решение об устранении нарушений федерального законодательства о безопасности дорожного движения - вступило в законную силу 29.08.2011 года



Дело № 2/695-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 15 июня 2011 года

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:

судьи Бритвич Ю.С.

при секретаре Халистовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Красноперекопского района г. Ярославля к мэрии г. Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, муниципальному учреждению «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» об устранении нарушений федерального законодательства о безопасности дорожного движения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Красноперекопского района г. Ярославля обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля с требованием обязать ответчика установить на пересечении улиц 8 Марта и Красноперекопская и улиц 8 Марта и Закгейма г. Ярославля дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», установить крышку люков колодцев по ул. 8 Марта в районе д. 20, между д. 14 и д. 16, напротив д. 16 у рынка справа при движении от ул. Закгейма, у магазина «Медведь» по ул. 8 Марта, восстановить асфальтовое покрытие у люков колодцев по ул. 8 Марта, устранить ямочность по ул. 8 Марта между домами 6 и 8 с краю, слева от проезжей части и напротив д. 4 по ул. 8 Марта.

Затем прокурор неоднократно уточнял исковые требования в связи с частичным устранением недостатков состояния проезжей части по ул. 8 Марта, и в последней редакции иска, предъявленного к мэрии г. Ярославля, ДГХ мэрии г. Ярославля и МУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля просил обязать ответчиков ДГХ и Агентство в течение 3 месяцев со дня вступления в силу судебного решения установить на пересечении улиц 8 Марта и Красноперекопская и улиц 8 Марта и Закгейма г. Ярославля дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», обязать мэрию г. Ярославля установить люк ливневой канализации, расположенный по адресу г. Ярославль, ул. 8 Марта, у дома 14 в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В судебном заседании прокурор Логвинова Е.С. исковые требования в последней редакции поддержала и пояснила, что в ходе неоднократно проведенных обследований установлено, что два перекрестка ул. 8 Марта с улицами Красноперекопская и Закгейма не оборудованы дорожными знаками «Пешеходный переход», несмотря на то, что ГИБДД выдавала ДГХ технические задания на выполнение работ по обустройству знаками указанных перекрестков. Также в ходе обследования установлено отклонение расположения крышки люка ливневой канализации, расположенного по ул. 8 Марта, напротив д. 14, от уровня проезжей части на 6 см, что является нарушением п. 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93. При этом колодец ливневой канализации не состоит на чьем-либо балансе, обслуживающая организация отсутствует, поэтому обязанность по устранению указанного нарушения лежит на мэрии г. Ярославля как собственнике дороги.

Представитель ответчиков мэрии г. Ярославля и Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля по доверенности Виноградова В.С. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что бесхозяйный люк ливневой канализации будет в ближайшее время установлен в соответствии с требованиями ГОСТ. В отношении установки знаков «Пешеходный переход» пояснила, что ул. 8 Марта включена в план проведения капитального ремонта в 2011 году, финансирование которого будет производиться за счет средств выделенных Департаменту организации строительства, в связи с этим установка знаков до проведения капитального ремонта приведет к необоснованному и излишнему расходованию бюджетных средств. Трех месяцев для установки знаков недостаточно, поскольку необходимо объявить аукцион для составления проекта, а затем аукцион для определения подрядной организации, поскольку ДГХ непосредственно не занимается установкой знаков, является лишь распорядителем бюджетных средств.

Представитель ответчика МУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» по доверенности Кукушкина Т.Н. исковые требования не признала и пояснила, что в обязанности учреждения входит проведение аукционов, составление контрактов и последующий технический контроль за исполнением обязательств по заключенным контрактам.

Представитель третьего лица Департамента организации строительства мэрии г. Ярославля по доверенности Велитченко С.Н. пояснил, что план капитального ремонта ул. 8 Марта утвержден, первым этапом работ будет ремонт дороги от ул. Семашко до ул. Закгейма. Был объявлен аукцион на право составления проектной документации, с победителем был подписан контракт ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, проектная документация капитального ремонта должна быть составлена до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

Представители третьего лица ГИБДД УВД по Ярославской области по доверенности Галченков А.В. и Войнов А.А. требования поддержали и пояснили, что 3 месяцев для установки дорожных знаков достаточно для исполнения судебного решения. Предписание об установке дорожных знаков направлялось в 2009 году в ДГХ, до настоящего времени не исполнено. Проект капитального ремонта дороги с ГИБДД не согласовывался.

