решение о признании недействительными решений управления об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии - вступило в законную силу 24.04.2012 года



Дело № 2-65/2012 Мотивированное решение составлено 31 января 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2012 года город Ярославль

Красноперекопский районный суд города Ярославля

в составе председательствующего судьи Красноперовой И.Г.

при секретаре Разживиной А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синицына Р.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) о признании недействительными решений управления об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, о включении в специальный стаж периодов работы, о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,

У с т а н о в и л:

Синицын Р.С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) г. Ярославля (межрайонное), с учетом уточнения требований в период судебного разбирательства, о признании недействительным решений управления в части, об обязании включения периодов в специальный стаж, о назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование требований указано на то, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец обратился в территориальный орган ПФР с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-Ф3, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.

Решением УПФР (межрайонное) в г.Ярославле от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в назначении пенсии истцу было отказано. Из специального стажа истца был исключен период службы в Вооруженных Силах СССР с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в должности НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО; не произведено кратное исчисление 1 год работы за 1 год 6 месяцев периодов работы с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в должности НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО в ОРГАНИЗАЦИЯ 1, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в должности НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО в ОРГАНИЗАЦИЯ 2, и не включены в календарном исчислении курсы повышения квалификации с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

Данные выводы комиссии истец считает не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и не основанными на законе по следующим основаниям.

Согласно п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П оценка, приобретенных гражданином до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся трудового стажа и размера пенсии, может осуществляться по нормам ранее действующего законодательства.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков в выслуге для назначения пенсий в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитываются периоды до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 г. - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья от 22 сентября 1999 г.

Абзац 3 ч. 2 данного Постановления предусматривает, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.

Далее в иске указано на то, что в период службы истца в Советской Армии действовало Постановление СМ СССР от 17.12.1959г № 1397. Согласно Инструктивному письму Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» п 2. 1 - право на пенсию имеют работники соответствующих учреждений, входящих в систему не только Министерств просвещения и министерства здравоохранения, но и в систему других министерств, п. 2.10 - в срок выслуги засчитывается медицинская работа в медсанчастях, в том числе в войсковых частях в том числе по вольному найму. Согласно п.4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением СМ СССР от 17.12 1959г № 1397 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет засчитывается служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР.

Анализируя Постановления от 06.09.1991г. № 464, Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, «Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, истец считает, что данные нормативные акты также позволяют включить в выслугу лет для назначения досрочной пенсии истцу период службы в Советской Армии, поскольку в выслугу лет зачитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в воинских частях в соответствующих должностях среднего медицинского персонала, предусмотренных Списком должностей, таким образом, отсутствие записи в трудовой книжке данных о структурном подразделении войсковой части не может являться препятствием для включения в специальный стаж истца периода работы в должности фельдшера в войсковой части.

Истец указал, что период службы в Вооруженных силах с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (... года ... месяцев ... дней) в должности НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.

Вышеуказанные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации в общем количестве ... месяца ... дня также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, по следующим основаниям.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов: «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288) ст. 54. «Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью», повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.

Истец указал, что периоды прохождения курсов повышения квалификации, поскольку в эти периоды истец продолжал состоять в трудовых отношениях, направлялся на курсы повышения квалификации работодателем, в эти периоды ему начислялась заработная плата и работодателем отчислялись страховые взносы.

Также истец считает необоснованным невключение периода его работы в кратном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в должности НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО в ОРГАНИЗАЦИЯ 1. Данный период истцу не был включен по мотиву того, что данный период работы на индивидуальном лицевом счете истца учтен не в льготном исчислении.

В соответствии с указанными выше нормативно-правовыми актами, действовавшими в период работы истца в ОРГАНИЗАЦИЯ 1 в должности НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО, период данной работы подлежит исчислению в льготном порядке, то есть один год работы за 1 год и 6 месяцев. Поскольку данные о своем стаже в персонифицированный учет истец не представляет, нет его вины в том, что на его индивидуальном лицевом счете отсутствуют сведения о периоде работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога хирургического отделения в льготном исчислении. В процессе трудовой лечебной деятельности истец выполнял ту работу, которая поименована соответствующими Списками и на организм истца воздействовали именно те неблагоприятные факторы, наличие которых обязало законодателя на предоставление льготы в виде льготного исчисления стажа для определения права на досрочную пенсию по старости.

