Дело № 2 – 212 /11г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 июня 2011 года г. Ярославль при секретаре Редькиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамояна О.И. к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства и по встречному иску Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля к Мамояну О.И. об освобождении земельного участка, у с т а н о в и л : Мамоян О.И. обратился в суд с требованием к УЗР мэрии г. Ярославля о предоставлении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома в аренду без проведения торгов, указывая, что на основании Постановления мэра г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О предварительном согласовании гр. Мамояну О.И. размещения индивидуального жилого дома АДРЕС им были выполнены работы по сбору технических условий, подготовке проекта на строительство одноквартирного жилого дома и межеванию земельного участка, общей площадью 800 кв. метров в районе дома АДРЕС. В настоящее время истцом выполняются работы по оснащению земельного участка инженерными сооружениями: выполнены работы по прокладке водопровода, готовятся к выполнению работы по строительству канализации, и газопровода, но права на земельный участок не оформлены надлежащим образом. В соответствии с п. 3 ст. 30 ЗК РФ земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду, поэтому 07 октября 2010г. он обратился в УЗР мэрии г. Ярославля с заявлением о заключении договора аренды земельного участка общей площадью 800 кв. метров. На его заявление из УЗР г. Ярославля поступил ответ от о том, что заключить договор аренды не представляется возможным, поскольку, в соответствии с ч. 8 ст. ст. 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет, а срок действия Постановления мэра г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к моменту обращения истца истек. Считает отказ в заключении с истцом договора незаконным, поскольку обстоятельства формирования спорного земельного участка исключали возможность заключения договора аренды ранее октября 2010 года. Собственник земельного участка до мая 2010 года не производил работ по межеванию и постановке на кадастровый учет данного участка. Это обстоятельство являлось препятствием для исполнения п. 2.2. Постановления мэра г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Все расходы по межеванию и постановке на кадастровый учет пришлось нести Мамояну самостоятельно. Для этих целей 19.05.2010г. он обратился в Организация1 занимающееся межеванием земельных участков, был заключен договор на выполнение инвентаризационных работ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА До подписания Акта сдачи-приемки инвентаризационных работ по договору НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ни у истца, ни у УЗР г. Ярославля не было готового межевого плана и по этой причине ранее октября 2010г. никакие сделки с данным земельным участком не могли быть оформлены. Сложности в формировании земельного участка были вызваны самим Постановлением мэра г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, поскольку данный документ заранее определил площадь земельного участка в размере 0,8 га, поэтому Организация1 было обязано сформировать спорный земельный участок в строгом соответствии с указанным количеством метров. Кроме этого, в соответствии с п. 3 Постановления мэра г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О порядке оформления договоров аренды земельных участков» для оформления договора аренды земельного участка лица, имеющие право на заключение договора аренды, обращаются с заявлением и кадастровым планом земельного участка, т.е. договор аренды заключается только при наличии кадастрового плана, оформлением которого истец занимался перед подачей заявления. Полагает, что отказ УЗР г. Ярославля противоречит действующему законодательству, поскольку в Земельном кодексе Российской Федерации отсутствует указание на то, что решение органа местного самоуправления автоматически утрачивает силу по истечении трех лет, установленных абзацем первым п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ. Сам по себе пропуск трехлетнего срока не является основанием для отказа в заключении договора аренды земельного участка, поскольку установленный абзацем первым п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ трехгодичный срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта не является пресекательным и пропуск этого срока не препятствует заключению договора и после его истечения. Пропуск трехлетнего срока не предусматривает возможности отказа в предоставлении земельного участка под строительство в случае прохождения лицом, заинтересованным в получении такого земельного участка, процедуры предварительного согласования места размещения объекта и представления в уполномоченный орган кадастровой карты (плана) земельного участка. В ответе УЗР г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН говориться о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН поставлен на кадастровый учет с целью проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. В кадастровой выписке от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА нет никаких сведений о том, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет именно с этой целью, тем более что постановка на кадастровый учет осуществлялась по инициативе истца. Ранее изготовления межевого плана такое решение вообще не могло быть принято. Считает, что имеет право на аренду земельного участка общей площадью 800 кв. метров в районе дома АДРЕС, а УЗР г. Ярославля необоснованно уклоняется от заключения договора аренды для строительства одноквартирного жилого дома. 07.04.2011 года в суд поступило встречное исковое заявление УЗР мэрии г. Ярославля к Мамояну О.И. об освобождении земельного участка, в котором указано, что распоряжением заместителя мэра города Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН утвержден реестр № 13 земельных участков, предоставляемых для строительства без предварительного согласования места размещения объекта. В указанный реестр под №4 включен земельный участок, расположенный АДРЕС. За счет средств бюджета в отношении указанного земельного участка проведены мероприятия по подготовке его к реализации посредством проведения аукциона, включающие в себя кадастровые работы с государственным кадастровым учетом (присвоен кадастровый НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), осуществлен сбор технических условий и согласований, проведена независимая оценка рыночной стоимости земельного участка. Постановлением мэра города Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Мамояну О.