Суд, выслушав объяснения сторон, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательств в их совокупности, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст. 16 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно пп. 1 и 6 ст. 13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Ст. 17 Закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с п. 16 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 N 160 (ред. от 06.08.2008) в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке следующих элементов обустройства - установка недостающих дорожных знаков.

В соответствии с Перечнем работ по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства в городе Ярославле, утвержденном Решением муниципалитета г. Ярославля от 21.12.2006 N 365 к содержанию и текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования относится устранение мелких повреждений дорожного полотна, дренажных, защитных и укрепительных устройств, ремонт колодцев ливневой канализации, установка вновь недостающих дорожных знаков, разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, искусственных неровностей, экспертиза проектов.

Судом установлено, что на проезжей части ул. 8 Марта у дома 14 занижена решетка ливневой канализации на 6 см относительно проезжей части, что подтверждается актами выявленных недостатков в содержании дорог, составленных от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА госинспектором ГИБДД.

Согласно требованиям ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (п. 3.1.1). Дождеприемники должны соответствовать требованиям ГОСТ 26008. Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см (пункт 3.1.10).

Представитель ответчика мэрии г. Ярославля указанные обстоятельства не оспаривал, заявил о готовности провести ремонтные работы по устранению указанного нарушения.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Поскольку указанный колодец ливневой канализации не принят на баланс какой-либо организации, пользователь колодца отсутствует, расположен на автомобильной дороге общего пользования в границах г. Ярославля, то с учетом положений ст. 6, 13, 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по устранению выявленных нарушений требований ГОСТ лежит на собственнике автомобильной дороге - городе Ярославле в лице мэрии.

Судом установлено, что в 2009 году УГИБДД УВД по г. Ярославлю подготовила технические задания № 7 и № 11 на обустройство перекрестка ул. 8 Марта – ул. Красноперекопская и ул. 8 Марта – ул. Закгейма дорожными знаками «Пешеходный переход», которые были направлены в ДГХ. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА копия технического задания была направлена из ДГХ в МУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ».

Однако до настоящего времени технические задания не выполнены, дорожные знаки «Пешеходный переход» не установлены.

Доводы представителя ответчиков о нецелесообразности в настоящее время установки дорожных знаков суд считает необоснованными. Действительно, мэром г. Ярославля утвержден план капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования, в том числе улицы ул. 8 Марта, в рамках распределения субсидий бюджету Ярославской области в объеме ... на 2011 г. Однако, установка вновь отсутствующих дорожных знаков относится к текущему содержанию автомобильной дороги. Кроме того, суд принимает во внимание приоритет защиты интересов граждан в области безопасности дорожного движения перед бюджетными интересами по расходованию денежных средств.

Обязанность по установке вновь недостающих дорожных знаков должна быть возложена на ДГХ мэрии г. Ярославля на основании п. 2.2 Положения о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета г. Ярославля от 06.07.2007 N 492, согласно которому ДГХ мэрии осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В удовлетворении исковых требований к МУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» должно быть отказано, поскольку оно находится в функциональном подчинении ДГХ мэрии города Ярославля, а решение вопросов, связанных с содержание автомобильных дорог возложено вышеуказанным решением муниципалитета г. Ярославля от 06.07.2007 г. № 492 на ДГХ мэрии.

При установлении срока для исполнения судебного решения по установки дорожных знаков суд принимает во внимание необходимость обеспечения безопасности дорожного движения, мнения участников процесса, в связи с чем считает, что указанное нарушение должно быть устранено в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Прокурора Красноперекопского района г. Ярославля удовлетворить частично.

Обязать мэрию г. Ярославля установить люк ливневой канализации, расположенный по адресу г. Ярославль, ул. 8 Марта у дома 14, в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Обязать Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда установить на пересечении улиц 8 Марта и Красноперекопская и улиц 8 Марта и Закгейма г. Ярославля дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования».

Отказать Прокурору Красноперекопского района г. Ярославля в иске к Муниципальному учреждению «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля об устранении нарушений федерального законодательства о безопасности дорожного движения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Красноперекопский районный суд г. Ярославля.

Судья Ю.С. Бритвич