решение об оспаривании действий должностного лица Государственного пожарного надзора, варазившегося в выдаче предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности - вступило в законную силу 09.08.2011 года



Дело № 2-1540/2011         

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Великой М.Е.,

при секретаре Глушко К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

28 июля 2011 года

гражданское дело по заявлению Сидорова Г.Н. об оспаривании действий должностного лица Государственного пожарного надзора,выразившегося в выдаче предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности

У С Т А Н О В И Л :

В период с .................. в ходе проведения внеплановой проверки по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности на территории домовладения, расположенного АДРЕС, главным государственным инспектором Красноперекопского района г. Ярославля по пожарному надзору Зайцевым И.В. выявлены нарушения требований пожарной безопасности. По результатам проверки должностным лицом ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА выдано предписание НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, адресованное собственнику земельного участка Сидорову Г.Н., об устранении в срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА установленных нарушений,выразившихся в том, что здание бани расположено на расстоянии менее 15 метров от других строений. Полагая, что данное предписание является не правомерным,Сидоров Г.Н. обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Лимонов Д.Ю. доводы заявления поддержал в полном объеме и пояснил, что предписание должностного лица госпожнадзора не может являться законным,т.к.не соответствует нормативным актам. Предписание не содержит мотивы, по которым возведенное строение- баня-признано временным строением. Баня установлена на фундаменте, неразрывно связана с землей, поэтому не может считаться временным строением. Кроме того, в предписании отсутствует информация о том, до какого именно строения расстояние от бани составляет менее 15 м., и каким образом необходимо устранить допущенное нарушение. Полагает, что предписание должностного лица необходимо признать незаконным, т.к. оно возлагает на его доверителя обязанности.

Заинтересованное лицо главный государственный инспектор Красноперекопского района г. Ярославля по пожарному надзору Зайцев И.В. возражал против удовлетворения заявления Сидорова Г.Н. о признании предписания незаконным. В поддержание данной позиции пояснил,что по жалобе Батраковой А.В. им была проведена внеплановая проверка по соблюдению требований правил пожарной безопасности со стороны Сидорова Г.Н. относительно соблюдения противопожарных расстояний между строениями.При выходе по адресу проживания последнего им было выявлено,что баня располагается вблизи дома ФИО1 с нарушени­ем противопожарных расстояний,т.е. баня Сидорова Г.Н. находится на расстоянии 5,906 м от жилого дома ФИО1.,из­мерения при этом производились лазерной линейкой. Ввиду того, что на строительство бани не оформлялось разрешение как на объект капитального строительства, то эту постройку можно расценивать как временное строение. Согласно п. 24 ППБ 01-03 «Правила пожар­ной безопасности в Российской Федерации», временные строения должны распо­лагаться от других зданий и сооружений, расположенных на соседних участках, на расстоянии не менее 15 м (кроме слу­чаев, когда по другим нормам требуются иные противопожарные расстояния) или у противопожарных стен». Баня заявителя является деревянной, т.е. возведена из горючих материалов, что относит это строение к пятому классу огнестойкости.Об устранении данного нарушения Сидорову Г.Н. было выдано предпи­сание № 44/1/1, и он привлечен к административной ответствен­ности.

Выслушав объяснения представителя заявителя, заинтересованного лица,суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Суд полагает, что установленный законом срок для обращения в суд заявителем соблюден, поскольку ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Сидоровым Г.Г. было получено предписание, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА заявление об оспаривании действий должностного лица поступило в суд.

Сидоров Г.Н. является собственником земельного участка и жилого дома со служебными постройками, расположенными АДРЕС, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения,сооружения с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Судом установлено, что на территории земельного участка Сидоровым Г.Н. возведена постройка в виде бани.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА главным государственным инспектором Красноперекопского района г.Ярославля по пожарному надзору Сидорову Г.Н. выдано предписание НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности,из которого усматривается, что со стороны Сидорова Г.Н. допущено нарушение п.24 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03, а именно-здание бани расположено на расстоянии менее 15 метров от других строений.

В силу положений части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.94 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пунктов 10, 38, 115 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации при возведении построек должны соблюдаться требования противопожарных правил и нормативов.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации,в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно пункту 24 названных Правил временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15м (кроме случаев, когда по другим нормам требуются иные противопожарные расстояния) или у противопожарных стен.

Таким образом, данный пункт Правил предписывает соблюдение противопожарных расстояний между временными строениями и другими зданиями и сооружениями.

Суд не соглашается с мнением заинтересованного лица о том, что в соответствии со ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ строение бани необходимо считать временным, т.к. на ее строительство не оформлялось разрешение как на объект капитального строительства.

Суд полагает, что возведенное Сидоровым Г.Н. строение не может являться временным.

К этому суждению суд приходит на основании нижеследующего.

Согласно п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство не требуется, в т.ч. при строительстве объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других), при строительстве на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

На основании ст.13 Закона Ярославской области «О градостроительной деятельности на территории Ярославской области», принятым Государственной Думой Ярославской области 26 сентября 2006 года (в ред. Закона ЯО от 13.06.2007 № 32-з) выдача разрешения на строительство не требуется в случаях строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (любые постройки, за исключением основного здания, которые предназначены для обслуживания основного здания, либо имеют вспомогательный характер, в том числе дворовые сооружения, бани, сараи, навесы и другие).

Таким образом, из буквального толкования п.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и ст. 13 Закона Ярославской области «О градостроительной деятельности на территории Ярославской области» следует, что строение бани относится к сооружению вспомогательного использования.

