решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - вступило в законную силу 04.05.2012 года



Дело № 2-428/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

02 апреля 2012 г. г. Ярославль

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:

судьи Донцовой Н.С.

при секретаре Кочетковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новиковой А.М. Новиковой М.И. к мэрии г. Ярославля о предоставлении другого жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Истцы Новикова А.М., Новикова М.И. обратились в суд с иском к мэрии города Ярославля о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В судебном заседании истец Новикова А.М., представитель Новиковой А.М. - Савина Н.С., действующая на основании доверенности исковые требования поддержали, пояснили, что истцы зарегистрированы и проживают в многоквартирном доме по адресу: АДРЕС. Жилое помещение предоставлено по договору социального найма. Другого жилья для проживания у них нет. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА областной межведомственной комиссией многоквартирный дом по адресу: АДРЕС признан непригодным для проживания (заключение комиссии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) с установленным сроком отселения - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Городской межведомственной комиссией города Ярославля в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА дом признан аварийным. Решением муниципалитета города Ярославля от 10.02.2006г. № 198 указанный дом включен в городскую целевую программу «Переселение граждан, проживающих на территории города, из непригодного для проживания жилищного фонда в 2006-2010 годах в рамках подготовки к празднованию 1000-летия г. Ярославля». Далее адрес истцов был включен в городскую целевую программу «Переселение граждан, проживающих на территории города, из непригодного для проживания жилищного фонда в 2009-2011 годах в рамках подготовки к празднованию 1000-летия г. Ярославля», утвержденной постановлением мэра города Ярославля от 15.10.2008 № 2865. Согласно Постановлению мэра г. Ярославля № 1040 от 09.04.2007 года «О развитии застроенной территории, ограниченной АДРЕС многоквартирные дома, расположенные на указанной застроенной территории, в том числе АДРЕС, являются аварийными и подлежат сносу. Постановлением мэра города Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН АДРЕС признан аварийным и подлежащим сносу и расселению в срок до 2010 года. По итогам аукциона ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА заключен договор НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о развитии застроенной территории с инвестором ОРГАНИЗАЦИЕЙ 1», который осуществлял развитие территории. В рамках договора передача в муниципальную собственность жилых помещений для расселения жилых домов, в том числе и АДРЕС планировалась в течение 18 месяцев после подготовки проекта планировки застроенной территории. В соответствии со статьями 85 и 86 Жилищного кодекса РФ в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с разъяснениями Верховного суда РФ (вопрос 5 раздела "Производство по делам, возникающим из жилищных правоотношений" обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2008 года): «Эта норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и нормы о предоставлении жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье этой категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо особой очереди (по списку внеочередников). Таким образом, вопреки требованиям законодательства о незамедлительном предоставлении благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма гражданам, дом который подлежит сносу, Постановлениями мэра г. Ярославля предоставление жилых помещений гражданам поставлено в зависимость от выполнения договорных обязательств лицом, заключившим договор о развитии застроенной территории, а также установлен максимальный срок для передачи в муниципальную собственность жилых помещений для предоставления их выселяемым гражданам по договорам социального найма, который составляет 2,5 года (30 месяцев) с момента заключения договора о развитии застроенной территории. Несмотря на то, что:

- жилые помещения, в которых истцы до сих пор проживают с членами своих семей, представляют опасность для жизни и здоровья по причине их аварийного состояния;

- дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу еще в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА;

- реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.

До настоящего времени ответчик не предоставил Новиковым А.М., М.И. другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, чем нарушает их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ, на основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 85, 86, 87, 89 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 ст. 57, ст.ст. 40, 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, просят:

- обязать мэрию города Ярославля предоставить Новиковой А.М. на семью, состоящую из двух человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Ярославля, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее ... кв.м. в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу;

- взыскать с мэрии города Ярославля в пользу Новиковой А.М. уплаченную госпошлину в сумме ... руб.; оплату юридических услуг в размере ... руб.; сумму за изготовление нотариальной доверенности в размере ... руб.