Истец указал, что необоснованными действиями пенсионного органа в его специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не было включено при льготном исчислении ... месяцев ... дней.

Также необоснованным истец считает невключение в льготном исчислении период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА период его работы в должности НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО в ОРГАНИЗАЦИЯ 2. С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец продолжал работать на том же рабочем месте в том же лечебном учреждении, однако в связи с изменением наименования отделения у пенсионного органа не возникло сомнений в оценке пенсионных прав истца по этому периоду в льготном исчислении стажа 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Истец указал, что в случае включения данного периода в кратном исчислении ему дополнительно должно быть включено в специальный стаж ... год ... месяцев ... дней.

На момент обращения истца в пенсионный орган ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в случае включения указанных выше периодов, составлял более 30 лет.

Истец, с учетом уточнения требований, просит признать недействительными решения управления от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; обязать управление включить в специальный стаж: в календарном исчислении период службы по призыву НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО в Вооруженных Силах СССР с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; в кратном, в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев период работы с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в должности НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО в ОРГАНИЗАЦИЯ 1 и период работы с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в должности НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО в ОРГАНИЗАЦИЯ 2»; в календарном исчислении периоды курсов повышения квалификации с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с даты обращения, то есть с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

В судебном заседании истец Синицын Р.С. поддержал уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлениях.

Представитель истца по доверенности Кремнев А.Н., являющийся также представителем по доверенности третьего лица ГБУЗ ЯО «Областная клиническая онкологическая больница» в судебном заседании исковые требования Синицына Р.С. считал обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика по доверенности Шамшурина С.А. исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв на иск, в котором указано, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в Управление обратился Синицын Р.С. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления, руководствуясь пп. 20 п.1 ст. 27 Закона (решение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА), решила отказать в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия необходимого стажа (30 лет) для назначения такой пенсии. Решением Комиссии из специального стажа были исключены следующие периоды работы: с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - военная служба в Вооруженных Силах СССР в должности НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО; курсы повышения квалификации и отпуска без сохранения заработной платы: с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (... мес. ... дней), с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (... дня), с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (... дней), с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (... мес.), с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (... день), с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (... дня), с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (... дня); период работы с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в ОРГАНИЗАЦИЯ 1 в должности НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО включен в специальный (медицинский) стаж в календарном исчислении.

По мнению ответчика, на момент обращения истца в Управление специальный стаж, учитываемый для назначения досрочной трудовой пенсии составляет ... лет ... месяца ... дня ( с учетом уточнения ответчиком отзыва в судебном заседании), при требуемом 30 лет.

Ответчик указал, что в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона досрочные трудовые пенсии по старости назначаются лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости (в том числе в связи с медицинской деятельностью), правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

С целью реализации пп.20 п.1 ст.27 Закона Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утверждены:

•         Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ»;

•         Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ;

•         Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

В соответствии с п. 3 Правил от 2002г. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 2002г.

В соответствии с п.1 ст. 13 Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В соответствии с п.2 ст. 13 Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства № 516 от 11.07.2002 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными правовыми актами. При этом в п.5 Правил исключение составляют только периоды получения пособия по государственному социальном) страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004г. № 2-П в интересах застрахованного лица при определении права на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников, при исчислении стажа, имевшего место до 01.11.1999г.. можно руководствоваться Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 с использованием Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 № 377, с 01.11.1999г. - Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Правила от 1991 года позволяют включить в специальный медицинский стаж службу по специальности в составе Вооруженных Сил РФ. Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999 №377, предусмотрены медико-санитарные части. Кроме того, при исчислении специального стажа по специальности в составе Вооруженных Сил РФ применяется перечень военно-медицинских частей и учреждений (подразделений) на 01.12.1992, утвержденный 18.02.1993. Указанным перечнем предусмотрены в качестве лечебно-профилактических учреждений медицинские части войсковых частей.

В представленных истцом документах, сведения о статусе войсковой части по перечню лечебно-профилактических учреждений Минобороны России отсутствуют.

