Дело № 2 – 1415 /11г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 июля 2011 года г. Ярославль при секретаре Редькиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черемных М.В. к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, Мэрии города Ярославля, Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства, у с т а н о в и л : Черемных М.В. обратилась в суд с требованием к мэрии г. Ярославля о предоставлении ей в аренду земельного участка под строительство индивидуального жилого дома без проведения торгов ориентировочной площадью 700 кв.м, расположенного АДРЕС, указывая, что 05.05.2011 года она обратилась в УЗР мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении земельного участка в Красноперекопском районе г. Ярославля для строительства индивидуального жилого дома в аренду. Однако до настоящего времени ответа не получила. Ее сын является инвалидом детства. Считает бездействие ответчика незаконным. Истец Черемных М.В. в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании 18.07.2011 года истец поддержала исковые требования, пояснила, что хотела бы улучшить жилищные условия своей семьи, в состав которой входит ее несовершеннолетний сын – инвалид детства, на учете по улучшению жилищных условий как нуждающиеся ее семья не состоит. Проживает в настоящее время в трехкомнатной квартире с родителями, бабушкой, братом и его будущей женой, она с мужем и сыном-инвалидом. В судебном заседании представитель истца по заявлению Рипли А.А. поддержал исковое заявление по основаниям, изложенным в нем, пояснила, что земельный участок истец просит предоставить в аренду, в связи с чем закон ЯО № 22 в данном случае применению не подлежит. У истицы ребенок является инвалидом детства, ему необходимы лучшие условия для проживания, в связи с чем, истица и решила построить для семьи отдельный жилой дом. Семья истца не состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, однако, по ее мнению это не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду для строительства жилого дома. При принятии решения считает, что необходимо руководствоваться ФЗ « О социальной защите инвалидов РФ». Определением Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 20.06.2011г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено УЗР мэрии г. Ярославля. Ответчики - мэрия г. Ярославля и УЗР мэрии г. Ярославля - в суд не явились, мнения по иску не представили, в ходатайстве об отложении судебного заседания от 18.07.2011 года указали, что 12.05.2011 года управлением земельных ресурсов мэрии города Ярославля направлено в адрес Департамента архитектуры и развития территорий мэрии г. Ярославля заявление для подготовки заключения о возможности размещения предполагаемого объекта строительства на запрашиваемом земельном участке. Заключение Департамента в УЗР мэрии не поступало. 18.07.2011 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений ЯО. Представитель ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений ЯО в суд не явился, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении заявленных требований просил отказать, указав, что в соответствии со ст.1 Закона № 21-з и Положения о департаменте имущественных и земельных отношений ЯО, утвержденным постановлением Администрации области от 02.04.2007 № 116, департамент осуществляет распоряжение земельными участками в целях строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного строительства. В иных целях распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления г. Ярославля. Порядок и особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен ст. 30.1 ЗК РФ, которая предусматривает предоставление земельных участков путем проведения аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды. Законодательное регулирование процедуры предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке отдельным гражданам на праве аренды в настоящее время отсутствует. Третье лицо - Департамент архитектуры и развития территорий города в суд не явился, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что возражают против удовлетворения исковых требований, поскольку инвалидность не является основанием для первоочередного предоставления земельного участка в аренду без проведения аукциона. На момент поступления в Управление заявления Черемных М.В. от 05.05.2011 на спорный земельный участок он рассматривался структурными подразделениями мэрии г.Ярославля в целях включения его реестр земельных участок предоставляемых без предварительного согласования места размещения путем проведения аукциона с адресной привязкой АДРЕС. Согласно решения Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ярославля от 15.07.2011, с учетом собранных согласований, указанный земельный участок включен в реестр 12 (п.8) за 2011 год земельных участков, предоставляемых для строительства без предварительного согласования места размещения объекта путем проведения аукциона. Распоряжение первого заместителя мэра города Ярославля по вопросам социально-экономического развития города находится на утверждении с 15.07.2011. В настоящее время проводятся мероприятия по подготовке земельного участка к проведению торгов. Подготавливается к утверждению список организаций, осуществляющих выдачу технических условий, органов и организаций. Таким образом, спорный земельный участок не является свободным, собственник по своему усмотрению распорядился принадлежащим ему имуществом - подготовил участок к продаже путем проведения аукциона исходя прежде всего из интересов жителей города Ярославля, для пополнения бюджета города, что в частности является одним из основных принципов земельного законодательства (ч.11 ст.1 Земельного кодекса РФ). Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Установлено, что 05.05.2011 года истец Черемных М.В. обратилась в Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка АДРЕС ориентировочной площадью 700 кв.м. без проведения торгов. Земельный участок по указанному адресу в настоящее время на кадастровый учет не поставлен, границы участка не определены. Установлено, что в настоящее время на основании решения Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ярославля от 15.07.2011, с учетом собранных согласований, указанный земельный участок включен в реестр 12 (п.8) за 2011 год земельных участков, предоставляемых для строительства без предварительного согласования места размещения объекта путем проведения аукциона (л.