Истец Новикова М.И. в суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление, согласно которому исковые требования поддерживает в полном объеме, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика мэрии города Ярославля Велитченко С.Н., действующий на основании доверенности, в суд не явился, представил отзыв, согласно которому мэрия г. Ярославля исковые требования не признает в полном объеме, указав, что в соответствии с актом областной межведомственной комиссии от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА АДРЕС признан непригодным для проживания с отселением жителей дома до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА включительно. С учетом вступления о силу Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» решением областной городской межведомственной комиссии АДРЕС признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с постановлением мэра г. Ярославля от 05.12.2008 № 3439 указанный дом подлежит сносу. В соответствии с п. 1 указанного постановления заместителю мэра города по вопросам градостроительства необходимо обеспечить расселение в соответствии с действующим законодательством АДРЕС в срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. В соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.46.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если на территории, на которой расположены многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, то в отношении такой территории может быть принято решение о развитии застроенной территории. Такое решение осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей) и принимается органом местного самоуправления. В соответствии с указанной нормой закона, Постановлением мэра города Ярославля №1040 от 09.04.2007 года «О развитии застроенной территории, ограниченной АДРЕС принято решение об осуществлении развития указанной застроенной территории. Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории. Такой договор заключается органом местного самоуправления с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор (ч.7 ст.46.1.; ч.2 ст.46.2. Градостроительного кодекса Российской Федерации). По результатам аукциона победителем аукциона было признано ОРГАНИЗАЦИЯ 1. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между органом местного самоуправления ОРГАНИЗАЦИЕЙ 2 и ОРГАНИЗАЦИЕЙ 1 заключен договор НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о развитии застроенной территории. В соответствии с указанным договором: ОРГАНИЗАЦИЯ 1 обязуется подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории. В соответствии с расчетными показателями обеспечения указанной территории объектами социального и коммунально-бытового назначения. Объектами инженерной инфраструктуры, утвержденными постановлением мэра г.Ярославля от 09.04.2007 № 1040 в течение 12 месяцев с момента заключения настоящего договора (пункт 3.1 договора). ОРГАНИЗАЦИЯ 1 обязуется создать либо приобрести, а также передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения в многоквартирных домах, введённых в эксплуатацию не ранее 1990 года, для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма в многоквартирных домах, указанных в пункте 2 договора НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - с момента заключения настоящего договора, но не позднее 18 месяцев с момента исполнения обязательства, предусмотренного в п.п. 3.1 п. 3 настоящего договора. Передача благоустроенных помещений осуществляется по согласованному сторонами графику (пункт 3.2 договора). ОРГАНИЗАЦИЯ 1 обязуется уплатить выкупную цену (на основании трёхстороннего соглашения, заключаемого между ОРГАНИЗАЦИЕЙ 2, Инвестором и собственником жилого помещения) за изымаемые на основании постановления мэра города Ярославля жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, в многоквартирных домах, указанных в пункте 2 договора НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, и земельные участки, на которых расположены эти дома, за исключением земельных участков, находящихся в собственности г.Ярославля или предоставить взамен изымаемых жилых помещений другие жилые помещения с зачетом их стоимости в выкупную цену - с момента заключения настоящего договора, но не позднее 18 месяцев, с момента исполнения обязательства, предусмотренного в п.п.1.1 п.3 настоящего договора (подпункт 3.3. договора). Таким образом, положения постановления мэра г. Ярославля №3439 от 05.12.2008 г. об обеспечении расселения в соответствии с действующим законодательством жилых помещений спорного дома следует понимать лишь как обязанность по некому созданию условий такого расселения в соответствии с изложенными положениями ГрК РФ, ЖК РФ, указанного выше Постановления Правительства РФ. В данном случае, как уже отмечалось, одним из способов исполнения обязанности по созданию подобных условий явилось заключение договора НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с ОРГАНИЗАЦИЕЙ 1 Расселение спорного лома, в смысле указанного постановления мэра, обеспечено заключенным договором, наличием возникшей обязанности ОРГАНИЗАЦИИ 1 по передаче в муниципальную собственность жилищного фонда. Исходя из положений ЖК РФ о том, что договор социального найма на жилое помещение муниципального жилищного фонда может быть заключен гражданином лишь с собственником муниципального жилищного фонда, под исполнением органом местного самоуправления обязанности по предоставлению жилого помещения дома должно понимать лишь финальную стадию многоэтапного процесса, собственно акту подписания договоров социального найма с гражданами, которым в качестве компенсации за изымаемое помещение, занимаемое ранее по договору социального найма, предоставляются, в силу ст. 89 ЖК РФ жилые помещения, равнозначные по общей площади. Изложенная позиция опирается на указанные положения ЖК РФ, ГрК РФ, указанного выше Постановления Правительства, которые позволяют органу местного самоуправления выбрать, каким способом мэрия будет исполнять свои обязанности, предусмотренные Законом. В данном случае - за счет финансовых средств и жилого фонда Инвестора - ОРГАНИЗАЦИИ 1 Непосредственное, материальное расселение указанного дома, а именно - создание, приобретение, передача в муниципальную собственность благоустроенных жилых помещений, а равно и изъятие путем выкупа жилого помещения, находящегося в собственности, предоставление иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену должно осуществляться за счет финансовых средств и жилого фонда лица, признанного победителем аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории, то есть Инвестора - ОРГАНИЗАЦИИ 1 Исходя из изложенного, необходимо отметить, что предоставление расселяемым из спорного дома гражданам жилых помещений должно осуществляться лишь из фонда, который должен быть приращен за счет средств ОРГАНИЗАЦИИ 1 Уменьшение уже существующего муниципального жилого фонда для указанных целей незаконно. Совокупность изложенных фактических обстоятельств дела свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны мэрии г. Ярославля, об активном принятии мер, предусмотренных законодательством РФ, по обеспечению расселения спорного дома. Таким образом, со стороны органа местного самоуправления (мэрии города Ярославля) предприняты все необходимые и обязательные меры для расселения аварийного дома, в котором проживают истцы. Дополнительно мэрия города Ярославля поясняет следующее: в связи с заключением указанного выше договора и возложения обязанности по созданию жилого фонда с последующей передачей в муниципальную собственность, либо передаче в муниципальную собственность соответствующих жилых помещений с последующим предоставлением гражданам, расселяемым из спорного дома на ОРГАНИЗАЦИЮ 1, в бюджете города не заложены денежные средства на расселение граждан, проживающих в АДРЕС. Мэрия города Ярославля по состоянию на сегодняшний день от ОРГАНИЗАЦИИ 1 жилое помещение для переселения истцов не получила, и соответственно не имеет возможности его предоставить, следовательно, в случае удовлетворения исковых требований, подобное решение суда будет неисполнимо. Необходимо отметить, что для расселения жителей спорного дома ОРГАНИЗАЦИЯ 1 начало возведение жилого дома на территории, ограниченной АДРЕС АДРЕС. В связи с неисполнением ОРГАНИЗАЦИЕЙ 1 условий договора о развитии застроенных территорий договора НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ОРГАНИЗАЦИЯ 2 обратился в ОРГАНИЗАЦИЮ 3 с заявлением о признании права собственности на указанный выше объект незавершенного строительства. Определением ОРГАНИЗАЦИИ 3 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА федеральным судьей заявление принято к производству. Таким образом, мэрия г. Ярославля полагает, что предоставление жилых помещений истцам возможно лишь в случае удовлетворения изложенных выше требований ОРГАНИЗАЦИЯ 2, за счет жилого фонда, находящегося в незавершенном объекте строительства, расположенном на территории, ограниченной АДРЕС в АДРЕС, после введения указанного объекта в эксплуатацию. Следовательно, как уже отмечалось ранее, уменьшение уже существующего муниципального жилого фонда для расселения истцов незаконно. Бюллетень Верховного Суда РФ (№ 11 от ноября 2009 г.) содержит следующие положения. «В соответствии с п.п.1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для про­живания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49). В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. В соответствии с п. 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. Порядок оспаривания соответствующих решений установлен главой 25 ГПК РФ. Следовательно, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде. Однако, при рассмотрении заявленных требований следует исходить из того, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, го­сударственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ). Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст.ст. 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности». Из совокупности изложенных правовых норм следует, что определение сроков расселения аварийных домов и, следовательно, предоставления гражданам жилых помещений в порядке ст. 89 ЖК РФ относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления. С учетом позиции Верховного Суда РФ, изложенной выше, срок расселения подобных домов может быть изменен лишь в случае удовлетворения судом заявления граждан об оспаривании соответствующего решения органа местного самоуправления. Подобное заявление не содержится в просительной части искового заявления, на основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований Новиковой А.М., Новиковой М.И. к мэрии города Ярославля об обязании предоставить жилое помещение отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ОРГАНИЗАЦИИ 4ФИО 1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала позицию ответчика – мэрии города Ярославля, просила в исковых требованиях Новиковой А.М., Новиковой М.И. отказать в полном объеме.

