решение о назначении досрочной трудовой пенсии - вступило в законную силу 15.12.2011 года



Дело № 2 – 2071 / 11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2011 г. г. Ярославль

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:

судьи Тарасовой Л.А.,

при секретаре Редькиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чежеговой Н.М. к межрайонному Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Ярославле о назначении досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л :

Чежегова Н.М. обратилась в суд с иском к межрайонному УПФР в г. Ярославле о назначении пенсии, указывая, что она обратилась в межрайонное УПФР в г. Ярославле с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». Решением Управления ПФР в г.Ярославле НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду недостаточности специального стажа медицинской работы, необходимого для досрочного назначения пенсии по старости. По мнению истца при принятии решения комиссия необоснованно не зачла в специальный стаж деятельности по охране здоровья граждан следующие периоды работы истца: с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в должности должность 1, обосновав его тем, что наименование должности должность 1 не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж. Полагает, что решение начальника УПФР в части исключения из специального медицинского стажа периодов работы, указанных выше, является незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и охраняемые законом интересы. Данные периоды работы подлежат включению в специальный стаж деятельности, направленной на охрану здоровья граждан. Так же в период работы Чежеговой Н.М. не включены следующие периоды, когда она направлялась работодателем на курсы повышения квалификации, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, данный отказа так же считает незаконным. В функциональные обязанности истца во время работы должность 1 входит не только прием и фиксация поступающих на станцию скорой помощи вызовов, но оказание экстренной медицинской помощи населению. должность 1 пользуются теми те льготами, что и должность 2. Просит суд признать решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА «О трудовых пенсиях в РФ», период работы в должности должность 1: с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ( 8 мес.05 дн.), с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (07 мес.05 дн), с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (05 мес.14 дн), с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (02 мес. 21 дн), а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (1 мес.10 дня) и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (1 мес.21 день), обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию, в связи с деятельностью по охране здоровья населению с момента обращения с заявлением.

Истец Чежегова Н.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснила, что в ее обязанности, кроме приема вызовов входили так же обязанности по постановке предварительного диагноза, в случае отсутствия должность 8, должность 7 дает больному соответствующие рекомендации, осуществляет прием больных граждан. В Пенсионный фонд истец обратилась 03.08.2011 года, в иске дата 14.07. указана ошибочно.

Представитель ответчика – межрайонного УПФР в г. Ярославле - Шаблова Ю.С. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором указано, что при подсчете специального стажа могут учитываться положения Постановления Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004г., дающие возможность определить специальный стаж по ранее действующим спискам. Списки от 29.10.2002г., от 22.09.1999г., от 06.09.1991г. содержат исчерпывающие перечни должностей и учреждений, не подлежащих расширительному толкованию, а равно установлению тождеств наименований должностей и учреждений органами пенсионного обеспечения. Период работы в должности должность 1 не подлежит включению в льготный стаж, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность включения оспариваемого периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии,- должность «должность 1» не предусмотрена ни одним из перечисленных выше Списков. Приказом Минздрава РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН утверждено Положение о должность 1, в котором отражены основные обязанности должность 1. Эти обязанности сводятся к осуществлению информационного взаимодействия с населением, с выездными бригадами, оперативными службами; к осуществлению оперативного руководства всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания. По роду своей деятельности работа должность 1 - это работа диспетчера. Функциональные обязанности должность 1 по своему содержанию не тождественны лечебным и иным функциям по охране здоровья населения, выполняемым медицинскими работниками, должности которых включены в Списки. Тот факт, что в Списках предусмотрена возможность назначения досрочной трудовой пенсии медицинским работникам при осуществлении иной деятельности по охране здоровья населения не оспаривается Управлением, но эта иная деятельность предусмотрена теми же Списками, т.к. не все наименования должностей в них свидетельствуют о лечебной деятельности, а такие должности, как тот же должность 3, должность 4, должность 5, должность 6 и др., как раз свидетельствуют, что в самих Списках содержатся такие должности специалистов, которые занимаются иной (а не лечебной) деятельностью по охране здоровья населения. «должность 1», исходя из анализа всего указанного выше - это самостоятельная должность, а не уточнение трудовой функции должность 7. Законодатель не связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Это право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Пунктом 4 Правил от 11.07.2002г. предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется -специальный стаж), периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываемые в стаж в календарном порядке, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Таким образом, законодатель устанавливает два основных условия для включения периодов работы в специальный стаж- 1. фактическое выполнение работы 2.уплата страховых взносов за эти периоды. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 18.09.2000 по 27.10.2000 (01 мес. 10 дней); с 13.01.2009 по 03.03.2009 (01 мес. 21 день) не подлежат включению в специальный стаж, поскольку не соблюдается одно из условий включения периодов в специальный стаж, а именно, наличие факта выполнения работы. Работа - осуществление трудовой деятельности, участие в труде, выполнение человеком, коллективом определенного круга поручений, заданий. Таким образом, не имеется оснований для включения в специальный стаж указанных периодов. Учитывая изложенное, Чежегова Н.М. имеет 28 лет 06 месяцев 17 дней специального стажа (требуется 30 лет). Просит в иске отказать.

