решение об обязании перерасчета трудовой пенсии по старости, компенсации морального вреда - вступило в законную силу 30.08.2011 года



Дело № 2-928/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2011 года город Ярославль

Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе судьи Красноперовой И.Г.

При секретаре Разживиной А.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Стеховой В.Р. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ярославле (межрайонному) об обязании перерасчета трудовой пенсии по старости, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Стехова В.Р. обратилась в суд с требованием к УПФР(ГУ) в городе Ярославле (межрайонному) об обязании перерасчета трудовой пенсии по старости, компенсации морального вреда, в котором просила обязать ответчика произвести перерасчет ее трудовой пенсии по старости с применением районного коэффициента 1,6 к заработной плате и о взыскании с ответчика компенсацию морального вреда в размере СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА.

В обоснование требований указано на то, что с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец работала в ОРГАНИЗАЦИЯ. На пенсию истец вышла с расчетом пенсии по максимальной заработной плате, с применяемым в данной местности коэффициентом 1,6.

Далее в исковом заявлении указано, что в связи с вступлением в законную силу с 01.01.2002г. Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» истцу был определен размер ее пенсии с учетом повышенного отношения заработков, равного 1,4.

В связи с тем, что истец вышла на пенсию в 1996 году, а вышеуказанный закон вступил в силу лишь 01.01.2002г., истец просит произвести перерасчет ее трудовой пенсии по старости с применением районного коэффициента 1,6. В связи с тем, что истец была вынуждена неоднократно обращаться в пенсионный фонд, она просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Долинскому району Сахалинской области.

Истец Стехова В.Р. телефонограммой ходатайствовала об отложении дела, сообщив, что по состоянию здоровья в судебное заседание явиться не может. Подтверждающих состояние здоровья истца документов не представлено. Ранее участвуя в судебных заседаниях и поддерживая иск, истец просила судебное разбирательство отложить для предоставления дополнительных доказательств по делу, ходатайство истца ранее удовлетворялось судом.

Представитель ответчика по доверенности Воронцова М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных истцом требований по основаниям письменного отзыва на иск. Согласно отзыву пенсионного органа, Стехова В.Р. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА является получателем пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда в соответствии с п. «б» ст. 12 Закона РСФР «О государственных пенсиях в РСФР» (применен районный коэффициент 1,5). Районный коэффициент 1,5 применен в связи с тем, что трудовая пенсия по старости назначалась в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", статьей 112 которого установлен предельный размер районного коэффициента1,5.

С 01.01.2002 в законную силу вступил Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" в соответствии с которым гражданам, указанным в подпункте 6 пункта 1 статьи 28, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9- для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Указанные повышенные отношения заработков применяются:

1)          для лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002г. в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях;

2)          для лиц, независимо от места их жительства: мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет. Но лишь в случае, если они по состоянию на 01.01.2002 проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Районный коэффициент устанавливается для каждого конкретного района, учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы и выплачивается независимо от стажа работы в целях компенсации гражданам расходов, обусловленных работой и проживанием в особых природно-климатических условиях.

Истец в обосновании исковых требований ссылается на то, что в справке о заработной плате НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА указан районный коэффициент 1,6, и по ее мнению, расчетный размер пенсии должен быть определен с учетом указанного коэффициента.

При отнесении местности к РКС или МПКС с целью определения права на повышенное отношение заработков используется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029 (в ред. Постановления Совета Министров СССР от 03.01.1983 №12).

В соответствии с указанным перечнем в централизованном порядке Долинский район Сахалинской области отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, где к заработной плате работников непроизводственных отраслей применяется коэффициент 1,4.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона № 173-ФЗ размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего закона по нормам Закона РФ «О государственных пенсиях РФ», пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, с 01.01.2002 по настоящее время расчетный размер пенсии Стеховой В.Р. определен с учетом повышенного отношения заработков, равного 1,4.

Также в части иска о возмещении в пользу истца компенсации морального вреда в размере СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА., по мнению ответчика, следует отказать. Истец не приводит доказательств причинения ему морального вреда; Управление ПФР не совершило действий, нарушающих личные неимущественные права истца, а так же действий, посягающих на принадлежащие истцу другие нематериальные блага. Иск носит ярко выраженный имущественный характер, т.к. сам истец выдвигает требования о взыскании имущественного вреда. При таких обстоятельствах, согласно ч. 2 ст. 1099 ГК РФ, компенсация морального вреда возможна только в случаях, предусмотренных законом. Во всей совокупности норм пенсионного законодательства нет ни одной нормы, которая бы допускала возможность компенсации морального вреда.

Далее в отзыве указано, что при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Также п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах...." нарушение пенсионных прав затрагивает имущественные права граждан, суд исходя из положений статьи 1099 пункта 2 ГК РФ отказывает гражданину в удовлетворении его требований о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется".

В соответствии с п. 2 Положения о Пенсионном фонде РФ, утв. поста­новлением ВС РФ от 27 декабря 1991г. N 2122-1, ПФР и его денеж­ные средства находятся в государственной собственности РФ. Денежные сред­ства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Согласно со ст.147 БК РФ расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ. То есть расходование средств Пенсионного фонда РФ является исключительно целевым. В соответствии с п. 6 Положения о ПФР средства ПФР направляются на выплату в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов.

Представитель ответчика просит отказать в иске в полном объеме.

Третье лицо Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Долинскому району Сахалинской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представило в суд сообщение о том, что Долинский район относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Согласно Постановлениям ГМ СП СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от 04.09.1964г. № 380/п-18 на территории Долинского района Сахалинской области установлен районный коэффициент 1,4 к заработной плате работников отраслей народного хозяйства по непроизводственной сфере.

Суд с учетом мнения представителя ответчика рассмотрел дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ при имеющей явке лиц, участвующих в деле. От истца не поступило сведений о неподдержании иска. Причины неявки истца не могут быть признаны уважительными. Дело рассмотрено при данной явке по представленным доказательствам.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, огласив в том числе пояснения истца по делу, оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что иск является необоснованным, требования не соответствуют закону, не подлежат удовлетворению.

Установлено, что с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец работала ОРГАНИЗАЦИЯ которая расположена в АДРЕС. В справке от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о заработной плате, выданной ОРГАНИЗАЦИЯ имеется отметка о районном коэффициенте, применяемом в данной местности, равном 1,6.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предельный размер районного коэффициента, с учетом которого определялся максимальный размер пенсии, составлял 1,5.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истцу была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с п. «б» ст. 12 Федерального закона от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с применением статьи 29 Закона Российской Федерации от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Пенсия истцу была назначена в городе Ярославле.

С 01.01.2002 в законную силу вступил Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" (далее Закон от 17.12.2001г.), в соответствии с которым гражданам, указанным в подпункте 6 пункта 1 статьи 28, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9- для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Долинский район Сахалинской области отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, где к заработной плате работников непроизводственных отраслей применяется коэффициент – 1,4, что также подтверждается сообщением в рамках данного дела ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Долинскому району Сахалинской области.

На основании изложенного в совокупности следует придти к выводу о том, что действия ответчика соответствуют действующему законодательству РФ. Отсутствуют законные основания для удовлетворения требований истца об обязании ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с применением районного коэффициента 1,6 к заработной плате.

Требования истца о компенсации морального вреда необоснованны и удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлено доказательств причинения ей морального вреда (физических и нравственных страданий).

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 12, 56, 57 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Стеховой В.Р. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ярославле (межрайонному) об обязании перерасчета трудовой пенсии по старости с применением районного коэффициента 1,6 к заработной плате и о взыскании компенсации морального вреда в размере СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд города Ярославля в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья И.Г.Красноперова