Дело № 2-794/2012 Мотивированное решение составлено 19 июня 2012 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 июня 2012 года город Ярославль Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе судьи Красноперовой И.Г. При секретаре Разживиной А.П. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц к департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля об обязании приведения состояния дороги в соответствии с требованиями ГОСТа, У с т а н о в и л: Заместитель прокурора города Ярославля в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц в апреле 2012г. обратился в суд с иском к департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля об обязании приведения состояния дороги в соответствии с требованиями ГОСТа. В обоснование требований указано на то, что в соответствии с ч. 1, 2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим, нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющим содержание автомобильных дорог. Согласно ст. 17 ФЗ от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. Согласно п. 3.1. ГОСТа 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории г.Ярославля. В ходе проверки транспортного эксплуатационного состояния проезжей части АДРЕС, проведенной прокуратурой г.Ярославля ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с привлечением специалистов УГИБДД УМВД России по Ярославской области, специалистов ДГХ мэрии г.Ярославля, установлено, что в нарушение п. 3.1 указанного ГОСТа 50597-93 на проезжей части дороги по АДРЕС имеются просадки и выбоины, превышающие предельно допустимые размеры, отсутствует дорожная разметка. Так, согласно акту контрольной проверки участка автомобильной дороги установлено наличие выбоин с превышением предельно-допустимых параметров на участке АДРЕС; наличие выбоин проезжей части АДРЕС; наличие трещин проезжей части улицы на участке АДРЕС; отсутствует горизонтальная дорожная разметка на участке АДРЕС. В соответствии со ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 13 вышеуказанного ФЗ от 08.11.2007г. №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте городского хозяйства мэрии г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г.Ярославля НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля является структурным подразделением мэрии г. Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии г.Ярославля по решению вопросов местного значения, в том числе, в сфере дорожной деятельности. Согласно п.2.2. Положения основными задачами департамента являются осуществление дорожной деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля, утвержденным Постановлением мэра г.Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС отнесена к дорогам местного значения городского округа г. Ярославль. Истец указал, что таким образом, ДГХ мэрии г. Ярославля ненадлежащим образом исполняет возложенную законом обязанность по содержанию автомобильных дорог. Неудовлетворительное состояние проезжей части АДРЕС создает препятствия для нормальной работы транспорта, нарушает права граждан на безопасное передвижение по улицам города, создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровья неопределенного круга граждан, повреждения их имущества. Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. В силу п.1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ просит обязать ДГХ мэрии города Ярославля в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда привести проезжую часть АДРЕС, в этом же направлении движения, в соответствии с требованиями ГОСТа 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Представитель истца Иромашвили А.С. в судебном заседании требования поддержала по основаниям заявления. Представитель ответчика ДГХ г. Ярославля по доверенности Виноградова В.С. иск не признала в полном объеме. Пояснила, что ремонт указанной дороги местного значения должен выполняться по муниципальному заказу через «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля. Также считает, что невозможно выполнить все требования иска, поскольку состояние качества дороги изменяется от проверки к проверке, появляются новые просадки и выбоины. Кроме того, на дороге имеются люки, которые имеют своих владельцев. При этом возможно ли с ними взаимодействовать в рамках хозяйственной деятельности при осуществлении ремонта дороги и при поддержании дороги в надлежащем состоянии – представитель ответчика затруднилась пояснить. Третье лицо УГИБДД УМВД России по ЯО извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. В предыдущем судебном заседании представитель по доверенности Телицын Д.А. исковые требования зам. прокурора поддержал в полном объеме, считал требования законными и обоснованными. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников судебного заседания, дело рассмотрено при имеющейся явке участников. Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав все письменные материалы дела, в том числе фотоматериалы, акт контрольной проверки рассматриваемого по делу участка автомобильной дороги от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с участием представителя истца, представителей ответчика, представителя третьего лица; исследовав иные письменные доказательства, оценив все представленные по делу доказательства в их достаточной совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются законными, обоснованными достаточно, подлежат удовлетворению. Согласно п. 3.1. ГОСТа 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории г. Ярославля. В ходе проверки транспортного эксплуатационного состояния проезжей части АДРЕС, проведенной прокуратурой г.Ярославля ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с привлечением специалистов УГИБДД УМВД России по Ярославской области, специалистов ДГХ мэрии города Ярославля установлено, что в нарушение п. 3.1 ГОСТа 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на проезжей части дороги по АДРЕС имеются просадки и выбоины, превышающие предельно допустимые размеры, отсутствует дорожная разметка. Согласно акту от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА контрольной проверки участка автомобильной дороги установлено наличие выбоин с превышением предельно-допустимых параметров на участке АДРЕС; наличие выбоин проезжей части АДРЕС; наличие трещин проезжей части улицы на участке АДРЕС; отсутствует горизонтальная дорожная разметка на участке АДРЕС. В ходе судебного разбирательства по делу ответчиком представлено письмо ОРГАНИЗАЦИЯ 1 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, которым ОРГАНИЗАЦИЯ 1 сообщает заместителю директора ДГХ о том, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ОРГАНИЗАЦИЯ 2 в рамках муниципального контракта НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА выполнены работы по устранению дефектов в дорожном покрытии по АДРЕС на площади ... кв.м. Прокуратурой города ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА вновь была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории города Ярославля. Согласно акту от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА контрольной проверки участка автомобильной дороги установлено отсутствие на всем протяжении горизонтальной дорожной разметки; наличие отдельных выбоин в проезжей части автодороги с размерами, превышающими предельно допустимые по п. 3.1.2 ГОСТ Р50597-93; наличие ямочности проезжей части автодороги; наличие раскрытых необработанных трещин на проезжей части на подходах к железнодорожному переезду. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим, нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. В суде подтверждены доводы иска о том, что в соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, департамент городского хозяйства мэрии г.Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения, в том числе, в сфере дорожной деятельности. Согласно п.2.2. Положения основными задачами департамента являются осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля, утвержденным Постановлением мэра г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС отнесена к дорогам местного значения городского округа г. Ярославль. ДГХ мэрии г. Ярославля является надлежащим ответчиком по делу. Довод ответчика об ответственности ОРГАНИЗАЦИЯ 1 не имеет значения по делу, поскольку согласно пункту 2 Постановления мэрии г.Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О создании ОРГАНИЗАЦИЯ 1 это ОРГАНИЗАЦИЯ 1 находится в функциональном подчинении департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля, а согласно пункту 11-1 раздела 3 Положения о ДГХ к основным функциям департамента относится осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Довод ответчика о владении люками на рассматриваемой автодороге у иных лиц также не может быть принят во внимание, так как наличие люков не устраняет ответственности департамента за качественное состояние автодороги местного значения и не исключает возможности ответчику взаимодействовать в установленном порядке с владельцами люков при обеспечении сохранности автодороги. Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Требования истца обоснованны, должны быть удовлетворены. Доказательств для иного вывода по делу не представлено. Обязанность ответчика, которую суд возлагает на ответчика по требованию истца, возникла у ответчика в силу названных в настоящем решении суда правовых норм. Установление решением суда срока для исполнения ответчиком действий по исполнению решения суда соответствует положениям части 2 ст.206 ГПК РФ. Заявленный истцом срок является разумным. Иное из дела не следует. На основании изложенного в совокупности, руководствуясь ст. ст. 194-198, 12, 56, 57 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Исковые требования заместителя прокурора города Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить: Обязать департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда привести проезжую часть АДРЕС, в этом же направлении движения, в соответствии с требованиями ГОСТа 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Судья И.Г. Красноперова