Дело № 2-220/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации10 февраля 2011 г. г. Ярославль
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:
судьи Донцовой Н.С.,
при секретаре Кочетковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Платоновой М.Н. к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля о предоставлении земельного участка,
у с т а н о в и л:
Платонова М.Н. обратилась в суд с указанным иском, в котором просит признать незаконным приказ начальника Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; обязать Мэрию г. Ярославля и Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля предоставить Платоновой М.Н. во внеочередном порядке в аренду земельный участок ориентировочной площадью 1000 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по АДРЕС, участок ограниченный перекрёстком улиц АДРЕС, и заключить договор аренды на указанный земельный участок, указывая то, что она - Платонова М.Н. - является инвалидом второй группы, что подтверждается Удостоверением НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и Справкой серия МСЭ-2004 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а также ветераном Великой Отечественной войны. Руководствуясь действующим Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года и, в частности, статьёй 17, предоставляющей инвалидам и семьям, имеющим в своём составе инвалидов, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в установленном законом порядке обратилась в Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения индивидуального жилого дома по АДРЕС В соответствии с Приказом начальника управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по вышеуказанному адресу было отказано. Приказ начальника УЗР получен истцом 25 сентября 2010 года. Истец считает вышеуказанный отказ в предоставлении земельного участка основанным на неправильном применении норм действующего земельного законодательства и законодательства о социальной защите инвалидов, Платонова М.Н. имеет первоочередное право на предоставление ей в аренду вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства по следующим основаниям. Как установлено действующим законодательством о социальной защите инвалидов в РФ, инвалидам и семьям, имеющем в своём составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 901 от 27 июля 1996 года инвалиды и семьи, имеющие в своём составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства регулируются как вышеуказанным постановлением мэра, так и - в первую очередь - нормами статьи 30.1 Земельного кодекса РФ. Согласно статьи 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных ЗК РФ, и какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе, не предусмотрены. Аукцион представляет собой продажу, в том числе, имущества с публичных торгов, при которых продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Исходя из изложенного, реализация принципа первоочерёдности предоставления гражданам земельных участков в рамках аукциона невозможна, вследствие чего при предоставлении инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства торги проводится не должны, как нарушающие право первоочередного предоставления земельного участка в соответствии с законом «О социальной защите инвалидов в РФ». Таким образом, в соответствии с вышеуказанной правовой нормой право на первоочередное получение земельного участка предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов, в рамках которых невозможна реализация принципа первоочерёдности предоставления гражданам земельных участков. Отсутствие в Земельном кодексе РФ и вышеуказанном Постановлении мэра порядка предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке отдельным категориям граждан не исключает применения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». При этом Земельный кодекс РФ и вышеуказанное Постановление не регулирует вопросы предоставления льгот инвалидам, поэтому конкуренции между вышеуказанными нормативными актами и Федеральным законом «О социальной защите инвалидов и РФ» не возникает. На основании вышеизложенного просит суд признать незаконным приказ начальника Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; обязать Мэрию г. Ярославля и Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля предоставить Платоновой М.Н. во внеочередном порядке в аренду земельный участок ориентировочной площадью 1000 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по АДРЕС, и заключить договор аренды на указанный земельный участок.
Истец Платонова М.Н. в судебное заседание не явилась о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Жохов А.А.в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчиков – мэрии г. Ярославля и УЗР мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которого исковые требования не признают с учетом следующего. Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации устанавливает, что инвалидам и семьям, имеющим в своём составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. При этом данный закон был принят до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, который регламентирует порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, в сфере управления (распоряжения) земельными ресурсами нормы Земельного кодекса Российской Федерации имеют приоритет перед положениями отдельных Федеральных законов. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Перечень таких случаев является исчерпывающим, наличие инвалидности в этот перечень не входит. Кроме того, в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность граждан осуществляется за плату, а в случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, может осуществляться бесплатно. Так, статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности платного предоставления земельных участков для жилищного строительства, в том числе их продажа в собственность граждан на аукционах, а статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации - особенности бесплатного предоставления земельных, участков для указанных целей. В частности, статья 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов и Российской Федерации» предусматривает, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В то же время Земельным кодексом Российской Федерации не определены условия и порядок реализации льготными категориями граждан своего права, а установленный порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Не предусматривает возможности предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Кроме того, согласно карте градостроительного зонирования города Ярославля (границы территориальных зон) в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 №201. земельный участок расположен в общественно жилой территориальной зоне. Согласно ст. 40 правил индивидуальное жилищное строительство не относится к разрешенным видам использования земельных участков в данной территориальной зоне. Согласно карте градостроительного зонирования города Ярославля (границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия) в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, запрашиваемый земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны промышленных предприятий. Согласно п.5 ст. 64 вышеуказанных Правил и в соответствии с п.5.1 новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитной зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома. Наконец, согласно проекту детальной планировки жилого района «Карабулино», утвержденному решением Малого совета Ярославского городского совета народных депутатов от 16.06.1993 № 182, запрашиваемый земельный участок расположен на территории, предусмотренной для размещения плоскостного спортивного сооружения. Руководствуясь изложенным, мэрия г. Ярославля и управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля просят отказать в удовлетворении исковых требований Платоновой М.Н.