И. предварительно согласовано место размещения объекта - индивидуального жилого дома АДРЕС на земельном участке ориентировочной площадью 800 м2. Срок действия постановления составлял 1 год. Решение о предоставлении земельного участка для строительства органом городского самоуправления не принималось. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА отделом муниципального контроля управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля проведена проверка использования земельного участка, расположенного АДРЕС. Результаты проверки оформлены актом обследования земельного участка от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Проверкой установлено, что на земельном участке площадью 800 м2 расположены временные сооружения: деревянные хозяйственные постройки, теплицы. Земельный участок по периметру огорожен забором. Объекты капитального строительства на земельном участке отсутствуют. Установлено, что земельный участок использует ответчик - Мамоян О.И. без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов. С Мамояна О.И, получены письменные объяснения. Государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, распоряжение участком для целей жилищного строительства осуществляется органом городского самоуправления в соответствии с ЗК РФ, а так же Законом ЯО № 21-з от 27.04.2007 года. Просят суд обязать ответчика Мамояна О.И. освободить самовольно занимаемый земельный участок АДРЕС с кадастровым НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 800 кв.м. путем демонтажа временных сооружений, а так же демонтажа ограждения по периметру земельного участка за счет собственных средств. 02 марта 2011 года в судебном заседании к участию в деле в качестве ответчика привлечена мэрия г. Ярославля, в качестве третьего лица – Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля. В судебном заседании истец Мамоян О.И. и его представитель по ордеру адвокат Власов А.А. поддержали исковое заявление по основаниям, изложенным в нем, встречные исковые требования не признали, пояснили, что с рок предварительного согласования места размещения объекта три года считают не пресекательным, истец не мог уложиться в этот срок, поскольку у него отсутствовали материальные возможности для заказа работ по межеванию земли. Истцом был выполнен проект дома. Спорный участок был заболочен, в настоящее время истцом приведен в порядок, на участке проложен водопровод за счет собственных средств, поставлен забор и хозяйственные постройки. Представитель ответчиков мэрии г. Ярославля и УЗР мэрии г. Ярославля Алекперов Д.Д. по доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Мамояна, встречное исковое заявление поддержал в полном объеме по основаниям, заявленным в нем, поддержал представленный отзыв, в котором указал, что согласно п.8 ст.31 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Указанная норма носит императивный характер, возможность продления указанного срока законодателем не предусмотрена. Мамояном О.И. в течение трехгодичного срока действия предварительного согласования места размещения объекта не были выполнены, предусмотренные земельным законодательством мероприятия для предоставления земельного участка. В период обращения Мамояна О.И. в мэрию города Ярославля с заявлением о выборе земельного участка действующее законодательство допускало предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства конкретному гражданину по заявительному принципу (выбор земельного участка). После выполнения ряда процедур по выбору земельного участка постановлением мэра от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Мамояну О.И. было предварительно согласовано размещение индивидуального жилого дома на земельном участке АДРЕС В соответствии со ст. 32 Земельного кодекса РФ указанный правовой акт является основанием установления в соответствии с заявкой гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и за его счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами и последующего предоставления земельного участка для строительства. Правового акта о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома не принималось. В настоящее время для осуществления законного строительства Мамояна О.И. жилого дома требуется принятие правового акта о предоставлении земельного участка для строительства, заключения договора аренды земельного участка для строительства и на основании указанных документов получения разрешения на строительство. В то же время, с 01.10.2005г. изменился порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства (вступила в силу статья 30.1. ЗК РФ, введенная Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ). Предоставление земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства стало возможно только путем проведения аукциона либо по заявлению, но после информирования населения о наличии земельного участка для индивидуального жилищного строительства, приеме соответствующих заявлений и отсутствии в течение месяца еще одной заявки на предоставление земли (выяснения отсутствия потенциальных участников аукциона). Каких-либо переходных положений в отношении рассмотренных до 01.10.2005 и находящихся в стадии выбора земельного участка заявлений граждан законодательством установлено не было. Позднее, Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (п. 15 ст.3) введено положение, согласно которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов до 01.03.2007, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Таким образом, при установлении законодателем срока (до 01.03.2007) на предоставление земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов и истечении указанного срока в случае оформления прав Мамояна О.И. на рассматриваемый земельный участок, отсутствии иных переходных положений в законодательстве в отношении предоставления земельных участков отсутствуют законные основания для издания правового акта о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома. Соответственно, оспариваемый отказ управления земельных ресурсов в заключении договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства является обоснованным, соответствует законодательству. Правовые основания для использования спорного земельного участка истцом на сегодняшний день отсутствуют. Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля считает необходимым обратить внимание также на следующее обстоятельство. Исходя из смысла положений статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставлению подлежат лишь свободные земельные участки. Спорный земельный участок не является свободным, так как процедура его предоставления путем проведения аукциона на момент обращения с заявлением о его предоставлении Мамояном О.