решение о признании недействительным решения управления об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии - вступило в законную силу 15.05.2012 года



Дело № 2-181/2012 Мотивированное решение составлено 19 марта 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 марта 2012 года город Ярославль

Красноперекопский районный суд города Ярославля

в составе судьи Красноперовой И.Г.

при секретаре Разживиной А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тункиной И.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) о признании недействительным решения управления об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, о включении в специальный стаж периода работы, о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,

У с т а н о в и л:

Тункина И.П., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, после окончания в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. медицинского училища по специальности НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по настоящее время работает НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО (неаттестованная должность) в структурном подразделении УМВД (ранее УВД), осуществляющим в пределах компетенции органов внутренних дел функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Ярославской области: именуемом ранее приемник-распределитель для несовершеннолетних УВД Яроблисполкома (Ярославской области), именуемом в настоящее время Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Ярославской области.

Решением НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА УПФР (ГУ) в г. Ярославле (межрайонное) Тункиной И.П., обратившейся в УПФР с заявлением от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа работы на основании пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ».

В протоколе комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и в решении управления НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА указано, что на момент обращения специальный стаж Тункиной И.П., учитываемый для назначения досрочной пенсии, составляет ... месяцев ... дней периодов работы в ОРГАНИЗАЦИЯ 1, при требуемом специальном стаже 30 лет.

Пенсионный орган не включил в специальный стаж Тункиной И.П. период работы в структурных подразделениях УВД Ярославской области в приемнике-распределителе для несовершеннолетних и в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, т.к. данные структурные подразделения не поименованы в нормативных документах, регламентирующих право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001г., со ссылкой на п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г.

Тункина И.П. обратилась в суд с требованиями к УПФР (ГУ) в г.Ярославле (межрайонное), с учетом уточнения в период разбирательства дела, о признании недействительным решения управления об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, о включении в специальный стаж периода работы, о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, с момента обращения за пенсией, т.е. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, указывая на несогласие с решением комиссии, считает его не соответствующим пенсионному законодательству. Указывает на должностные обязанности НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО, которые она осуществляла и осуществляет в отдельном медицинском кабинете, оснащенном необходимым медицинским оборудованием. В период работы в Центре истица неоднократно проходила курсы повышения квалификации. В Списках от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН указана должность НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО, по которой истица работала все это время, и относится она к среднему медицинскому персоналу. Также в этом Списке указано и учреждение: медико-санитарная часть. С деятельностью медико-социальной части УМВД России по ЯО работа истицы была непрерывно связана, так как истица постоянно отчитывалась о своей работе в медотдел МСЧ УМВД, инспектора медотдела регулярно проводили проверку ее работы. Кроме того, именно аттестационная комиссия при медицинском отделе МСЧ УМВД по ЯО проверяла квалификацию истицы и присваивала ей квалификационные категории.

В судебном заседании Тункина И.П. и ее представитель по устному ходатайству Транова Л.В. поддержали уточненные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель УПФР (ГУ) в г.Ярославле (межрайонное) по доверенности Головачева О.П. требования не признала по основаниям письменного отзыва на иск, в котором указано, что Списки от 29.10.2002г., от 22.09.1999г., от 06.09.1991г. содержат исчерпывающие перечни должностей и учреждений, не подлежащих расширительному толкованию, а равно установлению тождеств наименований должностей и учреждений органами пенсионного обеспечения. В соответствии с действующим законодательством для включения в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лечебной деятельности, должно обязательно соблюдаться условие осуществления работы в соответствующих Списку должностях и учреждениях. Пенсионный орган считает обоснованным отказ управления включить в специальный стаж периода работы истицы в должности НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО УМВД России по Ярославской области. Просит отказать в удовлетворении иска.

Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц: УМВД России по Ярославской области по доверенности Пшонкина Н.Ю. и ФКУЗ «МСЧ МВД Росси по Ярославской области» по доверенности Бутикова Е.И. - в судебном заседании аналогично друг другу считали обоснованным отказ пенсионного органа в назначении досрочной пенсии по доводам своих письменных отзывов на иск, в которых указано, что УМВД к учреждениям системы здравоохранения не относятся, его структурное подразделение - Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей – не входит в перечень учреждений, предусмотренных Списком от 29.10.2002г. № 781. Несмотря на то, что должность НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО, в которой работает истица, предусмотрена Списком, истица не имеет право на досрочное назначение пенсии, так как законодатель связывает возникновение данного права не только с определенным видом деятельности, но и с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а именно в учреждениях здравоохранения.

