решение - о предоставлени в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства - вступило в законную сиулу 17.01.2011 г.



Дело № 2 – 1813 /10г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2010 года г. Ярославль

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе судьи Тарасовой Л.А.,

при секретаре Редькиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Константиновой В.А. к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, мэрии города Ярославля, Департаменту архитектуры и развития территорий мэрии г.Ярославля о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

у с т а н о в и л :

Константинова В.А. обратилась в суд с требованием к УЗР мэрии г. Ярославля о предоставлении ей земельного участка под строительство индивидуального жилого дома без проведения торгов площадью 826 кв. м, расположенного АДРЕС, указывая, что в мае 2010 года она обратилась в УЗР мэрии АДРЕС с заявлением о предоставлении земельного участка в АДРЕС для строительства индивидуального жилого дома в аренду. Считает, что имеет на это право как инвалид второй группы, однако приказом начальника УЗР мэрии г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ей было в этом отказано. 02.11.2010 года от истца поступило уточненное исковое заявление, в котором она уточнила площадь запрашиваемого земельного участка, просила предоставить ей в аренду 585 кв.м., поскольку истребуемый участок частично предоставлен в аренду Организация

В судебное заседание истец Константинова В.А. не явилась. Ее представитель по доверенности Падалка Н.Г. в судебном заседании поддержала уточненное исковое заявление по основаниям, изложенным в нем. Просила предоставить на праве аренды без проведения торгов земельный участок АДРЕС площадью 585 кв.м. Константиновой В.А., пояснила, что истица не согласна с полученным отказом из УЗР в предоставлении земельного участка, полагает, что спорный земельный участок юридически свободен от прав третьих лиц, является муниципальной собственностью и может быть предоставлен ей, как инвалиду второй группы, на праве аренды. Пояснила, что ранее на месте спорного земельного участка располагался жилой дом, который примерно в конце 80-х годов прошлого столетия был расселен, со временем разрушился, в настоящее время данный участок фактически превращается в свалку. Считает, что в целях рационального использования земельных участков спорный земельный участок может быть предоставлен истцу под строительство жилого дома.

Представитель ответчиков мэрии г. Ярославля и УЗР мэрии г. Ярославля по доверенности Решетникова Т.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Константиновой В.А., пояснила, что приказом начальника УЗР мэрии г. Ярославля НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Константиновой В.А. действительно отказано в предоставлении запрашиваемого земельного участка, поскольку его часть предоставлена на праве аренды Организация заявление о предоставлении земельного участка поступило в УЗР мэрии г. Ярославля после 23.05.2009. Согласно постановлению мэра г. Ярославля от 23.04.2007 №1227 с 23.05.2009 предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется путем проведения аукционов. Земельным кодексом РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случае предоставления земельных участков в аренду, наличие инвалидности таким случаем не является. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Ответчик – Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля в суд не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что возражают против удовлетворения исковых требований Константиновой В.А., которая с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального строительства в Департамент не обращалась. В соответствии со схемой функционального зонирования в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 г. № 226, запрашиваемый земельный участок расположен в общественно-деловой функциональной зоне. Согласно схеме границ зон с особыми условиями использования территорий и границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе Генерального плана г. Ярославля, земельный участок находится в санитарно- защитной зоне промышленных предприятий, которая является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201, спорный земельный участок расположен в общественно-деловой территориальной зоне. Согласно проекту детальной планировки жилого района «Карабулино», утвержденному решением Малого совета Ярославского городского совета народных депутатов от 16.06.1993г. № 182, на территории запрашиваемого земельного участка предусмотрено благоустройство территории с организацией зеленой зоны общего пользования. Так же возражают против иска, поскольку инвалидность не является основанием для первоочередного предоставления земельного участка в аренду без проведения аукциона.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчиков, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Установлено, что в мае 2010 года истец Константинова В.А., инвалид второй группы, обратилась в Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка АДРЕС без проведения торгов.

По данным ГКПТИ и УН по ЯО (информация по состоянию на 30.01.1998г.) собственниками указанного жилого дома значатся пять физических лиц. В Управлении Росреестра данные о зарегистрированных правах на указанный дом и земельный участок отсутствуют.

Из пояснений сторон и представленных фрагментов схем территорий следует, что какие-либо строения на спорном земельном участке в настоящее время отсутствуют.

Земельный участок по указанному адресу общей площадью 826 кв.м. на кадастровый учет поставлен, границы участка не установлены. Согласно постановления мэра г. Ярославля НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и представленных схем, указанный земельный участок частично налагается на земельный участок, предоставленный в аренду Организация

В соответствии с приказом начальника УЗР мэрии г. Ярославля НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, Константиновой В.А. отказано в предоставлении земельного участка по указанному адресу.

