решение о перерасчете трудовой пенсии вступило в законную силу 24.04.2012



Дело № 2-226/2012 Мотивированное решение составлено 23 марта 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 марта 2012 года город Ярославль

Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе судьи Красноперовой И.Г.

При секретаре Разживиной А.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Штанько Н.Д. к Отделению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Ярославской области, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ярославле (межрайонное) об увеличении размера трудовой пенсии по старости путем перерасчета трудовой пенсии по старости на основании сведений о заработной плате по запросу пенсионного органа из другого государства,

У с т а н о в и л:

Штанько Н.Д., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, уроженка ..., гражданка Российской Федерации, является получателем трудовой пенсии по старости с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

Согласно заявлению Штанько Н.Д. от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о назначении трудовой пенсии, пенсия ей назначена с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, то есть по достижении 55-летнего возраста, по сведениям о заработной плате за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на основании ее личной просьбы, указанной в заявлении.

Компетентным в области взаимоотношений с другим государством пенсионным органом – Отделением Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Ярославской области дважды: ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА были сделаны запросы в соответствующий компетентный орган – Департамент социального страхования Эстонии о сведениях о трудовом стаже Штанько Н.Д. за период ее работы на территории Эстонской Республики и о сведениях о заработной плате за период работы Штанько Н.Д. в ОРГАНИЗАЦИЯ 1 с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

Департамент социального страхования Эстонии выслал по запросу справку о трудовом стаже на Штанько Н.Д. за период ее работы на территории Эстонской Республики и сообщил, что департамент не имеет возможности оказать содействие в истребовании справки, подтверждающей сведения о заработной плате Штанько Н.Д. в ОРГАНИЗАЦИЯ 1, так как архивные документы находятся в архиве по адресу (адрес на эстонском языке). Также указанный департамент сообщил, что архивные справки платные и выдаются согласно поданным заявлениям граждан.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Штанько Н.Д. обратилась в Отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской области с заявлением о пересчете пенсии с учетом стажа работы в Эстонии со ссылкой на подписанный между Россией и Эстонией договор по вопросу учета стажа работы в Эстонии, так и в России, по мнению заявителя.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской области в ответе Штанько Н.Д. разъяснило содержание Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011г., также разъяснило расчет назначенной заявителю трудовой пенсии, который составляет менее величины прожиточного минимума пенсионера, поэтому заявителю установлена федеральная социальная доплата (ФСД) к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера. Для предварительного расчета пенсии по Договору от 14.07.2011г. заявителю было предложено обратиться с соответствующим заявлением в пенсионный орган.

Штанько Н.Д. обратилась в суд с требованием к Отделению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Ярославской области об увеличении размера пенсии с учетом трудового стажа работы в Республике Эстония, указав в заявлении о том, что пенсионный орган разъясняет ей не то, что она просит. В части содержащегося в исковом заявлении ходатайства о привлечении руководителей ответчика к административной ответственности судом даны разъяснения истцу в определении суда от 30.12.2011г. (л.д.1).

При судебном разбирательстве дела в качестве соответчика по характеру спорного правоотношения в соответствии с частью 3 ст.40 ГПК РФ привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ярославле (межрайонное).

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании Штанько Н.Д. поддержала исковые требования, уточнив, что она просит обязать пенсионный орган сделать перерасчет трудовой пенсии по старости на основании сведений о заработной плате в Республике Эстония, а для этого просит обязать ответчиков сделать запрос в архив предприятия в Республику Эстония. Пояснила, что она не возражает, чтобы пенсионный орган удержал из ее пенсии расходы, необходимые для направления такого запроса.

Отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской области, представитель которого участвовал в судебном заседании по делу 09.02.2012г., представило письменный отзыв с дополнением. В отзывах указано, что Отделением неоднократно были даны подробные разъяснения о порядке исчисления размера пенсии Штанько Н.Д. в письменном виде и на личном приеме в Отделении. С 01.01.2002 пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Закона от 17.12.2001).

С 16.10.2007г. до 16.10.2011г. в отношениях между Россией и Эстонией действовало Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики в области пенсионного обеспечения от 25.06.1993г., основанное на территориальном принципе, согласно которому пенсии назначались и выплачивались в соответствии с законодательством и за счет средств государства проживания гражданина.

Согласно документам пенсионного дела Штанько Н.Д. была назначена трудовая пенсия по старости с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в размере СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА = СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА (базовая часть) + СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА (страховая часть).

