решение - отказ в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий - вступило в законную силу 20.11.2010 г.



Дело № 2-1268/2010г.

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

03 ноября 2010 г. г. Ярославль

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:

судьи Донцовой Н.С.

при секретаре Кочетковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Антонова А.И. к территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля, Департаменту строительства Ярославской области. о признании незаконным решения органа местного самоуправления по отказу в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по предоставлению единовременной выплаты на приобретение жилья,

у с т а н о в и л:

Истец Антонов А.И. обратился в суд с заявлением к территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий указывая на то, что он ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, является гражданином РФ, ветераном - участником Великой Отечественной войны, , ветераном труда, жильем не обеспечен, является нуждающимся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма, признаются, в том числе граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Согласно ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных в указанный орган по месту жительства. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года он-Антонов обратился в Территориальную администрацию Красноперекопского района г.Ярославля с заявлением по вопросу признания его нуждающимся в жилом помещении и предоставлении жилья. В ответ на его заявление ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ответ получен спустя 2 месяца после обращения с заявленияДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ему дан ответ за подписью первого заместителя главы Территориальной администрации Красноперекопского района г.Ярославля ФИО из которого усматривается, что он-Антонов не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку проживает в благоустроенной квартире и имеет обеспеченность жилой площадью выше учетной нормы, оснований для постановки на очередь как нуждающегося в улучшении жилищных условий не имеется. Ответ дан в форме письменного сообщения, что несмотря на непринятие его в установленной законодательством форме, позволяет рассматривать его в соответствии с абз.2 и 3 п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г.№ 2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий( бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» как решение по отказу в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Являясь ветераном - участником Великой Отечественной войны он имеет право на льготы, установленные ст. 17 ФЗ « О ветеранах», что подтверждается удостоверением ветерана - участника ВОВ. Как нуждающийся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах» с учетом изменений, внесенных ФЗ №327 от 21.12.2009 года Антонов имеет право на обеспечение жильем за счет федеральных средств независимо от даты постановки на учет в порядке, предусмотренном ст. 23.2 ФЗ « О ветеранах». Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст. 17 ФЗ « О ветеранах» РФ переданы органам государственной власти субъектов РФ. Средства на реализацию указанных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. В соответствии с п.п.3.1 п.З ст. 23.2 ФЗ « О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в п.п.2 п.З настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем осуществляется путем предоставления им единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которого определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Согласно Постановления правительства Ярославской области от 11.01.2010 года №1-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета и признании утратившим силу постановления Администрации области от 01.02.2006 года №32» порядок распространяется на граждан, в том числе указанных в ст. 14,15,17-19 и 21 ФЗ от 12.-1.1995г. №5-ФЗ « О ветеранах», состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий( п.1 абз. 4). Согласно вышеуказанного постановления ( п. 10) единовременная выплата на приобретение жилья производится Департаментом строительства Ярославской области путем перечисления на счет гражданина- получателя единовременной выплаты. На его вторичное обращение в администрацию Красноперекопского района г.Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по вопросу постановки на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий и разрешения вопроса по оказанию мер социальной поддержки- предоставления единовременной выплаты на приобретение жилья, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, дан ответ ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, что оснований не имеется для постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на ранее данный ответ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Несмотря на имеющиеся у него права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, ему в этом отказано, поскольку не усматривается оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеется спор о праве. С 1969 года по 2007 год он Антонов проживал в АДРЕС в жилом помещении(барачного типа) по АДРЕС предоставленным ему в связи с работой на фабрике « Рольма». После ликвидации организации, что было до 1993 года, жилой дом, где было расположено занимаемое им жилое помещение, на баланс никем принят не был, поскольку являлся аварийным и непригодным для проживания. После смерти жены истца - ФИО16 умершей ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, он проживал один. Каких-либо документов, подтверждающих его право на вселение в указанное жилое помещение он не имел, проживать в нем было невозможно по причине непригодности - отсутствия отопления (требовался ремонт печи ), водоснабжения, сгнили пол и рамы. С марта 2007 года по май 2008 года он проживал временно на жилой площади у дочери в служебном жилье по АДРЕС, предоставленной ей по месту службы. В настоящее время он - Антонов проживает по АДРЕС, в квартире принадлежащей на праве собственности в 1/4 доле каждому соответственно: его дочери ФИО2, внукам- ФИО3, ФИО5, правнуку ФИО4. На указанной жилой площади он зарегистрирован с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Членом семьи собственников жилого помещения, где он проживает, Антонов не являлся и не является, проживает на указанной жилой площади временно, право пользования равное с правом собственников данного жилого помещения он не приобрел, поскольку в качестве члена семьи не вселялся и в процессе проживания им не стал. Регистрация по месту жительства произведена в указанном адресе для получения пенсии. Своим проживанием он ущемляет права своих родственников- собственников жилого помещения, которые вынуждены проживать в стесненных условиях, так из-за истца младший внук ФИО3 вынужден снимать на протяжении 2-х лет жилье. Тот факт, что он Антонов имеет регистрацию по месту жительства в квартире, собственником в доле которой является его дочь ФИО2, не является основанием для признания его членом ее семьи, поскольку у дочери своя семья, членом которой он не являлся и не является, хозяйство и быт ведет самостоятельно от собственников жилого помещения, имеет свой бюджет, проживает в жилом помещении временно на условиях безвозмездного пользования в связи с необеспеченностью жильем. Кроме того, жилая площадь, где он проживает в настоящее время была предоставлена его дочери ФИО2 на семью, в состав которой он не входил. В договоре социального найма жилого помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, заключенного ГУ « Ярославская КЭЧ района» с ФИО2 имеющегося в материалах гражданского дела, как член семьи нанимателя ФИО2 он не указан. Считает, что решение Территориальной администрации Красноперекопского района г.Ярославля по отказу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным нарушающим его жилищные права (ст. 40 Конституции РФ) и право по получение мер социальной поддержки, в том числе единовременной выплаты на приобретение жилья в соответствии со ст.ст. 17, 23.2 ФЗ « О ветеранах», гарантированной государством. Просит суд признать незаконным отказ Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г.Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Антонову А.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; обязать Территориальную администрацию Красноперекопского района мэрии г.Ярославля поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Антонова А.И. с даты обращения т.е с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; обязать Департамент строительства Ярославской области произвести Антонову А.И. единовременную выплату на приобретение жилья.

