решение о взыскании пени - вступило в законную силу 15.10.2011 года



Дело № 2-1352/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2011 года г. Ярославль

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе

судьи Бритвич Ю.С.

при секретаре Халистовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) к Веденееву М.С. о взыскании пени,

у с т а н о в и л:

Веденеев М.С. осуществлял предпринимательскую деятельность с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, был зарегистрирован в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) обратилось с иском в суд, указав, что ответчик Веденеев М.С. был зарегистрирован в органах ПФР в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, осуществляющего прием на работу наемных работников по трудовому договору и выплачивающего вознаграждения по договорам гражданско-правового характера. Веденеев М.С. не исполнил в полном объеме свою обязанность по уплате страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии за 2009 год в размере ... и ... соответственно, в связи с чем ответчику были начислены пени в размере ... по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Требование об уплате недоимки и пени направлялось Веденееву М.С. заказным письмом с указанием необходимости погашения указанной задолженности в срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Однако ответчиком задолженность не погашена.

Представители истца Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) по доверенности Шамшурина С.А. и Чумакова И.А. в судебном заседании исковые требования уточнили и просили взыскать пени в размере ..., пояснив, что ответчиком задолженность в размере ... погашена. Пояснили, что задолженность в размере ... образовалась в результате уплаты Веденеевым М.С. страховых взносов на страховую и накопительную часть пенсии в 2008 году с неправильным указанием кода бюджетной классификации. В результате указанная сумма была учтена как переплата по страховым взносам, уплаченных Веденеевым М.С. за себя, тогда как по уплате страховых взносов за работников в 2008 году образовалась недоимка. В результате в 2009 году поступавшие от Веденеева М.С. платежи учитывались в погашение недоимки за 2008 год. Полагали, что представленные Веденеевым М.С. ведомости о размере страховых взносов, где указан размер задолженности за 2008 год, можно рассматривать как согласие плательщика на списание страховых платежей за 2009 год в счет погашение задолженности за 2008 г. Пояснили, что о факте переплаты Веденеевым М.С. ... истцу было известно ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. В это время распорядителем денежных средств выступала МРИ ФНС России № 5. С 2010 г. распорядителем указанных средств стал Пенсионный Фонд, который на основании заявления Веденеева в 2011 году возвратил ему ..., ответчик перечислил указанную сумму с указанием правильного КБК в счет уплаты задолженности за 2009 год. Пояснили, что пени начислялись Веденееву М.С. ежеквартально на сумму задолженности, образованной разницей между уплаченными авансовыми платежами и суммой страховых взносов, подлежащих уплате по ведомости.

Ответчик Веденеев М.С. в судебном заседании не присутствовал, его представитель Понькин Д.Д. возражал против иска и пояснил, что Веденеев М.С. добросовестно перечислял страховые взносы за работников за 2008, 2009 год ежемесячно в соответствии с требованиями пенсионного законодательства. Тот факт, что в 2008 году Веденеев М.С. не был зарегистрирован в системе ПФ как страхователь, не может служить основанием для начисления недоимки, поскольку страховые взносы были в полном объеме и своевременно перечислены в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА была выявлена переплата в размере ... по страховым взносам самого предпринимателя и недоимка по страховым взносам по наемным работникам из-за неправильного указания в платежных документах за 2008 год кода бюджетной классификации. Веденеев обратился с заявлением в налоговую инспекцию, которая отказала в проведении зачета, указав, что переплата по налогу отсутствует. В 2009 году Веденеев ежемесячно перечислял страховые взносы как работодатель в полном объеме, поэтому недоимки за 2009 год не могло образоваться. В 2011 году после предъявления Пенсионным фондом иска в суд Веденеев вновь обратился в Пенсионный фонд с заявлением о зачете переплаченной суммы ..., которую ПФ возвратил Веденееву на расчетный счет ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, и Веденеев сразу перечислил указанную сумму в бюджет с указанием другого КБК. Поскольку все это время денежные средства ... находились в бюджете, то оснований для начисления пени не имеется. Аналогичные пояснения давал ответчик Веденеев М.С. в предыдущих судебных заседаниях.

Представитель третьего лица МРИ ФНС России № 5 по Ярославской области в судебное заседание не явился, был извещен о рассмотрении дела, отзыв на иск не представил.

Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

В соответствии со ст. 14 указанного закона страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно ст. 24 Федерального закона № 167-ФЗ (в редакции действовавшей до 31 декабря 2009 года) сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых п. 2 ст. 10 указанного закона. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Согласно ст. 40 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом п. 1 ст. 40 БК, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).

Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

По смыслу указанных норм Бюджетного кодекса и Налогового кодекса РФ, неправильное указание кода бюджетной классификации в платежном поручении налогоплательщиком не может рассматриваться как неисполнением налоговой обязанности, поскольку денежные средства налогоплательщиком фактически уплачиваются в бюджет, а код бюджетной классификации необходим в целях реализации последующих бюджетных отношений между получателями бюджетных средств.

Обязанность плательщика страховых взносов по указанию в платежном поручении кода бюджетной классификации была установлена ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" только с 1 января 2010 года.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Ответчиком были представлены суду платежные поручения о перечислении страховых взносов на страховую и накопительную часть пенсии за 2008 и 2009 гг., из которых следует, что уплата страховых взносов осуществлялась Веденеевым М.С. в полном объеме с правильным указанием счета УФК по Ярославской области и получателя денежных средств – МРИ ФНС России № 5 по Ярославской области, наименования банка получателя. Факт уплаты страховых взносов в 2008 и 2009 году подтверждается реестрами поступлений платежей от страхователя, представленными истцом в судебное заседание, протоколом ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, реестром поступлений платежей за 2010-2011 гг., из которых следует, что истцу было известно о факте уплаты ответчиком ... страховых взносов в 2008 году, однако указанная сумма была отражена как переплата по уплате страховых взносов за самого предпринимателя Веденеева М.С.

Судом установлено, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Веденеев М.С. обратился в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченных ... в связи с неверно указанным КБК. Из ответа налогового органа от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА следует, что невозможно произвести зачет, т.к. в лицевом счете налогоплательщика переплаты в указанной сумме не числится. Налогоплательщику предложено обратиться за проведением сверки взаиморасчетов.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Веденеев М.С. обратился в ГУ УПФ России в г. Ярославле с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов. Указанное заявление истцом было удовлетворено, ... были возвращены ответчику из бюджета и вновь зачислены ответчиком на счет УФК по Ярославской области с указанием правильного КБК, что подтверждается квитанциями от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

Таким образом, доводы представителей истца о том, что ответчиком были нарушены сроки уплаты страховых взносов в 2008 и 2009 гг., не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Напротив, судом установлено, что ответчиком своевременно и в полном объеме были перечислены в бюджет страховые взносы на накопительную и страховую часть пенсии, указанные денежные средства поступили в бюджет, недоимки по уплате страховых взносов за 2008 и 2009 г. у ответчика не образовалось, в связи с чем оснований для начисления и взыскания пени не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) к Веденееву М.С. о взыскании пени в размере ....

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Красноперекопский районный суд г. Ярославля.

Судья Ю.С. Бритвич