С целью подтверждения стажа работы заявителя на территории Эстонии Отделением был направлен запрос в Департамент социального страхования Эстонской Республики.

На основании дополнительно поступивших по запросу Отделения документов, подтверждающих стаж работы Штанько Н.Д. в Эстонской Республике, по распоряжению от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА размер ее пенсии был пересчитан с даты назначения пенсии и составил сДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА.= СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА (базовая часть) + СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА (страховая часть).

Расчет пенсии произведен по нормам Закона от 17.12.2001 с учетом:

- общего трудового стажа до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - ... год ... мес. ... дней;

- среднемесячного заработка, учтенного по сведениям индивидуального персонифицированного учета за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ 0,149) (максимальное -1,2);

- страховых взносов после ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, имеющихся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (ИЛС) в сумме СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА

С 1 января 2010 года были приняты дополнительные меры для увеличения размеров трудовых пенсий путем валоризации (повышения). С 01.01.2010 пенсия Штанько Н.Д. была пересчитана с учетом валоризации и ее размер составил СУММА ОБЕЗЛИЧЕНАСУММА ОБЕЗЛИЧЕНА = СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА (фиксированный базовый размер (ФБР) СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА + СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА (страховал часть без ФБР).

Все перерасчеты, предусмотренные Постановлениями Правительства РФ «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения трудовых пенсий...» с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА были произведены по пенсионному делу Штанько Н.Д. в полном объеме

Далее в отзывах указано, что небольшие суммы заработка, сведения о которых имеются в документах пенсионного дела, небольшая сумма страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, не позволяют исчислить пенсию в более высоком размере.

В целях повышения уровня пенсионного обеспечения граждан с 1 января 2010г. Законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации... » предусмотрена федеральная социальная доплата (ФСД) к пенсии неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации (в 2010 году - 4600 руб. (закон Ярославской области от 02.11.2009 № 58-з), в 2011 году - 4840 руб. (закон Ярославской области от 03.11.2010 № З6-з), в 2012 году - 5295,00 руб. (закон Ярославской области от 05.10.2011 №28-з).

В связи с тем, что общая сумма материального обеспечения Штанько Н.Д. ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в Ярославской области на 2010, 2011 на 2012 гг., учитывая, что она является неработающей пенсионеркой-Управлением ПФР в г. Ярославле была установлена ФСД к пенсии, и общая сумма выплаты составила в 2010 году СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА., в 2011 году СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА., в 2012 году СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА.

Отделение считает, что правовые основания для пересмотра пенсии Штанько Н.Д. в сторону увеличения отсутствуют, ввиду отсутствия документов, подтверждающих право на это увеличение. По документам пенсионного дела размер пенсии Штанько Н.Д. исчислен верно.

Далее отделение указало, что с 16 октября 2011 года пенсионное обеспечение граждан, имеющих периоды работы в Эстонии, осуществляется в соответствии с Договором между российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011, основанном на пропорциональном принципе. Каждое государство назначает и выплачивает пенсию, соответствующую пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства, с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления. Такой пересмотр не может повлечь уменьшения размера пенсии и являться окончательным (т.е. совокупный размер назначенных на дату пересмотра в соответствии с положениями Договора сумм российской и эстонской пенсий не должен быть ниже ранее назначенной без учета норм Договора). Для предварительного расчета пенсии по Договору заявительница имеет право обратиться с заявлением о пересмотре пенсии по Договору в территориальный орган ПФР по месту жительства.

В дополнительном отзыве Отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской указало, что согласно Закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии по старости зависит от общего трудового стажа, выработанного до 01.01.2002, среднемесячного заработка за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 мес. подряд до 01.01.2002, суммы страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после 01.01.2002.

Оценка пенсионных прав была произведена с учетом общего трудового стажа работы заявительницы по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - ... лет ... месяца ... дня, отношения заработка пенсионера за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА к средней зарплате по стране за тот же период 0,149 (максимальное отношение, предусмотренное законом, - 1,2) и начисленных страховых взносов после ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, имеющихся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (ИЛС), в сумме СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА.