Ответчик указал, что оснований для зачета в специальный стаж периода прохождения военной службы в войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА не имеется.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, по мнению ответчика, не подлежат включению в специальный стаж, поскольку не соблюдается одно из условий включения периодов в специальный стаж, а именно, наличие факта выполнения работы. Работа - осуществление трудовой деятельности, участие в труде, выполнение человеком, коллективом определенного круга поручений, заданий. В соответствии с частью 2 п.5 Правил от 11.07.2002г. включение в специальный стаж курсов повышения квалификации, учебных отпусков не предусмотрено. Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, как и отпуска без сохранения заработной платы, не могут быть включены в специальный стаж. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации по своей правовой природе не могут рассматриваться, как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности.

Период работы истца в ОРГАНИЗАЦИЯ 1 в должности НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО включен в медицинский стаж в календарном исчислении, так как хирургическое отделение не поименовано в Перечне от 2002г.

Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей, врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утверждается Правительством РФ, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

Установление и выплата пенсий производится в строгом соответствии с действующим законодательством РФ. Указанными выше законами определено, что пенсия устанавливается и выплачивается при наличии права на ее получение, которое определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данными законами. Управление ПФР в г. Ярославле (межрайонное) является государственным учреждением, осуществляющим выплату пенсий из средств, входящих в состав Федерального бюджета РФ, и, отстаивая свою позицию, защищает государственные интересы, а также права всех граждан, претендующих на пенсию.

Управление считает, что требования Синицына Р.С. не основаны на законе и удовлетворению не подлежат, просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы гражданского дела, материалы отказного пенсионного дела, оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что уточненные требования истца законны, обоснованы достаточно, подлежат удовлетворению.

Решением УПФР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Синицыну Р.С. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по его заявлению от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. В решении указывалось, что медицинский стаж, учитываемый для назначения пенсии Синицына Р.С. в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 составляет ... лет ... месяца ... дня, при требуемом стаже 30 лет.

Решением УПФР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в связи с допущенной технической ошибкой внесены изменения в абзац 3 решения начальника Управления от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в части указания специального стажа Синицына Р.С., согласно которым специальный стаж Синицына Р.С. составляет ... лет ... мес. ... дней.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Со всеми доводами уточненного иска следует согласиться. Синицын Р.С. обоснованно полагает нарушенным свое право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого сможет быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Из материалов дела следует, что Синицын Р.С. в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА окончил ОРГАНИЗАЦИЯ 3 по специальности НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО (л.д.32) и, работая НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО, был уволен ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в связи с призывом в ряды Советской Армии (л.д.19-20).

Согласно сведениям военного билета и учетно-послужной карточки истец проходил военную службу фельдшером с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, военно-учетная специальность (ВУС) НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО, ВУС средних медицинских специалистов (л.д.32-37). Прохождение военной службы по специальности НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО подтверждено представленной истцом в судебное заседание газетной статьей о военном медике Синицыне Р. на л.д. 77

Согласно абзацу 2 пункта 4 действующего в период военной службы истца Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397, служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от наличия 2/3 стажа работы в должностях, предусмотренных Перечнем.

Согласно пункту 3.6 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» под службой медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР подразумевается служба в медицинских должностях независимо от наличия медицинского образования и характера работы до службы (истец же, как указано выше, получил среднее медицинское образование до службы и работал НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО).

Указанное Положение не содержит обязательного требования к прохождению военной службы по специальности именно в медицинской части. Заслуживают внимания доводы истца о том, что он призывался на службу именно по медицинской специальности – фельдшером, и был направлен в войсковую часть на службу именно по медицинской специальности.

Таким образом, период военной службы истца по призыву в календарном исчислении ... года ... месяцев ... дней подлежит включению в его специальный стаж.

Из материалов дела также следует, что истец в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА закончил ОРГАНИЗАЦИЯ 3 (л.д.32), получил высшее медицинское образование.

Согласно трудовой книжке, Синицын Р.С. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА работал в должности НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО ОРГАНИЗАЦИЯ 1 (л.д.22).

