решение об обязании привести в надлежащее состояние автомобильную дорогу вступило в законную силу 25.09.2012



Дело № 2-1175/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2012 года город Ярославль

Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе

судьи Донцовой Н.С.

при секретаре Кочетковой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноперекопского района города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля об обязании привести в надлежащее состояние автомобильную дорогу,

у с т а н о в и л:

Прокурор Красноперекопского района города Ярославля в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля об обязании привести в надлежащее состояние автомобильную дорогу по АДРЕС.

В судебном заседании прокурор Поликарпова О.А. исковые требования поддержала и пояснила, что прокуратурой Красноперекопского района г. Ярославля проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе проверки установлено следующее: в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Часть 1 ст. 24 Закона закрепляет, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам гарантируются государством. В силу ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ от 06.11.2003 года, к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 13 ФЗ РФ от 08.11.2007 года 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно Положения о департаменте городского хозяйства, утвержденного муниципалитетом города Ярославля, ДХГ мэрии г. Ярославля осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. На территории Российской Федерации в целях установления эксплуатационного состояния и обеспечения мер по надлежащему содержанию дорог действует Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее ГОСТ Р 50597-93), требования которого не соблюдаются. В силу п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Согласно Приложению 2 к Правилам дорожного движения, горизонтальная дорожная разметка 1.5- разделяет транспортные потоки противоположенных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границ полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении. В силу п. 6.2.2 ГОС Р 52289-2004 Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения. Так, в ходе обследования ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА установлено, что по АДРЕС - от АДРЕС до АДРЕС отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.5 Приложения Г ГОСТ Р52289-2004 «Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»,утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 года №120-ст. Вблизи АДРЕС имеется выбоина размерами превышающими предельно допустимые по п.3.1.2 ГОСТ Р50597-93: по длине 130 см. (более 15см.), ширине 130 см. (более 60см.), глубине 10 см. (более 5 см.), наличие ямочности проезжей части автодороги и раскрытых необработанных трещин на проезжей части вблизи АДРЕС АДРЕС на протяжении от АДРЕС до АДРЕС наличие неровностей и ямочности проезжей части. Кроме того, ширина улицы от АДРЕС до АДРЕС составляет 3, 3 метра, что зе соответствует требованиям таблицы 8 СП 42. 13330.2011. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между заказчиком МКУ «Агентство по муниципальному зисазу ЖКХ» г. Ярославля и ООО «ЯрАБЗ», выступающем подрядчиком заключен муниципальный контракт НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, согласно которому подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по текущему содержанию улично- дорожной сети г. Ярославля. Местом выполнения работ является г. Ярославль в соответствии с Титульными списками, в том числе АДРЕС. В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Ненадлежащее состояние дорожного покрытия по АДРЕС ущемляет права граждан на безопасность дорожного движения, может повлечь за собой причинение вреда имуществу угрозу жизни и здоровья владельцев транспортных средств пассажиров и пешеходов. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляет путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре., просит:

-обязать Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда привести АДРЕС в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

-нанести горизонтальную дорожную разметку 1.5 Приложения Г ГОСТ Р5 2289-2004 «Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 года №120-ст.по АДРЕС.