Суд, выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В соответствии с п. 2 ст. 30 ЗК РФ для строительства предоставляется земельный участок, который относится к муниципальной собственности и который не предоставлен в пользование или во владение гражданам и юридическим лицам, то есть объектом правоотношений по предоставлению земельных участков под строительство может быть лишь юридически свободный земельный участок.
Согласно справке МСЭ-2004 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Платонова М.Н., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., является инвалидом 2 группы бессрочно.
Согласно заявлению Платонова ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА он обратился в Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля за предоставлением земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке как инвалиду 2 группы по АДРЕС примерной площадью 1000 кв.м.
Приказом начальника Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Платоновой М.Н. отказано в размещении индивидуального жилого дома по АДРЕС в связи с тем, что согласно проекту детальной планировки жилого района «Карабулино», утвержденному решением Малого совета Ярославского городского совета народных депутатов от 16.06.1993 г. № 182 запрашиваемый земельный участок расположен на территории предусмотренной для размещения плоскостного спортивного сооружения.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт того, что город Ярославль как муниципальное образование планирует в спорном квартале, в том числе на месте спорного земельного участка, размещение иных объектов плоскостного спортивного сооружения., а не объекта индивидуального жилищного строительства.
Суд соглашается с позицией представителя ответчика и приходя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований учитывает то, что решением Малого Совета Ярославского городского совета народных депутатов от 16.06.1993 г. № 182, фактически утвержден проект детальной планировки жилого района с учетом красных линий –линий, которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Каких-либо доказательств того, что данное решение Малого Совета Ярославского городского совета народных депутатов на настоящее время не исполняется, истцом суду не представлено.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований суд учитывает то, что согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ основным принципом законодательства о градостроительной деятельности, а, следовательно, и осуществления градостроительной деятельности, является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ устойчивое развитие территорий - это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Согласно п. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ в целях устойчивого развития территорий осуществляется разработка документации по планировке территории. Данная разработка была произведена в соответствии с действующими на момент принятия решения, нормативными актами- согласно п. 9.3 "ВСН 38-82. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов", утвержденных Приказом Госгражданстроя СССР от 29.12.1982 № 379, действовавших до РДС 30-201-93, утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 22.12.1993 № 18-58) проекты детальной планировки утверждаются городскими (областными, краевыми) исполкомами Советов народных депутатов по представлению главных архитекторов городов. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация действует в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации. В силу прямого указания закона градостроительная документация, несоответствующая законодательству в части, является действующей и подлежит применению.. Указанный проект соответствует: функциональному назначению зоны, установленному Генеральным планом города Ярославля, утвержденным решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 г. № 226, а также градостроительному регламенту, установленному Правилами землепользования и застройки города Ярославля, утвержденными решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ярославля (ч. 1 ст. 3) при осуществлении регулирования землепользования и застройки в городе Ярославле органами городского самоуправления применяется разработанная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ и находящаяся на хранении в органах городского самоуправления градостроительная документация (проекты детальной планировки, проекты застройки и другие виды градостроительной документации) в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации, Генеральному плану города Ярославля, а также настоящим Правилам. Таким образом, в силу указания ч. 2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», ч. 1 ст. 3 Правил землепользования и застройки города Ярославля при принятии градостроительных решений органы городского самоуправления имеют право применять информацию о параметрах использования территорий из утвержденного проекта детальной планировки, соответствующую генеральному плану и правилам землепользования и застройки.
Статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, установлено то. что истец является инвалидом.
Исходя из анализа положений ст. 30 ЗК РФ и ст. 41 Градостроительного кодекса РФ следует, что в аренду или собственность могут быть переданы лишь земельные участки, на которых правилами землепользования и застройки г. Ярославля предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов.
Истцом предоставлен расчет площади земельного участка однако отсутствуют какие-либо данные о согласовании границ земельного участка со смежными пользователями, наличие межевого дела, то есть границы земельного участка не определены согласно требованиям ЗК РФ, таким образом данный земельный участок не может быть предоставлен, поскольку не является объектом земельных отношений, предусмотренным ст. 6 ЗК РФ.
Суд также считает, что поскольку у истца не возникло право на предоставление данного земельного участка а все остальные исковые требования производны от указанного права то и данные требования не подлежат удовлетворению поскольку никоим образом не нарушают какие-либо иные права истца. Суд считает, что в данной ситуации истец имеет право на предоставление иного земельного участка свободного от прав иных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Платоновой М.Н. к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля о
- признании незаконным приказа начальника Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА об отказе в предоставлении Платоновой М.Н. земельного участка, ориентировочной площадью 1000 кв.м., расположенный по АДРЕС, в аренду для индивидуального жилищного строительства;
- возложении обязанности на Мэрию г. Ярославля и Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля в предоставлении в первоочередном порядке Платоновой М.Н. земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв.м., расположенныого по АДРЕС, в аренду для индивидуального жилищного строительства - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ярославский областной суд путем подачи жалобы в Красноперекопский районный суд г. Ярославля.
Судья Н.С. Донцова