Требование гражданина-инвалида о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства не является безусловным, т.е. оно должно согласовываться с нормами других федеральных законов, в том числе с нормами градостроительного законодательства, правилами землепользования и застройки в городе, соответствовать градостроительным регламентам.

Согласно проекту детальной планировки жилого района «Карабулино», утвержденному решением Малого совета Ярославского городского совета народных депутатов от 16.06.1993г. № 182, на территории запрашиваемого земельного участка предусмотрено благоустройство территории с организацией зеленой зоны общего пользования, что подтверждается фрагментом проекта и эксплуатации.

В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ и Постановлением мэра г. Ярославля от 23.04.2007 № 1227 «О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории г. Ярославля» (в ред. от 17.09.2009) предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляет мэрия г. Ярославля в лице управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля путем проведения аукциона на основании предварительного заключения департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля о возможности размещения предполагаемого объекта строительства. В случае невозможности размещения объекта департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля направляет в управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля соответствующее заключение. Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля после установления обстоятельств, свидетельствующих о невозможности размещения объекта, издает приказ об отказе в размещении объекта с указанием причин отказа и направляет указанный приказ заявителю.

Согласно п.п.8,9 ст.1, ст.30 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты разрабатываются и устанавливаются путем подготовки правил землепользования и застройки.

В соответствии с указанными Правилами, при осуществлении регулирования землепользования и застройки в г. Ярославле органами городского самоуправления применяется разработанная до введения в действие Градостроительного кодекса РФ находящаяся на хранении в органах городского самоуправления градостроительная документация в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ, Генеральному плану города. Указанный выше проект детальной планировки жилого района «Карабулино» не противоречит требованиям Градостроительного кодекса и Правилам землепользования и застройки г. Ярославля.

Согласно схеме функционального зонирования территории в составе Генерального плана г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 года № 226, и карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201, запрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне общественно-делового В состав общественно-деловых зон могут включаться:

1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;

2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

4) общественно-деловые зоны иных видов.

Согласно п.5 ст.35 Градостроительного кодекса РФ общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

В соответствии со ст. 41 вышеуказанных Правил землепользования и застройки г.Ярославля основными видами разрешенного использования являются: учреждения органов государственной власти и местного самоуправления; объекты социального обслуживания, страхования, социальной защиты, ЗАГСы и дворцы бракосочетания, архивы, информационные и аналитические центры, в том числе встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные; объекты административного назначения для оказания услуг населению (юридические консультации, страховые, нотариальные и риэлтерские конторы, туристические агентства, рекламные агентства, копировальные центры, кредитно-финансовые учреждения и другие подобные объекты), в том числе встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные; отделения и пункты связи, почтовые отделения, телефонные и телеграфные пункты, в том числе встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные и т.п. Условно разрешенными видами использования являются: многоквартирные дома (9 и более надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием, не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду; многоквартирные дома (4 - 8 надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием, не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду; общежития; бани, банно-оздоровительные комплексы; автозаправочные станции для заправки грузового и легкового автотранспорта жидким и газовым топливом; автозаправочные станции для легкового автотранспорта, оборудованные системой закольцовки паров бензина, с объектами обслуживания; мойки легковых автомобилей до 5 постов; электростанции дизельные; очистные сооружения поверхностного стока закрытого типа; скульптуры, стелы, памятные и въездные знаки, фонтаны; временные сооружения Вспомогательными видами разрешенного использования являются: площадки для установки контейнеров для сбора мусора; объекты пожарной охраны (гидранты, резервуары, пожарные водоемы).

Таким образом, индивидуальное жилищное строительство не относится не к основным, ни к условно разрешенным видам использования земельных участков в данной территориальной зоне.

Приходя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований суд учитывает, что, согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, основным принципом законодательства о градостроительной деятельности, а, следовательно, и осуществления градостроительной деятельности, является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ устойчивое развитие территорий - это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Согласно п. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ в целях устойчивого развития территорий осуществляется разработка документации по планировке территории. Данная разработка была произведена в соответствии с действующим на момент принятия решения законодательством.

Таким образом предоставление истцу спорного земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства будет противоречить градостроительному регламенту – статье 54 Правил землепользования и застройки г.Ярославля, которая устанавливает запрет в таких территориальных зонах на индивидуальное жилищное строительство.

Кроме того, согласно схеме границ зон с особыми условиями использования территорий и границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе Генерального плана г.Ярославля, запрашиваемый земельный участок находится в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий («Русские краски», химическая промышленность, санитарно-защитная зона – 300 метров). Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в санитарно-защитной зоне не допускается размещение жилой застройки.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Константиновой В.А.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Константиновой В.А. к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, мэрии города Ярославля, Департаменту архитектуры и развития территорий мэрии г.Ярославля о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства общей площадью 585 кв.м., расположенного АДРЕС – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья Л.А.Тарасова