Представитель ответчика ДГХ г. Ярославля по доверенности Товстая И.А. иск не признала в полном объеме и пояснила, что деятельность департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля, как структурного подразделения городского самоуправления, регламентирована Федеральным Законом РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Положением о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля, утвержденном решением муниципалитета города Ярославля от 06.07.2007г. № 492. Согласно требований Федерального Закона, к вопросам местного самоуправления относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Одной из основных задач департамента является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, но при этом функции департамента определены разделом 3 утвержденного Положения. Кроме того в соответствии с положениями Федерального Закона РФ от 06.10.2003г.№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 41 органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц, осуществляют управленческие функции по вопросам входящим в их компетенцию. Таким образом, если анализировать нормы вышеприведенных нормативных правовых актов, в области осуществления дорожной деятельности департамент исполняет лишь управленческие и организационно-распорядительные функции. Осуществление хозяйственно-финансовой деятельности в данном случае является обязанностью хозяйствующих субъектов и не может быть сферой деятельности органов городского самоуправления. В городе создано муниципальное казенное учреждение «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ», на которое и возложены обязанности выполнять функции муниципального заказчика, и решать вопросы по организации и выполнению работ по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования. Таким образом, в городе существуют хозяйствующие субъекты, на которые возложены обязанности по обеспечению решения вопросов, связанных с осуществлением дорожной деятельности. Так во втором полугодии 2012 г. муниципальный контракт был заключен с ОРГАНИЗАЦИЕЙ 1 Согласно условиям контракта подрядчик берет на себя обязанность по текущему содержанию улично-дорожной сети города Ярославля в соответствии с Титульными списками. Что касается дорожной разметки, то она выполняется в рамках МК 152-ОАФ-12. Срок выполнения работ -до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Акт, который положен в основание исковых требований, составлен ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, а в исковых требованиях истец указывает дату обследования как ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Акт составлен по форме, установленной для комплексных проверок. Комплексная проверка проводится комиссией, назначаемой соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по инициативе и на основании предложений управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, округов и районов в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах в соответствии с их компетенцией (Приказ МВД РФ от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации"). При проведении контрольных проверок проверяется выполнение мероприятий, предусмотренных комплексными и специальными проверками, выполнение ранее выданных предписаний, текущее эксплуатационное состояние дорог и улиц, дорожных сооружений, иных объектов и железнодорожных переездов, а также соблюдение требований технических норм при их строительстве, реконструкции или ремонте. Никаких предписаний в адрес департамента не представлялось. Кроме этого, в акте от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА только в пункте 2 указаны действительные нарушения ГОСТа с указанием фактических размеров выбоин, в остальных случаях просто указывается на наличие выбоин и ямочности, что в соответствии с нормативными документами является одним и тем же. По пунктам 3 и 5, а также у АДРЕС указываются общие фразы, что есть неровности, а какие конкретно не установлено. Так как, проверка проведена без присутствия представителей департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля и представителей подрядной организации приведенный акт, составленный с нарушениями не может являться достаточным доказательством в неисполнении ответчиком своих обязанностей., считает, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, просит суд в иске отказать. Также пояснила то, что в настоящее время имеется муниципальный контракт на ремонт дорожного покрытия всего АДРЕС.

Представитель третьего лица УГИБДД УМВД России по ЯО по доверенности Костылев М.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, считает требования законными и обоснованными.

Третьи лица ОРГАНИЗАЦИЯ 1 МУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г.Ярославля, мэрия г.Ярославля в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования прокурора Красноперекопского района г.Ярославля подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям :

согласно п. 3.1. ГОСТа 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью; предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Согласно распоряжению заместителя мэра-директора ДГХ мэрии г.Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О проведении комплексной проверки автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля в 2012 году» в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА провести комплексную проверку автомобильных дорог общего пользования местного значения г.Ярославля и организовать комиссию.

Согласно акту от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА контрольной проверки участка автомобильной дороги с АДРЕС по АДРЕС установлено отсутствие на всем протяжении горизонтальной дорожной разметки; наличие отдельных выбоин в проезжей части автодороги с размерами, превышающими предельно допустимые по п. 3.1.2 ГОСТ Р50597-93 по длине 130 см(более 15 см), ширине 130 см(более 60 см), глубине 10 см (более 5 см); наличие ямочности проезжей части автодороги; наличие раскрытых необработанных трещин на проезжей части; ширина улицы составляет 3,3 метра, что не соответствует требованиям СП 42.13330.2011, утвержденными приказом Минрегионразвития РФ от 28.12.2010 г. № 820; неровность и ямочность проезжей части улицы.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим, нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

В судебном заседании подтверждены доводы иска о том, что в соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля №492 от 06.07.2007г., департамент городского хозяйства мэрии г.Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения, в том числе, в сфере дорожной деятельности. Согласно п.2.2. Положения основными задачами департамента являются осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля, утвержденным Постановлением мэра г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС отнесены к дорогам местного значения городского округа г. Ярославль.

ДГХ мэрии г. Ярославля является надлежащим ответчиком по делу. Довод ответчика об ответственности МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля не имеет значения по делу, поскольку согласно пункту 2 Постановления мэрии г.Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О создании муниципального учреждения «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г.Ярославля это Агентство находится в функциональном подчинении департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля, а согласно пункту 11-1 раздела 3 Положения о ДГХ к основным функциям департамента относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, требования истца обоснованны, должны быть удовлетворены. Доказательств для иного вывода по делу не представлено. Обязанность ответчика, которую суд возлагает на ответчика по требованию истца, возникла у ответчика в силу названных в настоящем решении суда правовых норм.

Установление решением суда срока для исполнения ответчиком действий по исполнению решения суда соответствует положениям части 2 ст.206 ГПК РФ. Заявленный истцом срок является разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить: департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда

–привести проезжую часть до АДРЕС по АДРЕС в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;

- нанести горизонтальную дорожную разметку в соответствие с 1.5 Приложения Г ГОСТ Р5 2289-2004 «Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 года №120-ст до АДРЕС по АДРЕС.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд г. Ярославля в течение 1 месяца.

Судья Н.С.Донцова