Не оспорены в суде доводы истца о том, что в указанной больнице он единственный занимал должность НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО, и он не может отвечать за администрацию больницы, которая не решила вопрос о наименовании соответствующего отделения, поименованного для льготного исчисления 1 год работы за 1 год 6 месяцев в Списках от 06.09.1991г. № 464 и в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения… от 29.10.2002г. № 781, аналогично ОРГАНИЗАЦИЯ 2, где он работает с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по настоящее время по одной и той же специальности, но только по приказу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА создано отделение НАИМЕНОВАНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ ОБЕЗЛИЧЕНО, в связи с чем медицинские сестры-анестезисты и врачи анестезиологи-реаниматологи, в том числе Синицын Р.С. были переведены в отделение НАИМЕНОВАНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ ОБЕЗЛИЧЕНО (справка ОРГАНИЗАЦИЯ 2 на л.д. 100).

Заслуживают внимания доводы истца и его представителя о том, что организация отделений (групп) НАИМЕНОВАНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ ОБЕЗЛИЧЕНО в составе лечебно-профилактического учреждения была предусмотрена еще Приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986г. № 841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению». Однако в период работы истца в ОРГАНИЗАЦИЯ 1 в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и в период работы в ОРГАНИЗАЦИЯ 2 с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА такие отделения не были созданы. Вины истца в этом не имеется, поэтому нет оснований для несоразмерного ограничения конституционного права истца на социальное обеспечение в виде назначения досрочной трудовой пенсии.

Материалами дела, в том числе представленными должностными обязанностями в период работы истца в ОРГАНИЗАЦИЯ 2, подтверждается довод иска об отсутствии различий в характере профессиональной, врачебной деятельности истца до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и после ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, когда истцу засчитан стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев работы.

С учетом изложенного, периоды работы истца с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА подлежат исчислению в льготном, кратном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Соответственно, дополнительно должно быть включено ... месяцев ... дней по первому периоду и ... год ... месяцев ... дней по второму периоду.

Также заявленные истцом периоды прохождения курсов повышения квалификации в календарном исчислении с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА подлежат включению в специальный стаж, поскольку в эти периоды Синицын Р.С. продолжал состоять в трудовых отношениях с лечебным учреждением, направлялся на курсы повышения квалификации работодателем, и он, как работник, не извещался работодателем об ином отношении к исчислению его стажа в периоды курсов. В эти периоды ему начислялась заработная плата, работодателем отчислялись страховые взносы в отношении Синицына Р.С., то есть условия трудового договора не менялись. Оснований для другого вывода по делу не имеется.

По итогу прохождения курсов повышения квалификации истцу подтверждалась и присваивалась более высокая категория по специальности. Требование повышения квалификации предусмотрено работодателем в должностной инструкцией для истца (например, пункт 2.16 должностной инструкции на л.д. 108).

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

При этом курсы повышения квалификации отражаются работодателем в сведениях персонифицированного учета истца без кода лечебной деятельности, однако это установленная именно пенсионным органом обязанность работодателя отражать курсы повышения квалификации отдельной строкой, в предусмотренном бланком установленного образца месте в сведениях персонифицированного учета.

Указанные курсы повышения квалификации истца в заявленном по уточненному 19.12.2011г. требованию в общем количестве 3 месяца 23 дня подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В соответствии со ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» ответчику необходимо назначить Синицыну Р.С. пенсию с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - с момента его обращения с заявлением о назначении пенсии, поскольку к этому моменту Синицын Р.С. объективно имел необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения: ... лет ... месяцев ... дней учтенных комиссией управления + ... года ... месяцев ... дня включаемых настоящим решением суда = более 30 лет, требуемых законом.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Синицына Р.С. удовлетворить:

Признать недействительными решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе в назначении Синицыну Р.С. досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) включить в специальный стаж Синицына Р.С., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, :

- в календарном исчислении период службы по призыву НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО в Вооруженных Силах СССР с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА,

- в кратном, в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев период работы с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в должности НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО в ОРГАНИЗАЦИЯ 1 и период работы с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в должности НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО в НАИМЕНОВАНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ ОБЕЗЛИЧЕНО, в НАИМЕНОВАНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ ОБЕЗЛИЧЕНО ОРГАНИЗАЦИЯ 2,

- в календарном исчислении периоды курсов повышения квалификации с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

и назначить Синицыну Р.С. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с даты обращения, то есть с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд города Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья И.Г. Красноперова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200