И. уже была начата. Объективные данные о том, что Мамояном на спорный земельный участок проведен водопровод, отсутствуют, поэтому требование об освобождении участка от водопровода не заявляется. Представитель третьего лица – Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля в суд не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что возражает против удовлетворения исковых требований Мамояна О.И., встречное исковое заявление и позицию по делу УЗР мэрии г. Ярославля поддерживает в полном объеме. Выслушав пояснения истца и представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Мамояна О.И. и удовлетворении исковых требований УЗР мэрии г. Ярославля по следующим основаниям. Постановлением мэра г. Ярославля НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА “О предварительном согласовании гр. Мамояну О.И. размещения индивидуального жилого дома АДРЕС на основании ст.28 Земельного кодекса РСФСР постановлено согласовать предварительно размещение индивидуального жилого дома по ул.Пестеля на земельном участке ориентировочной площадью 800 кв.м. и разрешено его проектирование. Согласно данному постановлению Мамоян О.И. был обязан выполнить проект индивидуального одноквартирного жилого дома АДРЕС в объеме, определяемом архитектурно-планировочным заданием, и согласовать с главным управлением архитектуры и градостроительства и инспектирующими организациями в установленном порядке; оформить в месячный срок в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г.Ярославля документы на земельный участок. Срок действия постановления был установлен в один год. По указанному постановлению ни одну из обязанностей Мамоян не выполнил. В суде истцом представлен архитектурный проект индивидуального жилого дома АДРЕС НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, датированный 1997 годом, однако, доказательств того, что данный проект был согласован с главным управлением архитектуры и градостроительства и инспектирующими организациями в установленном порядке, суду не представлено. Истец затруднился пояснить суду, имело ли место такое согласование; согласно сообщению Департамента архитектуры и развития территорий мэрии г.Ярославля сведения о согласовании в установленном порядке проекта индивидуального жилого дома по указанному адресу отсутствуют. Документы на земельный участок ни в месячный, ни в иной срок Мамояном оформлены не были. В судебном заседании истец пояснял, что не проводил работы по межеванию земельного участка в связи с тяжелым имущественным положением и высокой стоимостью таких работ. Таким образом, с 1997 года истец пользовался данным земельным участком в нарушение одного из основных принципов земельного законодательства – платности использования земли. В исковом заявлении и в судебном заседании истец утверждал, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет по его инициативе, в результате проведенных им кадастровых работ. Между тем, истцом представлен межевой план земельного участка площадью 1071 кв.м., границы данного земельного участка согласованы не были (л.д.23-29), земельный участок такой площадью на кадастровый учет поставлен не был. Оплата выполненных работ по межеванию была произведена Мамояном 01.10.2010г., составлен акт сдачи-приемки инвентарных работ (л.д.30,22), тогда как 08.07.2010г. спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет площадью 800 кв.м., который впоследствии и был запрошен истцом. Таким образом, вышеуказанные утверждения истца не соответствуют действительности. Абзацем 3 п.15 ст.3 ФЗ от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до 01.03.2007г. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005г., но не ранее, чем за три года до предоставления земельного участка. Истец обратился в УЗР мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства лишь в октябре 2010 года – через тринадцать лет после принятия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта. Распоряжением заместителя мэра города Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН утвержден реестр №13 земельных участков, предоставляемых для строительства без предварительного согласования места размещения объекта. В указанный реестр под №4 включен земельный участок ориентировочной площадью 800 кв.м., расположенный АДРЕС. За счет средств бюджета в отношении указанного земельного участка проведены мероприятия по подготовке его к реализации посредством проведения аукциона, включающие в себя кадастровые работы с государственным кадастровым учетом (присвоен кадастровый НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), осуществлен сбор технических условий и согласований, проведена независимая оценка рыночной стоимости земельного участка. Таким образом, в настоящее время отсутствуют предусмотренные законом основания для предоставления Мамояну О.И. спорного земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов. Согласно акта обследования земельного участка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА установлено, что на участке расположены деревянные хозяйственные постройки, теплицы, возведенные истцом, что им не оспаривалось, участок огорожен забором. Иных строений на спорном земельном участке не имеется. Утверждение истца о том, что на земельный участок им проведен водопровод, не нашло своего подтверждения в судебном заседании. Из представленных истцом акта по определению границ ответственности по эксплуатации сетей водоснабжения и схемы водопровода (л.д.42-43) следует, что водопровод был проведен к дому НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, собственником которого является ФИО1, а не на спорный земельный участок, расположенный напротив. В соответствии с п.2 ч.1 ст.60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Таким образом, исковые требования УЗР мэрии г.Ярославля об освобождении земельного участка подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Мамояна О.И. к Управлению земельных ресурсов мэрии г.Ярославля о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 800 кв.м., кадастровый НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного АДРЕС – отказать. Исковые требования Управления земельных ресурсов мэрии г.Ярославля удовлетворить. Мамояну О.И. в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств освободить земельный участок с кадастровым НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный АДРЕС, от находящихся на данном земельном участке деревянных хозяйственных построек, теплиц и ограждения путем их демонтажа. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Судья Л.А.Тарасова