Суд, выслушав истца и представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовые пенсии назначаются ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

В силу ч. 2 той же статьи, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Установлено, что Чежегова Н.М., начиная с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по настоящее время осуществляет медицинскую деятельность, что подтверждается копией трудовой книжки, согласно которой в спорные периоды с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Чежегова Н.М. работала в организация в должности должность 1.

В указанные периоды работы Чежеговой Н.М. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17 декабря 1959 г. "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" и утвержденным им Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, действовавшим до 01.10.1993г.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии до введения в действие нового правового регулирования.

Положения Конституции Российской Федерации (ст. ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55) по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Системное толкование всех приведенных норм и разъяснений позволяет сделать вывод, что граждане, которые приобрели пенсионные права до введения нового правового регулирования, должны сохранять эти права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Вышеуказанным Перечнем 1959 года предусмотрено наименование должности – должность 7, все - независимо от наименования должности, а также учреждение скорой медицинской помощи.

Ссылки ответчика в отзыве на исковое заявление на определения Верховного Суда РФ 2010г. и 2011г. суд считает несостоятельными, поскольку предметом судебного рассмотрения в этих случаях были временные отрезки работы лиц, обратившихся за назначением досрочной трудовой пенсии и работавших в аналогичной должности, в периоды действия более поздних Списков и Перечней, чем Перечень 1959 года.

В соответствии с действующим трудовым законодательством, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, а также в случае успешного обучения, работодатель вправе предоставить работникам, направленным на обучение или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательного учреждения независимо от их организационно-правовых форм обучения, дополнительные отпуска с сохранением заработной платы (ст. 173, 174, 187 ТК РФ).

Следовательно, спорные периоды: с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, обоснованно подлежат включению в стаж, необходимый для назначения льготной пенсии истцу, как работнику, осуществляющему медицинскую деятельность.

Таким образом, суд приходит к выводу о включении в специальный трудовой стаж истца всех спорных периодов работы истца, заявленных в иске.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Таким образом, обращение за назначением пенсии носит заявительный характер.

Установлено, что Чежегова Н.М. на момент обращения в Пенсионный фонд 03.08.2011 года имела специальный стаж работы, с учетом спорных периодов, 30 лет 9 мес.03 дня, однако, в соответствии со ст. 19 указанного Закона, пенсия Чежеговой Н.М. должна быть назначена с момента обращения с заявлением - с 03.08.2011 г.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать решение заместителя начальника межрайонного Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА об отказе Чежеговой Н.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» недействительным.

Межрайонному Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Ярославле включить в трудовой стаж Чежеговой Н.М., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды работы с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

Межрайонному Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Ярославле назначить и выплачивать Чежеговой Н.М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью с 03.08.2011 года - с момента обращения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья (подпись) Л.А.Тарасова