д.27-29). Распоряжение первого заместителя мэра города Ярославля по вопросам социально-экономического развития города находится на утверждении с 15.07.2011. В настоящее время проводятся мероприятия по подготовке земельного участка к проведению торгов. Подготавливается к утверждению список организаций, осуществляющих выдачу технических условий, органов и организаций. В соответствии с абз.14 ст.17 (Обеспечение инвалидов жилой площадью) ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Требование гражданина-инвалида о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства не является безусловным, т.е. оно должно согласовываться с нормами других федеральных законов, в том числе с нормами градостроительного законодательства, правилами землепользования и застройки в городе, соответствовать градостроительным регламентам. В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ и Постановлением мэра г. Ярославля от 23.04.2007 № 1227 «О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории г. Ярославля» (в ред. от 17.09.2009) предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляет мэрия г. Ярославля в лице управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля путем проведения аукциона на основании предварительного заключения департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля о возможности размещения предполагаемого объекта строительства. В случае невозможности размещения объекта департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля направляет в управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля соответствующее заключение. Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля после установления обстоятельств, свидетельствующих о невозможности размещения объекта, издает приказ об отказе в размещении объекта с указанием причин отказа и направляет указанный приказ заявителю. На основании пп.3 п.2 ч. 2 Закона ЯО от 27.04.2007 № 22-з (в редакции от 22.02.2011г.) «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в случаях, если: граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют в соответствии с федеральным законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Согласно п.1 ст. 2 (1) данного Закона, гражданам, указанным в части 2 статьи 2 Указанного Закона, земельные участки предоставляются в порядке, устанавливаемом Правительством Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области с учетом компетенции, определенной действующим законодательством. Постановлением мэра г.Ярославля от 14.07.2011г. утверждено Положение о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Положение о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства разработано в соответствии с Законом Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также на земельные участки, расположенные на территории города, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами городского самоуправления. Гражданин, желающий в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона бесплатно приобрести в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, подает в управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля заявление с приложением соответствующих документов. Право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства имеют граждане Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 2 Закона, постоянно или преимущественно проживающие на территории города Ярославля, которые после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не осуществляли право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, в том числе, граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющие в соответствии с федеральным законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. После получения копии постановления мэрии города Ярославля о предоставлении земельного участка Заявителю территориальная администрация мэрии города Ярославля принимает решение о снятии Заявителя с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений в соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Постановлением Правительства Ярославской области от 03.06.2011 года № 419-п, утвержден Порядок бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, для индивидуального жилищного строительства, где аналогичным образом разрешается вопрос о предоставлении в собственность земельных участком для индивидуального жилищного строительства ряду категорий граждан. Согласно данному Порядку, право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства имеют граждане Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", постоянно или преимущественно проживающие на территории Ярославской области, которые после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не осуществляли право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, а именно - граждане, имеющие в соответствии с федеральным законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе: инвалиды и члены семей, имеющих в своем составе инвалидов, в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; В соответствии с указанным Порядком органом, уполномоченным на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, является департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области. Исходя из положений ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Анализируя содержание указанных законоположений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов. Таким образом, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий. Пункт 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ в императивной форме установил, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления, поданного гражданином по месту своего жительства. Порядок постановки на учет указанных лиц и обеспечение их жилыми помещениями определяется органами исполнительной власти субъектов РФ, исходя из норм Жилищного кодекса РФ. Истцом не представлено доказательств, что ее семья стоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Черемных М.В. к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, Мэрии города Ярославля, Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 700 кв.м., расположенного АДРЕС, – отказать. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Судья (подпись) Л.А.Тарасова