Дело № 2 – 370 / 12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 марта 2012 года г.Ярославль Красноперекопский районный суд г.Ярославля в составе судьи Тарасовой Л.А., при секретаре Редькиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Ярославля к Департаменту городского хозяйства мэрии г.Ярославля об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, у с т а н о в и л : Прокурор г. Ярославля обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля с требованием обязать ответчика в течение 2 месяцев со дня вступления в силу судебного решения привести Юго-Западную окружную дорогу от ее пересечения с Московским проспектом до границы города с Ярославским муниципальным районом ЯО в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», указав в иске, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории города Ярославля. В ходе проверки транспортного эксплуатационного состояния участка Юго-западной окружной автодороги (далее ЮЗОД) от границы города Ярославля с Ярославским муниципальным районом (АДРЕС) до пересечения с Московским проспектом, проведенной прокуратурой города Ярославля 25.01.2012 г. с привлечением специалистов Управления ГИБДД УМВД России по Ярославской области, с участием представителя департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля, установлено, что в нарушение п. 3.1 ГОСТа 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на всем протяжении проезжей части дороги имеются просадки и выбоины, превышающие предельно допустимые размеры. Так, согласно акта контрольной проверки от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на всем протяжении проезжей части установлено наличие отдельной ямочности, раскрытых необработанных трещин; на участке дороги АДРЕС имеет место колейность проезжей части; наличие отдельных выбоин проезжей части с размерами, превышающими предельно-допустимые значения по длине более 15 см., ширине более 60 см., глубине более 5 см., В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля, утвержденным Постановлением мэра г. Ярославля от 02.10.2008 № 2689, Юго-западная окружная дорога отнесена к дорогам местного значения городского округа г. Ярославль. Таким образом, департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля ненадлежащим образом исполняет возложенную законом обязанность по содержанию автомобильных дорог. Неудовлетворительное состояние Юго-западной окружной дороги создаёт препятствия для нормальной работы транспорта, нарушает права граждан на безопасное передвижение по улицам города, создает угрозу безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья неопределенного круга граждан, повреждения их имущества. В судебном заседании прокурор Иромашвили А.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля (далее ДГХ) по доверенности Виноградова В.С. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что ДГХ является лишь главным распорядителем бюджетных средств на цели обеспечения дорожной деятельности, самостоятельную хозяйственную деятельность ДГХ не ведет, есть Агентство по муниципальному заказу ЖКХ, они разыгрывают конкурсы, заключают договора с подрядными организациями, которые отвечают за дорожные и уличные сети. По истечению действия контрактов Агентство по муниципальному заказу ЖКХ отчитывается перед Департаментом по использованию денежных средств. В своем постановлении от 24.09.2008г. № 507-п Правительство Ярославской области считало целесообразным ЮЗОД г.Ярославля, соединяющую участки Федеральной трассы М-8 и мост «Юбилейный» через р.Волгу, к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, относящимся к государственной собственности Ярославской области, в мае 2009г. данное постановление было снято с контроля и, хотя данных о внесении соответствующих изменений в постановление Правительства области от 12.03.2008г. «Об утверждении перечней автомобильных дророг» нет, считает, что часть расходов по содержанию данной автодороги должно нести правительство Ярославской области в лице Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены мэрия г. Ярославля, Департамент дорожного хозяйства и транспорта ЯО, Правительство ЯО, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ», ООО «ЯрАБЗ», ООО СК «Ярдорстрой». Представитель третьего лица – мэрии г. Ярославля по доверенности Хитрова А.Н. поддержала письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в соответствии с постановлением мэрии города Ярославля 02.10.2008 N 2689 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля" к дорогам местного значения относятся Юго-западная окружная дорога (начало - граница города с Ярославским муниципальным районом Ярославской области; конец - транспортная развязка в районе ул. Громова, Механизаторов, Осташинской до пр. Дзержинского) и Юго-западная окружная дорога (начало -Московский пр.; конец - граница города с Ярославским муниципальным районом Ярославской области). В городе Ярославле в соответствии с пунктом 2.2. Положения о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 06.07.2007 № 492 «Об утверждении положения о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля», дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности осуществляет департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - департамент). Кроме того, согласно подпункту 1.2. пункта 1 постановления мэрии города Ярославля от 20.10.2011 № 2807, опубликованного в газете «Городские новости» 22.10.2011 за № 86, департамент представляет интересы города Ярославля по спорам о выполнении строительных, ремонтных и иных видов работ на объектах дорожного хозяйства, выполняемых за счет средств городского бюджета. В соответствии с решением муниципалитета города Ярославля от 08.12.2011 № 573 «О бюджете города Ярославля на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов», департаменту, как главному распорядителю бюджетных средств, на 2012 год выделены бюджетные ассигнования на строительство, реконструкцию, содержание автомобильных дорог общего пользования. Вместе с тем, закупку работ по отрасли жилищного хозяйства осуществляет МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ», выступающее муниципальным заказчиком по муниципальным контрактам и находящееся в функциональном подчинении департамента. Сами работы выполняются хозяйствующими субъектами, выигрывающими закупку. Представитель третьего лица - МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» по доверенности Кукушкина Т.Н. в судебном заседании поддержала позицию по иску мэрии г. Ярославля и Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля. Представитель третьего лица - ГИБДД УВД по Ярославской области по доверенности Телицын Д.А. поддержал исковые требования прокурора и пояснил, что Требования государственного стандарта обязательны для выполнения, по результатам проверки были составлены акты, вынесены протоколы об административном правонарушении в отношении подрядных организаций, отвечающих за ремонт участка ЮЗД. Но никаких мер не было принято. В соответствии с ФЗ ДГХ должен решать вопросы по содержанию автомобильных дорог. Юго-западная окружная дорога находится в очень плохом состоянии, по всей протяженности дороги имеются большие выбоины, трещины, асфальт промят, из-за этого часто происходят дорожно-транспортные происшествия, в том числе, со смертельными исходами. Представители третьего лица – ООО «ЯрАБЗ» по доверенности Земсков Д.