Представитель истца по доверенности – Бушуев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, пояснил, что квартира, в которой зарегистрирован истец в настоящее время приватизирована по решению суда, Антонов от приватизации отказался.

Представитель ответчика Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля по доверенности – Муратова Ю.И. в судебном заседании пояснила то, что истцу правомерно отказано в постановке на учет в качестве ну­ждающегося в улучшении жилищных условий. При подаче заявления о постановке на учет истцом не были предоставлены документы, указанные в ч. 4 ст. 51 ЖК РФ. На сегодняшний день истец проживает в квартире по АДРЕС Общая площадь данного жилого помещения составляет 75 кв. м. В квартире зарегистрировано 5 человек. Следовательно, на каждого члена семьи приходится по 15 кв. м. общей площади, что превышает учетную норму, необхо­димую для постановки лица на учет в качестве нуждающегося в улучшении жи­лищных условий.

Представитель ответчика Департамента строительства Ярославской области по доверенности – Иванова М.С. в судебное заседание пояснила то, что Департамент возражает против удовлетворения исковых требований Антонова А.И. по следующим основаниям: в соответствии со статьёй 23.2 Федерального закона от 12.01.1995
№ 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной
власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер
социальной поддержки по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14,
16 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Во исполнение указанного Федерального закона Правительством Ярославской области принято постановление от 11.01.2010 № 1-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета и признании утратившим силу постановления Администрации области от 01.02.2006 №32». Предоставление мер социальной поддержки осуществляет департамент строительства Ярославской области. В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства области от 11.01.2010 № 1-п меры социальной поддержки за счёт средств федерального бюджета предоставляются гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно абзаца 12 пункта 8 постановления Правительства области от 11.01.2010 № 1-п меры социальной поддержки предлагаются гражданину один раз в текущем году в порядке очерёдности в соответствии с утверждённым сводным списком граждан, который формируется департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области согласно пунктов 4, 5 постановления Правительства области от 11.01.2010 № 1-п. Антонов А.И. не состоит в областном сводном списке ветеранов и инвалидов Ярославской области, поэтому не может быть обеспечен мерами социальной поддержки за счёт средств федерального бюджета как участник Великой Отечественной войны. По вопросу постановки Антонов А.И. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий сообщаем. Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Таким образом, департамент не может дать юридическую оценку правомерности отказа Антонову А.И. в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как это выходит за рамки компетенции департамента. Из искового заявления Антонова А.И. следует, что в настоящее время он зарегистрирован и проживает в жилом помещении по АДРЕС, принадлежащем на праве собственности его дочери ФИО2 Общая площадь указанного жилого согласно выписке из лицевого счёта помещения составляет 75 кв.м. На данной площади постоянно зарегистрированы 5 человек. В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений или
членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального
найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи
собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого
помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых
помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением мэрии города Ярославля от 28.02.2005 № 761 «О мерах по реализации жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма» учетная норма общей площади жилого помещения на каждого члена семьи установлена в размере 12 и менее квадратных метров. В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. В данном случае совместное проживание Антонова А.И. и собственника жилого помещения - его дочери ФИО2 подтверждается регистрацией по месту жительства. Таким образом, при решении вопроса о постановке на учёт Антонова А.И., полагают, следовало исходить из пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того Антонов А.И. согласно удостоверения серия ЕВ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданного , является ветераном-участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные статьёй 17 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Однако, согласно пункта 4 указанной статьи данная категория граждан подлежит обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. Дополнительных пояснений в данной части департамент дать не может ввиду отсутствия информации о предоставлении Антонову А.И. служебного жилья и соответственно его сдачи. Одновременно с тем сообщают что в случае принятия судом решения о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в постановке Антонова на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и постановке на учёт с даты обращения ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, Антонов А.И. может быть обеспечен мерами социальной поддержки за счёт средств федерального бюджета как участник Великой Отечественной войны в порядке очерёдности в соответствии со сводным списком ветеранов и инвалидов Ярославской области при условии предоставления документов, свидетельствующих об освобождении занимаемого им служебного жилого помещения.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно выписке из лицевого счета ОАО от 16.06.2010г. в квартире по АДРЕС 20 06 2008г зарегистрированы: ФИО2 – глава семьи, ФИО3-сын, ФИО5 - сын, ФИО4- внук, Антонов А.И.- отец, постоянно, площадь квартиры 75 кв м, право пользования-по договору приватизации.. Согласно решения Красноперекопского районного суда г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Антонов А.И. отказался от права на приватизацию квартиры, расположенной по АДРЕС

Согласно удостоверения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН выданного Антонов А.И. является ветераном – участником Великой Отечественной войны.

В судебном заседании установлен факт того, что истец является членом семьи собственников жилого помещения, что подтверждается тем обстоятельством, что он одновременно вместе с собственниками жилого помещения вселился в жилое помещение, зарегистрирован в нем постоянно с момента вселения, отказался в судебном заседании от приватизации жилого помещения, таким образом фактически подтвердив свое право на приватизацию по договору социального найма, при этом не имеет правового значение то обстоятельство, что в договоре социального найма согласно которого жилое помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ГУ предоставило ФИО2, расположенное по АДРЕС, которое будет использовать для проживания наниматель и члены его семьи: ФИО5, ФИО3, ФИО4,. Антонов отсутствует, поскольку он непосредственно зарегистрирован в указанной квартире и пользовался жилым помещением до приватизации именно на основании договора социального найма. Каких-либо доказательств подтверждающих наличие иных договорных отношений суду не представлено. Кроме того суд учитывает то обстоятельство, что истец является близким родственником всех собственников жилого помещенияВ соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Таким образом, .суд соглашается с позицией ответчиков об отсутствии нуждаемости в улучшении жилищных условий истца и признает отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося законным. При этом также учитывает то, что в соответствии с постановлением мэра города Ярославля от 28.02.2005 № 761 «О мерах по реализации жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма» учетная норма общей площади жилого помещения на каждого члена семьи установлена в размере 12 и менее квадратных метров.. Не опровергает указанный вывод показания свидетелей ФИО6, ФИО7.пояснивших в судебном заседании о том, что Антонов общее хозяйство с не ведет, поскольку данные свидетели согласно из пояснениям, бывают в указанной квартире очень редко.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

.

Исковые требования Антонова А.И. о признании незаконным отказа Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г.Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; возложении обязанности постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ; возложении обязанности на Департамент строительства Ярославской области произвести Антонову А.И. единовременную выплату на приобретение жилья, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток.

Судья Н.С. Донцова