Согласно статье 30 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ при оценке пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В выписке из ИЛС Штанько Н.Д. содержались сведения о заработной плате с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (3 месяца). Поскольку стаж заявительницы составлял более 2-х лет, а в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА имелось только 3 месяца работы, то при определении отношения заработков был принят ее среднемесячный заработок, определяемый путем деления заработка за фактически проработанные месяцы на 24, а среднемесячная заработная плата в Российской Федерации определяемая путем деления заработка за указанные месяцы на количество этих месяцев.

Таким образом, отношение заработков, учтенное при оценке пенсионных прав Штанько Н.Д., и составило 0,149.

При оценке пенсионных прав Штанько Н.Д. был учтен стаж работы:

- на территории Эстонской Республики по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА включительно — ... лет ... месяцев ... дня (подтвержденный записями трудовой книжки);

- на территории РФ с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - ... месяца ... день (подтвержденный выпиской из ИЛС застрахованного лица).

Для включения в общий трудовой и страховой стаж периодов работы Штанько Н.Д. в Эстонской Республике после ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА территориальным органом ПФР и Отделением была проведена следующая работа.

С 16 октября 2007 года пенсионное обеспечение граждан, имеющих периоды работы в Эстонии, осуществлялось в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 25.06.1993 (Далее Соглашение о сотрудничестве), основанном на территориальном принципе, и Соглашением между Министерством труда и социального развития РФ и Министерством социальных дел Эстонской Республики о применении Соглашения о сотрудничестве, подписанным в Таллинне 05.11.2002 года (далее Соглашение о применении).

Согласно статье 4 Соглашения о сотрудничестве для установления права на пенсию учитывался трудовой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Эстонской Республики, а также трудовой стаж, признаваемый на территории любой из Сторон.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве и Соглашением о применении компетентные учреждения одной Стороны по запросам компетентных учреждений другой Стороны подтверждали продолжительность трудового стажа, приобретенного на территории Сторон, а также трудового стажа признаваемого на территории любой из Сторон.

Таким образом, для включения периодов работы Штанько Н.Д. на территории Эстонской Республики с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., не учтенных при установлении пенсии, требовалась справка о трудовом (страховом) стаже установленного образца (Приложение 7 к Протоколу консультаций российских и эстонских экспертов по реализации Соглашения о сотрудничестве, подписан в Таллинне 04-07.02.2008).

В соответствии с Соглашением о применении документооборот, касающийся назначения и выплаты пенсий на территории Сторон, осуществлялся только через Пенсионный фонд РФ и Департамент социального страхования Министерства социальных дел Эстонской Республики.

С целью подтверждения указанных периодов работы Штанько Н.Д. на территории Эстонской Республики с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., и, соответственно, истребования справки о трудовом (страховом) стаже Отделением в мае 2009 года был направлен запрос в Департамент социального страхования Эстонской Республики.

С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА пенсия была проиндексирована с учетом коэффициента индексации страховой части 1,175 и составила СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА (СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА базовая часть + СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА страховая часть). Увеличение пенсии в результате индексации составило СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Штанько Н.Д. обратилась в Отделение со справкой Центра занятости населения г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, содержащей сведения о периодах получения пособия по безработице с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Управление ПФР в Кировском районе г. Ярославля пересмотрело размер пенсии Штанько Н.Д. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - со следующего месяца после поступления сведений о стаже.

На основании вышеуказанных документов общий трудовой стаж заявительницы на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с учетом периода получения пособия по безработице составил ... лет ... месяца ... дней. В результате перерасчета с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА размер пенсии составил СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА.: СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА - базовая часть + СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА - страховая часть трудовой пенсии. Увеличение пенсии в результате перерасчета составило СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА.

При поступлении запрашиваемых документов - справка о трудовом (страховом) стаже, подтверждающих стаж работы Штанько Н.Д. в Эстонской Республике, по распоряжению от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА размер её пенсии был пересчитан с даты назначения пенсии и составил на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА.: СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА (базовая часть) + СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА (страховая часть).

Согласно справке о трудовом (страховом) стаже эстонская сторона подтвердила стаж работы Штанько Н.Д. на территории Эстонии за следующие периоды: с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

С учетом указанных периодов работы на территории Эстонии стаж Штанько Н.Д., учтенный при оценке пенсионных прав по состоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, составил ... год ... месяца ... дней.

Таким образом, пересмотр размера пенсии Штанько Н.Д. на дату назначения пенсии ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА был произведен с увеличением размера пенсии на СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА. Доплата сумм пенсии Штанько Н.Д. с учетом данного перерасчета произведена в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА размер пенсии Штанько Н.Д. составил СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА = СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА (фиксированный базовый размер (ФБР) СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА + СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА (страховая часть без ФБР).

