Дело № 2-308/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 г. г. Ярославль
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:
судьи Донцовой Н.С.
при секретаре Кочетковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Четвертного В.В. Управлению Пенсионным фондом РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (Межрайонное) о перерасчете ежемесячной денежной выплаты,
у с т а н о в и л :
Четвертной В.В. обратился в суд с иском к УПФР г. Ярославля о перерасчете ежемесячной денежной выплаты, в судебном заседании пояснил то, что он является отцом погибшего военнослужащего ФИО, 1975 года рождения, погибшего ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА при исполнении обязанностей военной службы в Чеченской республике. 24 апреля 1995 года ему было выдано бессрочное удостоверение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, дающее право на льготы и преимущества, установленные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» для родителей и жен погибших военнослужащих, действующего на всей территории Российской Федерации и с этого момента пользовался именно этими льготами, наравне с участниками Великой Отечественной Войны. С 01 января 2005 года Отделением Пенсионного Фонда Фрунзенского района Четвертному В.В. назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ ) по категории «Член семьи погибшего военнослужащего», без учета того статуса, что приравнивает его по льготам к участникам ВОВ и которая дает ему право получать её по максимуму. Однако, Пенсионный Фонд счел необходимым и достаточным назначить ему иной размер ЕДВ, проигнорировав при этом основополагающие принципы Закона № 122 «О ветеранах», и исказив суть его юридического статуса, переведя его. из «родителя» в «члены семьи», (п.7 ст. 23.1), что и позволило ответчику установить размер ЕДВ по своему усмотрению. 26 ноября 2010 года он обратился в Государственное Учреждение Пенсионного Фонда по Ярославской области с просьбой сделать перерасчет его ЕДВ в соответствии со статусом участника ВОВ и окончательно установить его величину, по максимуму, согласно Закона, и получил отказ, который считает необоснованным по следующим обстоятельствам: в соответствии со статьей 7 Закона СССР от 01 августа 1989 года за № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» и в соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года за № 5-ФЗ и подтверждающего права и льготы граждан, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации - не могут быть отменены без равноценной замены одним волевым решением. С 01 января 2005 года вступил в силу Федеральный Закон № 122 от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу некоторых законодательных актов, введенных в предыдущие годы, в связи с принятием новых законов». Федеральный Закон № 122 от 22.08.2004г, как определено в его преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и решения задач обеспечения конституционных принципов повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и проведения социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями. С принятием ФЗ № 122 система мер социальной защиты ветеранов и участников ВОВ была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ), согласно которой субъекты Российской Федерации и Муниципальные образования должны:
-при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
-реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;
-предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;
-не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.
Распространив льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих и родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, Закон СССР от 01.08.1989 г. за№ 313-1 признал тем самым, их правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, который впоследствии и в связи с принятием Федерального Закона «О ветеранах» не пересматривался и не подвергался сомнению компетентными органами, что, в частности, основывалось на предписаниях п.3 статьи 11 Закона СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 и согласно которому права и льготы, а также иные меры социальной защиты ветеранов и членов пострадавших семей, ранее установленные законодательством СССР и Российской Федерации, должны быть сопоставимы в объеме с предоставлявшимися ранее льготами в натуральной форме.
Он –истец, считает, что с 01 января 2005 года его право на получение ежемесячной денежной выплаты, как отца погибшего военнослужащего, установленное для участников ВОВ, нарушено. С 01 января 2005 года ему была установлена ежемесячная денежная выплата в размере .... рублей вместо .... рублей, как приравненному к участнику ВОВ. Таким образом, его социальное положение значительно ухудшено, что является прямым нарушением положений Конституции Российской Федерации, статьи 55, где в п.2 указано: «не должны издаваться законы отменяющие или умаляющие права и свободы граждан»,. ответчик не принял во внимание:
- доводы, изложенные в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2006 г. № 331-О-П «По жалобе гражданки ФИО1.», указавшей на нарушение её конституционных прав, по аналогичному иску;
- статью 23.1 (введена Федеральным Законом № 122 от 22.08.2004) Федерального Закона «О ветеранах»;
-пункт 19 статьи 44, и пункт 5 статьи 154 Федерального Закона № 122 от 22.08.2004 г.;
- не отследил внесенных изменений в законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу некоторых из них в связи с принятием новых законов.
Статья 23.1 Федерального Закона «О ветеранах» № 122 от 22.08.2004 г. гласит: ежемесячные денежные выплаты представляют собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки льготников и по своей правовой природе направлены на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и социальных гарантий, а также на обеспечение их юридического статуса, подтверждаемого Определением Конституционного суда РФ от 27.12.2005 г. № 502-О, а статья 154 пункт 5
определяет размер этих выплат:
-для инвалидов ВОВ - .... рублей;
-для участников ВОВ - .... рублей;
-для ветеранов боевых действий - .... рублей.