Третье лицо ОРГАНИЗАЦИЯ 1 в суд не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом причина неявки суду неизвестна.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования Новиковой А.М., Новиковой М.И. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: согласно п. 38 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу. В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, а также, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Согласно ст.ст.86, 87 ЖК РФ предусмотрена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о сносе такого дома, а также обязанность наймодателя жилого помещения, признанного непригодным для проживания, предоставить выселяемым из него гражданам другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В судебном заседании установлено, что согласно договору социального найма жилого помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ОРГАНИЗАЦИЯ 4 передает Новиковой А.М. и членам ее семьи – Новиковой М.И. в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из ...-х комнат в ...-х комнатной квартире общей площадью ... кв.м., в том числе жилой ... кв.м. по адресу: АДРЕС. Согласно выписке из лицевого счета от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, выписке из домовой книги квартиросъемщика от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, выданных ОРГАНИЗАЦИЕЙ 5 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Красноперекопского района г. Ярославля в АДРЕС постоянно зарегистрированы Новикова А.М., Новикова М.И.. Согласно акту НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА межведомственной комиссии об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания произведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС целью признания его непригодным для проживания. Комиссией установлено, что дом ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА постройки, имеет 72% износа конструктивных элементов. На основании изложенного межведомственная комиссия считает, что жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС согласно п.8 Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодным для постоянного проживания (утв. Пост.Правительства от 04.09.2003 г. № 552) следует отнести к категории аварийного и непригодного для постоянного проживания с отселением жильцов дома до 2010 года (включительно). Согласно заключению о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА межведомственная комиссия приняла решение признать многоквартирный АДРЕС аварийным и подлежащим сносу. Согласно постановлению мэра города Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о развитии застроенной территории, ограниченной АДРЕС постановлено осуществить развитие застроенной территории, ограниченной АДРЕС, площадью ... кв.м., на которой расположены многоквартирные домка, в том числе АДРЕС, являющиеся аварийными и подлежащими сносу. Согласно постановлению мэра города Ярославля от 05.12.2008 г. № 3439 о расселении и сносе жилых домов постановлено обеспечить в срок до 2010 года расселение в соответствии с действующим законодательством жилых помещений в домах, в том числе в АДРЕС, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.