С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по пенсионному делу Штанько Н.Д. была произведена беззаявительная корректировка с учетом дополнительных сведений о страховых взносах в сумме СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА., содержащихся в выписке из ИЛС. Размер пенсии на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА составил СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА. Размер увеличения в результате корректировки составил СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА.

Относительно требования истицы о направлении запроса в ОРГАНИЗАЦИЯ 1 об истребовании справки о заработной плате Штанько Н.Д. за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, Отделение указало, что при обращении Штанько Н.Д. за установлением пенсии в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА был направлен запрос с целью истребования справки о заработной плате за указанный период.

По сообщению официального органа эстонской стороны (поступил в Отделение ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) Департамент социального страхования Эстонии не имел возможности оказать содействие и предложил обратиться Отделению непосредственно в Архив. При этом сообщил, что выдача архивных справок о заработной плате в Эстонской Республике осуществляется на платной основе, согласно поданным заявлениям граждан.

Направление запроса в Эстонию было нецелесообразным, поскольку официальным государственным языком в Эстонской Республике является эстонский язык и в компетенцию Отделения не входит перевод на иностранный (эстонский) язык каких-либо направляемых документов, а также направление запросов в организации, представляющие свои услуги (сведения) на платной основе. Кроме того, как упоминалось выше, взаимодействие между Эстонией и Россией в части пенсионного обеспечения граждан осуществляется только через компетентный орган Эстонии - Департамент социального страхования Эстонской Республики.

С 16 октября 2011 года пенсионное обеспечение граждан, имеющих периоды работы в Эстонии, осуществляется в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 и Соглашением между Министерством социальных дел Эстонской Республики и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации о применении Договора от 14.07.2011. С 16 октября 2011 года до завершения ратификационных процедур имело место временное применение Договора на основании Соглашения в форме обмена нотами о временном применении Договора (распоряжение Правительства РФ от 27.09.2011 № 1643-р), 31 января этого года Договор был ратифицирован Федеральным Законом 31.01.2012 № 1-ФЗ, 2 марта 2012 года состоялся обмен Сторон грамотами о ратификации Договора от 14.07.2011.

Пунктом 2 статьи 1 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным законом, то применяются правила международного договора. Положение данного пункта согласуется с конституционной нормой, предусматривающей приоритет норм международного права и международных договоров по отношению к нормам внутреннего законодательства Российской Федерации (часть 4 ст. 15 Конституции РФ).

В случае, если пенсионные права гражданина были приобретены на территории государства, с которым Россия заключила международный договор в области пенсионного обеспечения, то ни Конституцией, ни 173 законом гражданину не предоставлено право выбора реализации его пенсионных прав в соответствии с нормами внутреннего законодательства или в соответствии с нормами международного договора РФ.

В практическом плане это означает, что в случае противоречия правил Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ правилам международного соглашения, регулирующего пенсионные правоотношения, по каким-либо вопросам (например, по исчислению страхового стажа) территориальные органы ПФР должны следовать исключительно правилам соответствующего договора.

Договор от 14.07.2011 основан на пропорциональном принципе. Каждое государство назначает и выплачивает пенсию, соответствующую пенсионному стажу, приобретенному на её территории, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР, согласно положениям своего законодательства.

Согласно статье 13 Договора от 14.07.2011 пенсии, назначенные до вступления его в силу, могут быть пересмотрены в соответствии с положениями Договора на основании заявления лица с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления, но не ранее дня вступления в силу настоящего Договора. Такой пересмотр не может повлечь уменьшения размера пенсии и является окончательным. Т.е., во-первых, совокупный размер назначенных на дату пересмотра в соответствии с положениями Договора сумм российской и эстонской пенсий не должен быть ниже ранее предоставлявшегося без учета норм Договора объема пенсионного обеспечения. И, во-вторых, после данного пересмотра возврат к прежнему варианту пенсионного обеспечения (с учетом Соглашения от 25.06.1993 года) не представляется возможным.

При обращении Штанько Н.Д. в Отделение ПФР по Ярославской области в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с заявлением о перерасчете пенсии с учетом стажа в Эстонии, ей были даны подробные разъяснения о праве на пенсионное обеспечение в соответствии с Договором от 14.07.2011. Заявительнице был лично вручен экземпляр Договора от 14.07.2011 и Соглашения о его применении.

