решение о назначении пенсии - вступило в законную силу 15.06.2011 года



Дело № 2-1110/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2011 г. г. Ярославль

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:

судьи Донцовой Н.С.

при секретаре Кочетковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петруниной Н.В. к Управлению пенсионным фондом РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) о назначении пенсии,

у с т а н о в и л :

Петрунина Н.В. 06.04.2011 г. обратилась в УПФ РФ г. Ярославля с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно решению об отказе в установлении пенсии начальника Управления пенсионным фондом РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в специальный стаж Петруниной Н.В. не включены периоды с 14.02.2000 г. по 17.03.2000г. (1 месяц 4 дня), с 1.09.2004 г. по 08.10.2004 г. (1месяц 8 дней), с 15.05.2009 г. по 18.06.2009 г. (1 месяц 1 день) - курсов повышения квалификации.

Петрунина Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионным фондом РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) о назначении пенсии, в судебном заседании пояснила, то, что 06.04.2011г. она обратилась с заявлением № 271 в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Фрунзенском районе г. Ярославля о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п.1 ст.28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». Ответчик своим решением от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН отказал истцу в назначении досрочной трудовой пенсии но старости из-за отсутствия необходимого специального стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данный отказ считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 Закона от 17.12.2001 г. право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местной местности и поселках городского типа либо только городах, независимо от их возраста. В соответствии с п.3 ст.28 Закона от 17.12.2001 г. списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости (в том числе с лечебной деятельностью), правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Специальный стаж истца на момент обращения заявления к ответчику составил 30 лет. Стаж работы утвержден записями в трудовой книжке. В указанный срок истец включила периоды. Когда истец находилась на курсах повышения квалификации: с 14.02.2000 г. по 17.03.2000г. (1 месяц 4 дня), с 1.09.2004 г. по 08.10.2004 г. (1месяц 8 дней), с 15.05.2009 г. по 18.06.2009 г. (1 месяц 1 день), куда истца направил работодатель. Выводы ответчика относительно стажа ошибочны и основаны на Законе по следующим основаниям: пунктом правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст.28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г., предусмотрено включение в специальный стаж периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Ответчик ссылается на то, что согласно правил №516 время нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, не включается. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в силу ст.ст. 14, 24 Федерального Закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 14.07.2008 г.) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в страховой стаж уплачивал, страховые взносы в ПФР обязаны страхователи, а ст. 15 указанного закона не предусматривает обязанности застрахованного лица, работающего по трудовому договору, выплачивать страховые взносы в ПФР. Таким образом, в связи с отсутствием обязанности работника по представлению сведений персонифицированного учета, уплате в ПФР страховых взносов, из его стажа не могут быть исключены периоды, когда сведения по вине страхователя не были предоставлены и взносы не были уплачены им. Из вышеизложенного следует, что никакого перерыва стажа, изменений при исчислении стажа работы при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от производства не происходит, следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации должен быть также включен в специальный стаж для назначения досрочной трудовой) пенсии по старости. Кроме того, повышение уровня квалификации входило в должностные обязанности истицы. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации являются обязательным условием выполнения работы. Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2006г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006г. (Вопрос 30) также подтверждает, что курсы повышения квалификации должны входить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. На основании вышеизложенного истица считает, что имеет необходимый стаж для назначения ей досрочной трудовой пенсии и просит суд:

- признать недействительным решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Ярославле (межрайонное) от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

- включить в специальный стаж для назначения пенсии периоды с 14.02.2000 г. по 17.03.2000г. (1 месяц 4 дня), с 1.09.2004 г. по 08.10.2004 г. (1месяц 8 дней), с 15.05.2009 г. по 18.06.2009 г. (1 месяц 1 день), когда Петрунина Н.В. находилась на курсах повышения квалификации,

- назначить досрочно трудовую пенсию по старости со дня подачи заявления в УПФ РФ в г. Ярославле (межрайонное) с 06.04.2011 г.

- взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 200 рублей.