Е. и Фалетрова Ю.В. в судебном заседании полагали, что исковые требования заявлены необоснованно, представили муниципальный контракт НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, подтверждающий обязанности их организации, как подрядчика, по выполнению работ по текущему содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Ярославля в 1 полугодии 2012г., а так же исполнительную документацию и справки о стоимости выполненных работ, пояснили, что в настоящее время часть ЮЗОД отремонтирована согласно технического задания и в рамках условий муниципального контракта. Они не отказываются от выполнения работ по ремонту дороги, однако, в связи с погодными условиями сразу невозможно устранить все дефекты дороги. Третье лицо- Правительство ЯО в судебное заседание не явилось, представило письменный отзыв на исковое заявление, в котором просило рассмотреть дело без участия представителя, решение по данному делу оставляет на усмотрение суда. Представитель третьего лица – Департамента Дорожного хозяйства и транспорта ЯО в суд не явился, просил рассмотреть дело в сове отсутствие, указав в отзыве, что поддерживает исковые требования прокурора г. Ярославля, считает их законными и полностью обоснованными. Третье лицо - ООО СК «Ярдорстрой», являвшееся в соответствии с муниципальным контрактом подрядной организацией по выполнению работ по текущему содержанию и ремонту улично-дорожной сети в 2011 году, суд не явилось, мнения по иску не представило. Суд, выслушав объяснения сторон, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Статьей 17 указанного Закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. Согласно п. 3.1. ГОСТа 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля, утвержденным Постановлением мэра г. Ярославля от 02.10.2008 № 2689, Юго-западная окружная автомобильная дорога в Красноперекопском районе протяженностью 5413м. отнесена к дорогам местного значения городского округа г. Ярославля и находится в собственности города, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, в связи с чем суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что данная дорога относится к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения и расходы по ее содержанию должна нести Ярославская область. В соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля №492 от 06.07.2007 г., департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля (далее - департамент), осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения, в том числе, в сфере дорожной деятельности. Согласно акту контрольной проверки от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на всем протяжении проезжей части ЮЗОД установлено наличие отдельной ямочности, раскрытых необработанных трещин; на участке дороги АДРЕС имеет место колейность проезжей части; наличие отдельных выбоин проезжей части с размерами, превышающими предельно-допустимые значения: В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТа 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине -60 см и глубине – 5 см. Установлено, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между заказчиком МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля и ООО «ЯрАБЗ», выступающем подрядчиком заключен муниципальный контракт НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН согласно которому подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по текущему содержанию улично-дорожной сети г. Ярославля. Местом выполнения работ является г. Ярославль в соответствии с Титульными списками, в том числе и спорного участка Юго-западной окружной автомобильной работы. Представителями подрядной организации ООО «ЯрАБЗ» в судебном заседании не оспаривался факт лишь частичного производства ремонтных работ на спорном участке дороги, при этом они ссылались на невозможность производства некоторых ремонтных работ ввиду погодных условий. До 2012 года таким подрядчиком являлось ООО «Ярдорстрой». Организация, заключающая муниципальные контракты с подрядчиками, - МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» - находится в функциональном подчинении ДГХ мэрии г. Ярославля. Обязанность по приведению участка ЮЗОД в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 должна быть возложена на ДГХ мэрии г. Ярославля на основании п. 2.2 Положения о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета г. Ярославля от 06.07.2007 N 492, согласно которому ДГХ мэрии осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Департамент обладает правами юридического лица, имеет лицевой счет в департаменте финансов мэрии г.Ярославля, текущий счет в банке, самостоятельно выступает истцом или ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и у мировых судей; по вопросам, входящим в его компетенцию, представляет интересы мэрии г.Ярославля (п.1.2.). Суд учитывает, что обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возложена на ответчика, в ведении которого находятся дороги города Ярославля и который осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств города на цели обеспечения дорожной деятельности, а также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных муниципальных учреждений. Суд приходит к выводу о том, что ответчик – ДГХ мэрии г.Ярославля - возложенные на него обязанности в части содержания спорной автодороги надлежаще не выполнил, доказательства осуществления должного контроля за ходом и качеством выполнения работ подрядными организациями не представил. В своем письме на имя прокурора города первый заместитель мэра – директор департамента городского хозяйства мэрии г.Ярославля не оспаривал, что работы по устранению дефектов дорожного покрытия на участке ЮЗОД в рамках выполнения работ по текущему содержанию улично-дорожной сети города Ярославля во втором полугодии 2011 года были произведены подрядной организацией ООО «Ярдорстрой» с допущением нарушений в технологии, что привело к разрушению дорожного покрытия данного участка автодороги (л.д.20-21). Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что представленные прокурором доказательства бесспорно свидетельствуют о необходимости ремонта спорного участка Юго-Западной окружной дороги. При установлении срока для исполнения судебного решения суд принимает во внимание необходимость обеспечения безопасности дорожного движения, мнение участников процесса, в связи с чем считает три месяца со дня вступления решения суда в законную силу разумным сроком исполнения решения суда. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Департаменту городского хозяйства мэрии г.Ярославля в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу привести участок Юго-Западной окружной автомобильной дороги в Красноперекопском районе от до границы г.Ярославля в соответствие с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Судья Л.А.Тарасова