В компетенцию Отделения ПФР не входит осуществление функций по назначению и выплате пенсий. Для этой цели в г. Ярославле и муниципальных районах Ярославской области созданы государственные учреждения Управления (Отделы) Пенсионного фонда РФ, которые являются юридическими лицами. Заявительнице было рекомендовано обратиться с заявлением о предварительном расчете пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.

Для сведения Отделение сообщило, что согласно предварительному расчету размер российской части пенсии Штанько Н.Д., рассчитанный в соответствии с нормами Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в редакции от 24.07.2009) и Договора от 14.07.2011, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА составит СУММА ОБЕЗЛИЧЕНАДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с учетом индексации СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА).

По вопросам пенсионного обеспечения в Эстонской Республике вся необходимая информация, в том числе в части установления пенсий, имеется на сайте Департамента социального страхования Эстонской Республики. В настоящее время в распоряжении Отделения имеется (как пример) Формуляр уведомления об отказе в установлении пенсии (направлен эстонской стороной при установлении пенсии в соответствии с Договором от 14.07.2011 гражданке ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р.), в котором даны разъяснения о праве на пенсионное обеспечение женщинам в Эстонской Республике.

Отделение ПФР по Ярославской области просит отказать Штанько Н.Д. в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании представители УПФР (ГУ) в г. Ярославле (межрайонное) по доверенностям Головачева О.П., Логанова Н.В. считали исковые требования необоснованными по доводам своего письменного отзыва на иск, также поддержали доводы Отделения ПФР по ЯО. В своем отзыве УПФР указало, что согласно статье 7 Закона от 17.12.2001 право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа (за весь период трудовой деятельности).

Подпунктом 2 статьи 10 Закона от 17.12.2001 периоды работы, которые выполнялись гражданами, указанными в части первой статьи 3 названного Закона за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

В соответствии с письмом Минтруда России от 15.01.2003 № 88-16 для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (в том числе Эстонии), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991 года, независимо от уплаты страховых взносов.

Трудовой стаж, приобретенный на территории Эстонии с 01.01.1991, может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Трудовая пенсия по старости назначена Штанько Н.Д. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по нормам Закона от 17.12.2001.

Страховой стаж, влияющий на определение права на установление трудовой пенсии по старости, составлял ... года ... мес. ... дней.

Расчет трудовой пенсии по старости Штанько Н.Д. был произведен с учетом общего трудового стажа, исчисленного с учетом периодов работы в СССР до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и в Российской Федерации, исчисленного по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. В связи с обращением Штанько Н.Д. Отделением ПФР по ЯО были направлены запросы от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в Департамент социального страхования Эстонской республики о подтверждении трудового стажа, приобретенного в Эстонской Республике после ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, и об оказании содействия в получении сведений о заработной плате за период работы в ОРГАНИЗАЦИЯ 2 (впоследствии ОРГАНИЗАЦИЯ 1) с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

При поступлении сведений о стаже Управлением ПФР в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА произведена оценка пенсионных прав Штанько Н.Д. с учетом представленных документов с даты назначения пенсии (с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА). В результате пересчета пенсии с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА страховой стаж Штанько Н.Д., учтенный по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, составил ... лет ... мес. ... дней.

Общий трудовой стаж, исчисленный до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (применяется при расчете пенсии), составил ... год ... мес. ... дней, стажевый коэффициент - 0,56 (0,55 - за требуемый стаж 20 лет + 0,01 за стаж сверх требуемого- 1 год).

С 1 января 2010 года предусмотрена социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в Ярославской области. Размер пенсии Штанько Н.Д. ниже прожиточного минимума, установленного в Ярославской области, ей назначена ФСД.

Также Управление указало, что для возможного увеличения размера пенсии Штанько Н.Д рекомендовано предоставить в Управление ПФР справку о заработной плате за 60 месяцев подряд. Оказать содействие истцу в истребовании необходимых документов Управление не имеет возможности, так как по сообщению Департамента социального страхования Эстонии документы о заработной плате за период работы в ОРГАНИЗАЦИЯ 1 с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА находятся в архиве по адресу (адрес на эстонском языке). Архивные справки платные и выдаются согласно поданным заявлениям граждан. Данная информация была доведена до Штанько Н.Д. письмом Отделения ПФР по ЯО от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

Управление аналогично Отделению пенсионного фонда сообщило, что согласно предварительному расчету размер российской части пенсии Штанько Н.Д., рассчитанный в соответствии с нормами Закона от 17.12.2001 и Договора от 14.07.2011, с 01.12.2011 составил СУММА ОБЕЗЛИЧЕНАДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с учетом индексации СУММА ОБЕЗЛИЧЕНА), то есть значительно менее назначенной ранее.