Из этого следует, что он Четвертной В.В., как отец погибшего при исполнении воинских обязанностей военнослужащего, причисленный Законом № 313-1 от 01.08.1989 г. к категории участников ВОВ и получавший льготы до 01 января 2005 года именно по этой категории, имеет право на ЕДВ в размере .... рублей. Это право подтверждается и Определением Конституционного Суда в ответе на жалобу гр. ФИО1, который, руководствуясь ст.6 пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», определил: взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального Закона «О ветеранах» и п. 19 статьи 44 Федерального Закона № 122 не допускают, в рамках длящихся правоотношений установленных родителям, женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01 января 2005 года, в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и реализовано право пользования льготами предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2, пункта 4, статьи 23.1 Федерального Закона «О ветеранах», участникам ВОВ. В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2004 года № 78-0 «Юридическим последствием решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционными акта или его отдельных положений либо акта или его отдельных положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время». Это означает, что с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом. Таким образом, общим порядком, вытекающим из частей первой и третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", является утрата силы «акта» используемого ответчиком при истолковании ст. 23.1 и п. 19 статьи 44 ФЗ от 22.08.2004 г. и признанного неконституционным. Просит суд признать его право на получение ЕДВ, как участника ВОВ, с 01 января 2005 года, с даты вступления в силу Федерального Закона РФ № 122 от 22.08.2004 г. и Определения Конституционного Суда РФ от 05.02.2004г. № 78-0; обязать ответчика сделать соответствующий перерасчет ЕДВ и осуществить соответствующие выплаты.
Представители ответчика УПФ РФ г. Ярославля – по доверенности Попкова Н.А. и Шаблова Ю.С. в судебном заседании исковые требования не признали и пояснили то, что Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации. ..» предусматривает установление ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) взамен ранее предоставляемых гражданам отдельных льгот при сохранении права на возможность получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», начиная с 1 января 2005 года, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а так же членам семей погибших военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) была установлена ежемесячная денежная выплата. Ежемесячная денежная выплата, как мера социальной поддержки, включает в себя твердую денежную сумму, установленную Законом для определенных категорий граждан, и набор социальных услуг. Четвертной В.В. с 01.01.2005 года на основании п.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» является получателем ежемесячной денежной выплаты по категории «Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий». Размер ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005 - 150 руб. 00 коп., с 01.04.2010 - 1019 руб.70 коп. (с учетом стоимости набора социальных услуг - 705 руб. 10 коп.). Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 04.04.2007 № 331-О-П не допускается установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны. Исходя из норм законодательства, к кругу лиц, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР от 01.08.1989 № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16января 1995 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»). Право на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, граждане указанной категории реализовывали па основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 № 209 и утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18.10.1989 № 345, либо справки о праве на льготы, заменяющей названное удостоверение. Родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, смерть которых наступила до 16 января 1995 года, начиная с 01 февраля 2008 года выносились решения об установлении с 04.04.2007 года ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны. Ежемесячная денежная выплата по категории «Родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте», в соответствии с Определением Конституционного суда от 04.04.2007, не может быть установлена Четвертному В.В., поскольку гибель военнослужащего наступила после 16 января 1995 года, т.е. после даты вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Правовые основания для назначения Четвертному В.В. ежемесячной денежной выплаты, как участнику ВОВ, отсутствуют. Просят суд отказать Четвертному В.В. в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии со ст.7 Закона СССР 1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих были распространены на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», начиная с 1 января 2005 года, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а так же членам семей погибших военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) была установлена ежемесячная денежная выплата. Ежемесячная денежная выплата, как мера социальной поддержки, включает в себя твердую денежную сумму, установленную Законом для определенных категорий граждан, и набор социальных услуг. Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации. ..» предусматривает установление ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) взамен ранее предоставляемых гражданам отдельных льгот при сохранении права на возможность получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Таким образом, Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», начиная с 1 января 2005 года определены ежемесячные денежные выплаты и определены категории граждан, которым они ежемесячно выплачиваются. ,при этом статус «участника Великой Отечественной войны» и статус «родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, при исполнении иных обязанностей военной службы» стали различны, что отразилось на размере ежемесячных денежных выплат.
04 03 1995г погиб сын истца, 24 апреля 1995 года истцу было выдано бессрочное удостоверение за НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН дающее право на льготы и преимущества, которое в последующем было утрачено.,взамен 10.11.2000г было получено удостоверения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Согласно данного удостоверения Четвертной В.В. имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших. Данные факты сторонами не оспариваются.
Таким образом, юридическим фактом, который повлек для Четвертного В.В. возникновение права на получение государственных мер социальной защиты как члену семьи –родителю военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, является дата гибели сына – 04.03.1995г. Поскольку гибель сына истца и обращение за получением удостоверения произошла после вступления в законную силу Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», то правовых оснований для назначения ЕДВ как участнику ВОВ у суда не имеется, поскольку ст.7 Закона СССР 1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на возникшие правоотношения не распространяется.
Не подлежит в данной ситуации применению и определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2007.поскольку согласно данного определения по жалобе гражданки ФИО1, удостоверение Уваровой В.Н., согласно которого она имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших, выдано в 1990 году, то есть до принятия Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и данные правоотношения регулируются ст.7 Закона СССР 1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения»,поскольку гибель военнослужащего наступила до 01 01 1995г, к моменту принятия ФЗ « О ветеранах» она реализовала свое право на получение льготы, которая не может быть в последующем предоставляться в меньшем размере.
Таким образом, право истца на получение льгот на основании ст. 21 ФЗ «О ветеранах» не оспаривается. Однако указанным Федеральным законом не предусматривается возможность наделения членов семей погибших военнослужащих теми же льготами, что и участников Великой Отечественной войны.
На основании изложенного, руководствуясь ст 191-197 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования Четвертного В.В. к Управлению Пенсионным фондом РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (Межрайонное) о назначении ежемесячной денежной выплаты, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через районный суд в течение 10 дней.
Судья Н.С. Донцова