Таким образом, суд считает, что установление каких-либо сроков обеспечения граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу, противоречит п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которым предусмотрено предоставление жилых помещений гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, вне очереди. Указанная обязанность по обеспечению истцов жилым помещением на основании ст. 85-87 ЖК РФ должна быть возложена на мэрию г. Ярославля как на орган, принявший решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу дома. Требования, которым должно отвечать предоставляемое по договору социального найма на основании ст. 86 и 87 ЖК РФ жилое помещение, предусмотрены ст. 89 ЖК РФ, согласно которой оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали ... комнаты в ... квартире, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в отдельной квартире.

Таким образом, установлено, что в настоящее время истцы проживают в жилом помещении, состоящим из ...-х комнат в ...х комнатной квартире общей площадью ... кв.м., в связи с чем, исходя из компенсационного характера ст. 89 ЖК РФ, им должна быть предоставлена квартира, состоящая не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее ... кв.м.

На основании ст. 204 ГПК РФ при установлении срока для исполнения решения суда, суд учитывает конкретные обстоятельства, установленные по данному делу, а также необходимость отселения истцов из аварийного дома в благоустроенное жилое помещение и считает, что ответчик обязан исполнить решение в тридцатидневный срок со дня вступления в силу судебного решения.

Таким образом, суд считает, что имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно договору НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на оказание юридических услуг от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, квитанции НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, выданных ОРГАНИЗАЦИЕЙ 6 Новикова А.М. уплатила за оказание юридических услуг ... руб. Согласно справке от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, выданной нотариусом Новикова А.М. уплатила за удостоверение доверенности на представительство в суде ... руб.

Таким образом, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца Новиковой А.М. ... руб. – расходы на оплату услуг представителя, ... руб. – расходы на удостоверение доверенности.

Также подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в размере ... руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать мэрию города Ярославля предоставить Новиковой А.М., Новиковой М.И. взамен ранее занимаемого по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: АДРЕС, благоустроенное жилое помещение в черте города Ярославля, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее ... кв.м., в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу с расторжением договора социального найма НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС, заключенного между ОРГАНИЗАЦИЕЙ 4 и Новиковой А.М.

Взыскать с мэрии города Ярославля в пользу Новиковой А.М. ... рублей, из них:

- ... руб. – расходы на оплату услуг представителя;

- ... руб. – расходы на удостоверение доверенности;

- ... руб. – уплаченную государственную пошлину.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца.

Судья Н.С. Донцова