В соответствии с положениями пенсионного законодательства Эстонской Республики право на получение пенсии по старости имеет достигшее 63-летнего возраста лицо, имеющее не менее 15 лет приобретенного в Эстонии пенсионного стажа. Возраст Штанько Н.Д.- ... лет. То есть эстонской стороной при обращении Штанько Н.Д. пенсия не будет назначена в связи с недостижением ею пенсионного возраста по закону республики Эстония.

Пенсия Штанько Н.Д. в России назначена в соответствии с нормами действующего законодательства. Управление просит в иске отказать.

Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела и материалы пенсионного дела Штанько Н.Д., оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что иск является необоснованным, требования не соответствуют закону, не подлежат удовлетворению.

Истцу Штанько Н.Д. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, то есть по достижении предусмотренного пенсионным законодательством Российской Федерации 55-летнего возраста, назначена трудовая пенсия по старости с учетом трудового стажа, заработанного ею в Республике Эстония.

Однако при учете трудового стажа в Республике Эстония территориальный пенсионный орган РФ не имеет возможности учесть сведения о заработке истицы в республике Эстонии за любые 60 месяцев подряд в связи с отсутствием этих сведений в пенсионом деле.

По существу судебный спор состоит в том, что истец полагает наличие у пенсионного органа обязанности сделать запрос в другое государство о сведениях о заработке.

В силу разъясненного сторонам принципа состязательности сторон процесса, предусмотренного ст.ст.12, 56 ГПК РФ, каждая сторона должна представить доказательства своих исковых требований и возражений на иск.

Таких доказательств истец не представила. Ответчик представил доказательства своих возражений на иск, которые принимаются судом, как соответствующие закону о пенсионном обеспечении граждан РФ.

Законом не предусмотрено обязанности пенсионного органа запрашивать истребуемые истцом сведения о заработной плате истца. По смыслу всего пенсионного законодательства России, в том числе Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлен заявительный характер для назначения и перерасчета пенсии, когда заявитель представляет необходимые документы для соответствующих назначения, перерасчета пенсии.

Из материалов дела следует, и данный факт не оспаривается истцом, что ответчик в качестве помощи истцу запрашивал у компетентного органа социального обеспечения Республики Эстония необходимые для истца сведения. Разъяснения Департамента Р.Эстония доведены пенсионным органом РФ истице еще в 2009 году. Истец не пояснила в суде причины и основания своего несогласия с разъяснением Департамента Р.Эстония, предъявив иск к территориальному пенсионному органу России.

Заслуживают внимания доводы ответчиков о том, что пенсионный орган РФ не правомочен и не уполномочен вступать в переписку с организациями в другом государстве, помимо органа социального обеспечения, и что для соответствующего запроса необходим перевод на эстонский язык, необходимы средства для этого, что также не предусмотрено в деятельности пенсионного органа.

Истец не пояснила о невозможности самой осуществить необходимый в ее случае запрос сведений о заработке в Республику Эстония. Имеющийся в деле ответ Департамента Р.Эстония содержит конкретный перечень причин несообщения таких сведений пенсионному органу российской стороны, а также содержит конкретные сведения о наименовании органа, куда следует гражданину (в данном случае истцу) сделать запрос, и указан порядок направления такого запроса.

С учетом изложенного в совокупности следует согласиться с доводами ответчиков об отсутствия со стороны ответчиков нарушений прав истца по рассматриваемому по иску вопросу. Действия ответчиков соответствуют действующему законодательству РФ. Отсутствуют законные основания для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 12, 56, 57 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Штанько Н.Д. к Отделению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение по Ярославской области, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ярославле (межрайонное) об увеличении размера трудовой пенсии по старости путем перерасчета трудовой пенсии по старости на основании сведений о заработной плате, которые обязан получить пенсионный орган по своему запросу из Эстонской Республики, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд города Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья И.Г. Красноперова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200