В настоящее время каким-либо нормативно- правовым актом не регламентировано понятие временного строения и временного сооружения. Поэтому при разрешении вопроса о том является ли строение бани временным,суд исходит из анализа действующего законодательства.

Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ объектом капитального строительства являются здание, строение,сооружение, а также объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Таким образом, законодатель не относит к объектам капитального строительства временные постройки разного рода, на которые не требуется выдача разрешений на строительство. Разрешения на строительство не требуется при строительстве сооружений, строений вспомогательного использования, которые из смысла закона могут являться объектами капитального строительства если одновременно с этим не представляют собой временные постройки.Существенное правовое отличие между постройками временного характера и сооружениями вспомогательного назначения заключается в том, что постройки временного характера,в силу своих конструктивных особенностей не могут признаваться объектами недвижимости, т.е. право собственности на них не подлежит государственной регистрации.

Исходя из абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ, вещь может быть отнесена к недвижимому имуществу при наличии ее прочной связи с землей и невозможности ее перемещения без несоразмерного ущерба назначению.

Поэтому с учетом характерных особенностей строения бани,связанных с неразрывностью с землей, наличием фундамента, невозможности отделения объекта от фундамента без причинения ему значительного ущерба,что потребует несения существенных затрат,а также принимая во внимание, что перемещение объекта невозможно без несоразмерного ущерба, т.к. будет необходима разборка фундамента, устранение печи, являющейся неотъемлемым элементом бани, и учитывая достаточно высокую стоимость, суд считает, что строение бани не может являться временным и относится к разряду недвижимого имущества.

При этом суд принимает во внимание, что временные постройки не имеют фундаментов, представляют в основе своей сборно-разборные конструкции, которые без особого для них ущерба могут быть перенесены в любое другое место.

Поскольку пункт 24 Правил ППБ 01-03 применяется к временным строениям, которые должны располагаться на расстоянии не менее 15 м от других зданий и сооружений, а постройка в виде бани не относится к временному строению, поэтому суд полагает, что в данном случае, указанный пункт ППБ 01-03 не может быть вменен Сидорову Г.Н., в качестве нарушения.

Поэтому суд считает,что содержание оспариваемого предписания № 144/1/1 не соответствует требованиям нормативного правового акта,регулирующего данные правоотношения,а именно требованиям пункта 24 Правил ППБ 01-03,что в силу разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственно власти,органов местного самоуправления,должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» влечет за собой признание предписания незаконным.

Судом не могут быть приняты во внимание доводы заинтересованного лица в части применения положений ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» о соблюдении противопожарных расстояний, т.к. нарушение требований данного закона не указано в оспариваемом предписании. И кроме того, согласно ч.1, 2 ст. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» настоящий федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров,определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения в т.ч. при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции.

В соответствии с ч. 10 ст. 69, ч.2,ч.3 ст. 75 названного Федерального закона противопожарные расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сараев, гаражей, бань) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних приусадебных земельных участках следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону. Допускается уменьшать до 6 метров противопожарные расстояния между указанными типами зданий при условии, что стены зданий, обращенные друг к другу, не имеют оконных проемов, выполнены из негорючих материалов или подвергнуты огнезащите, а кровля и карнизы выполнены из негорючих материалов. Противопожарные расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также между хозяйственными постройками в пределах одного садового, дачного или приусадебного земельного участка не нормируются. Противопожарные расстояния от хозяйственных построек, расположенных на одном садовом, дачном или приусадебном земельном участке, до жилых домов соседних земельных участков, а также между жилыми домами соседних земельных участков следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону.

Таблица 11 данного Федерального закона определяет противопожарные расстояния при степени огнестойкости и классе конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и строений, при этом в таблице указаны минимальные показатели от 6 м до 15м.

Из объяснений заинтересованного лица Зайцева И.В. значится, что расстояние между строением бани Сидорова Г.Н. и строением, расположенном на смежном земельном участке, было измерено им при помощи лазерной линейки и составляет 5.906 м, т.е. минимальное расстояние 6 м между строениями не соблюдено. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о произведенных необходимых измерениях, суду не представлено.

Согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия.

Помимо этого, в силу положений ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются,за исключением случаев,если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Указанный Федеральный закон вступил в законную силу 01 мая 2009 года, следовательно, его положения, в т.ч. о противопожарных расстояниях между строениями, расположенными на соседних участках, могут применяться к строениям, возведенным после 01 мая 2009 года.

В соответствии с данными технического паспорта на домовладение, расположенное по АДРЕС, по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА строение бани не было возведено.Каких-либо сведений о времени застройки бани суду не представлено, поэтому в настоящее время невозможно вести речь о нарушении Сидоровым Г.Н. требований ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» о несоблюдении противопожарных расстояний. Кроме того, нарушение положений данного закона со стороны Сидорова Г.Н. не указано в предписании.

С учетом вышеизложенного,суд считает, что предписание, выданное Сидорову Г.Н. об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь ст. ст.194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Сидорова Г.Н. об оспаривании действий должностного лица Государственного пожарного надзора, выразившегося в выдаче предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности удовлетворить.

Признать незаконным предписание НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, выданное Сидорову Г.Н. главным государственным инспектором Красноперекопского района г. Ярославля по пожарному надзору,об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности и отменить его.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней с момента принятия решения суда в окончательной форме через Красноперекопский районный суд г. Ярославля

Судья Великая М.Е.