Выслушав истца и ее представителя, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что требования о признании недействительным решения управления об отказе в назначении досрочной пенсии, о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с даты обращения за пенсией, т.е. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, в целом не подлежат удовлетворению, но в специальный стаж истицы подлежит включению период ее работы НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО в приемнике-распределителе для несовершеннолетних УВД Яроблисполкома с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в календарном исчислении 1 к 1 (то есть ... лет ... месяцев ... дней), по следующим основаниям.

Согласно пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсия по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004г. при исчислении стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002г. могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли полностью общий и специальный трудовой стаж, а с учетом позиции Конституционного Суда РФ, высказанной неоднократно (например, в Определении от 20.11.2008г. № 868-О-О), эти правила могут применяться за некоторым исключением, в том числе в отношении изменившегося еще с 01 октября 1993 года правового регулирования назначения пенсий работникам, осуществлявшим лечебную деятельность, работавшим не в учреждениях здравоохранения.

Не имеется оснований для включения в специальный стаж период работы истицы НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО в неявляющимся учреждением здравоохранения структурном подразделении УВД ЯО, УМВД России по Ярославской области после ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, то есть со ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым были предусмотрены должность НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО и наименование детского учреждения «детский приемник-распределитель» (л.д.37-38).

Данное Постановление утратило силу с 01 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологический учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991г., действовавший с 06.09.1991г. до 01.11.1999г., а также в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999г., действовавший и применявшийся до 29.10.2002г., детские приемники-распределители, которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в Перечень учреждений здравоохранения, утвержденные постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., детские приемники-распределители, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при УВД (при УМВД) также включены не были.

Имеющиеся в Списках № 781 от 29.10.2002г. учреждения социального обслуживания – социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних – не являются центрами временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при УМВД, что подтвердила в суде и истица, пояснив о наличии на территории области указанного учреждения социального обслуживания отдельно, в котором истица не работает и не работала.

Таким образом, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего в течение многих лет (в данном случае в течение более 15 лет) на время выполнения указанной работы. После изменения закона с 1 октября 1993г. работники, осуществлявшие лечебную деятельность не в учреждениях здравоохранения, имели право выбора на продолжение деятельности в таком учреждении без соответствующего права на досрочное назначение трудовой пенсии, либо непродолжение такой деятельности.

Представитель ответчика – пенсионного органа при несогласии с включением в стаж истицы рассматриваемого периода работы ссылается на разъяснение в Постановлении Министерства труда и социального развития РФ № 70 от 17.10.2003г. «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» о том, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17.12.2001г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Однако суд учитывает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также ряде его определений, ст. 6 ч.2,, ст. 15 ч.4, ст. 17 ч.1, ст. 18, ст.19 и ст. 55 ч.1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего истица, отработав период до изменения закона (т.е. до 1.10.1993г.) не могла в это время предвидеть в дальнейшем исключение из медицинского стажа этого периода работы в указанной должности.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично, период трудовой деятельности с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

При таких обстоятельствах в совокупности период работы Тункиной И.П. в должности НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО после ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Период работы истицы с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА подлежит включению в специальный стаж, поскольку судом учитывается конституционная гарантия правовой определенности государства в пенсионом обеспечении граждан: работая до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в указанной должности и в указанном Центре, истица, (в отличие от продолжения ею работы в том же учреждении УВД после изменения законодательства в 1993 году) объективно не имела возможности определить дальнейшее изменение законодательства и утрату силы с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ранее действовавшего Положения 1959г.

Поскольку специальный стаж истицы, при включении в стаж вышеуказанного периода ... лет ... месяцев ... дней + ... месяцев ... дней учтенных решением управления ПФР, тем не менее не достигает требуемых законом 30 лет по состоянию на дату обращения истицы с заявлением ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, то не имеется оснований для признания недействительным решения УПФР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Требования Тункиной И.П. о назначении досрочной трудовой пенсии с даты обращения за пенсией удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного в совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198, 12, 56, 57 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Тункиной И.П. удовлетворить частично:

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) включить в специальный стаж Тункиной И.П. в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период ее работы НАИМЕНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЕЗЛИЧЕНО в приемнике-распределителе для несовершеннолетних УВД Яроблисполкома с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в календарном исчислении.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья И.Г.Красноперова