основаниям предусмотренным п.п. «б» п. 9 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ярославской области, утвержденных решением Исполкома Ярославского областного совета народных депутатов от 27.02.1989 г. №65, согласно которым нуждающимися в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ярославской области признаются граждане, проживающие в отдельных квартирах и имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 6 м и менее.
На момент снятия Клемина с очереди на предоставление жилого помещения Клемин проживал и проживает в настоящее время в квартире 39,расположенной по адресу.... принадлежащей на праве собственности ФИО общей площадью 83,10 кв м, жилой площадью 46, 50 кв м. Согласно справке ТСЖ «Ковчег» от 20.05.2010г. Клемин А.И. зарегистрирован по адресу: ..., совместно с ним проживают ФИО1., ФИО., ФИО2 ФИО3таким образом установлено, что на момент рассмотрения заявления в суде квартира является отдельной, в ней проживают кроме Клемина еще четыре человека, что подтверждается выписками из лицевого счета и не опровергается представителем территориальной администрации, таким образом установлено, что основание по которому Клемин был поставлен на учет 01 03 1995г в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на настоящее время не утрачено.Клемин является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку жилая площадь квартиры составляет 46, 50 кв м., на одного члена семьи -9, 3 кв метра. тогда как с учета граждане снимаются в случае если на одного члена семьи 12 и более кв м. Приходя к указанному выводу суд учитывает п.42 Постановления СМ РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 « О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в РСФСР"согласно которому «Жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в размере, установленном Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.» В соответствии с п. 41 Решения исполкома Ярославского облсовета НД и Президиума облсовпрофа ЯО от 27.02.1989 N 65 "Об утверждении "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ярославской области» «Предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и быть в пределах нор жилой площади 12 кв. м, но не менее 9 кв. м на одного члена семьи.».
Согласно п. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения или жилых помещений по договорам социального найма. Данные граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Поскольку основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали Клемину А.И. право на получение жилых помещений по договорам социального найма не утрачено то он не подлежит исключению из очереди на улучшение жилищных условий. Согласно ст 258 ГПК РФ суд считает необходимым признать заявление обоснованным и считает необходимым, принять решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение - восстановить Клемина в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма с даты постановки на учет -c01.03.1993г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать незаконным Постановление Главы территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля от 23.03.2005г. №91.
Обязать территориальную администрацию Красноперекопского района мэрии г. Ярославля восстановить Клемина А.И. в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма с даты постановки на учет с 01.03.1993 г. (с учетом категории - инвалид ВОВ).
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток.
Судья Н.С. Донцова