Представитель ответчика Управления пенсионным фондом РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которого 06.04.2011г. в Управление обратилась Петрунина Н.В. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Рассмотрев заявление и документы истца, Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан приняла решение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА об отказе в назначении Петруниной Н.В. досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона в связи с недостаточностью специального стажа. Документально подтверждено, что на момент обращения истца в Управление (то есть на 06.04.2011) специальный стаж, учитываемый для назначения досрочной трудовой пенсии составляет 29 лет 8 месяцев 17 дней, при требуемом 30 лет. В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона досрочные трудовые пенсии по старости назначаются лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Согласно п. 2 ст. 27 Закона от 17.12.2001 Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости (в том числе в связи с медицинской деятельностью), правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. С целью реализации пп.20 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001г. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утверждены:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Список от 2002г.;

- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Правила от 2002г.)

- Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. В соответствии с п. 3 Правил от 2002г. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 2002г. В соответствии с п.1 ст. 13 Закона от 17.12.2001 при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. В соответствии с п.2 ст. 13 Закона от 17.12.2001 при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства № 516 от 11.07.2002 (далее Правила от 11.07.2002) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными правовыми актами. При этом в п. 5 Правил исключение составляют только периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, поскольку не соблюдается одно из условий включения периодов в специальный стаж, а именно, наличие факта выполнения работы. Работа - осуществление трудовой деятельности, участие в труде, выполнение человеком, коллективом определенного круга поручений, заданий. В соответствии с частью 2 п.5 Правил от 11.07.2002г. включение в специальный стаж курсов повышения квалификации, учебных отпусков не предусмотрено. Следовательно, спорные периоды не могут быть включены в специальный стаж. Кроме того, считают, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации по своей правовой природе не могут рассматриваться, как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. Установление и выплата пенсий производится в строгом соответствии с действующим законодательством РФ. Указанными выше законами определено, что пенсия устанавливается и выплачивается при наличии права на ее получение, которое определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данными законами. УПФР в г.Ярославле (межрайонное) является государственным учреждением, осуществляющим выплату пенсий из средств, входящих в состав Федерального бюджета РФ, и, отстаивая свою официальную позицию, защищает государственные интересы, а также права всех граждан, претендующих на назначение трудовых пенсий. Учитывая изложенное, специальный стаж Петруниной Н.В. составляет 29 лет 8 месяцев 17 дней (требуется 30 лет). Правовые основания для назначения досрочной трудовой пенсии истцу по заявленным требованиям отсутствуют. Просят суд отказать в удовлетворении исковых требований Петруниной Н.В. в полном объеме.

Суд, выслушав истца, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям: в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не мене 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только городах, независимо от их возраста. Согласно п. 3 ст. 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно свидетельств о повышении квалификации Петрунина Н.А. с 14.02.2000 г. по 17.03.2000г., с 08.09.2004 г. по 08.10.2004 г., с 18.05.2009 г. по 18.06.2009 г. повышала квалификацию на курсах усовершенствования.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 14.02.2000 г. по 17.03.2000 г., с 1.09.2004 г. по 08.10.2004 г., с 15.05.2009 г. по 18.06.2009 г. подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, по следующим основаниям: согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов: «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288) ст. 54. «Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью», повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.

Таким образом, периоды прохождения курсов повышения квалификации подлежат включению в стаж, поскольку в эти периоды Петрунина продолжала состоять в трудовых отношениях, направлялась на курсы повышения квалификации работодателем, в эти периоды ей начислялась заработная плата и работодателем отчислялись страховые взносы. При таких обстоятельствах суд считает необходимым включить указанные периоды в специальный стаж.

В соответствии с ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» пенсия Петруниной должна быть назначена с 06.04.2011 г., поскольку к этому моменту Петрунина объективно имела необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Кроме того, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ФЗ РФ «О трудовых пенсиях», ст.ст.191-197 ГПК РФ, суд

решил:

Признать решение начальника Управления пенсионным фондом РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА согласно которому Петруниной Н.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости недействительным.

Управлению пенсионным фондом РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) включить в трудовой стаж Петруниной Н.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периоды: с 14.02.2000 г. по 17.03.2000г., с 1.09.2004 г. по 08.10.2004 г., с 15.05.2009 г. по 18.06.2009 г.

Управлению пенсионным фондом РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) назначить Петруниной Н.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью с 06.04.2011 года - с момента обращения.

Взыскать с Управления пенсионным фондом РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) в пользу Петруниной Н.В. государственную пошлину в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья Н.С. Донцова