Решение по иску Дородного С.М. к Собранию депутатов Краснокутского муниципального района о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка и компенсации морального вреда



Дело № 2-285/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.05.2011 года                                                                                           г. Красный Кут

Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Симикиной Т.М.,

при секретаре Алпатовой В.И.,

с участием прокурора Пегасова К.В.,

а также с участием представителя истца Савиной Л.В.,

представителя ответчика Зверевой И.Ф.,

представителя соответчика Синицына А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Дородного С.М. к Собранию депутатов Краснокутского муниципального района Саратовской области в лице работодателя - главы Краснокутского муниципального района, Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области о восстановлении на работе взыскании среднего заработка за дни вынужденного прогула и компенсации морального вреда, признании недействительными решений Собрания депутатов Краснокутского района Саратовской области,

У С Т А Н О В И Л:

Дородный С.М. обратился в суд с исковым заявлением к Собранию депутатов Краснокутского муниципального района Саратовской области в лице работодателя - главы Краснокутского муниципального района о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за дни вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В своем исковом заявлении Дородный С.М. указывает, что он работал в должности главы Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области с 19.07.2006 года, с ним был заключен контракт на 5 лет, срок действия которого должен был закончиться 19 июля 2011 года. Решением Собрания депутатов Краснокутского муниципального района Саратовской области № 5 от 17.03.2011 года контракт с ним был расторгнут в связи с истечением срока его действия. Просит восстановить его на работе, а также отменить как незаконные следующие решения Собрания депутатов Краснокутского муниципального района: решение № 5 от 17.03.2011 года «О расторжении контракта с главой Краснокутской районной администрации Дородным С.М.»; решение № 6 от 17.03.2011 года «О проведении конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Краснокутского муниципального района и утверждении состава конкурсной комиссии»; решение № 21 от 28.04.2011 года «О внесении изменений в решение Собрания депутатов № 6 от 17.03.2011 года «О проведении конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Краснокутского муниципального района и утверждении состава конкурсной комиссии»; решение № 22 от 28.04.2011 года «О внесении изменений в решение Собрания депутатов № 7 от 17.03.2011 года «О возложении обязанностей главы администрации Краснокутского муниципального района на период проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации района». Также, Дородный С.М. в своем исковом заявлении просит взыскать с собрания депутатов Краснокутского муниципального района заработную плату за все время вынужденного прогула, а также компенсацию морального вреда, причиненного неправомерными действиями. Свои требования мотивирует тем, что решением Краснокутского районного собрания депутатов Краснокутского муниципального района Саратовской области от 18.07.2006 года он был назначен на должность главы Краснокутской районной администрации. Согласно контракту, заключенному с ним 19.07.2006 года, срок его пребывания в должности был определен с июля 2006 года по июль 2011 года, что соответствовало ч. 3 ст. 26 Устава Краснокутского муниципального района в редакции, действовавшей на момент заключения контракта. В период работы в должности Главы администрации района нареканий в его адрес относительно исполнения должностных обязанностей от Главы Краснокутского муниципального района, Собрания депутатов Краснокутского муниципального района, Правительства Саратовской области и органов исполнительной власти не поступало, взысканий за нарушение трудовой дисциплины за весь период работы не имел, неоднократно поощрялся грамотами областного и федерального уровня. В 2009 году Краснокутский район по итогам социально-экономического развития был признании лучшим районом Саратовской области, свидетельством тому явилось вручение переходящего штандарта Губернатора Саратовской области. Решением Собрания депутатов Краснокутского муниципального района Саратовской области № 5 от 17 марта 2011 года «О расторжении контракта с главой администрации Краснокутского муниципального района С.М. Дородным» с 24 марта 2011 года трудовые отношения с ним были прекращены, контракт расторгнут в одностороннем порядке. С данным решением он не был ознакомлен, трудовую книжку на руки ему не выдали. Увольнение считает незаконным, поскольку согласно Уставу Краснокутского района (в редакции, действовавшей на момент заключения с ним договора) контракт заключался с ним сроком на 5 лет, по 19 июля 2011 года. Кроме того, он не был предупрежден об увольнении в установленный законом трехдневный срок до расторжения срочного трудового договора.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Савина Л.В. дополнила исковые требования, просит признать недействительными следующие решения Собрания депутатов Краснокутского муниципального района: решение № 5 от 17.03.2011 года «О расторжении контракта с главой Краснокутской районной администрации Дородным С.М.»; решение № 6 от 17.03.2011 года «О проведении конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Краснокутского муниципального района и утверждении состава конкурсной комиссии»; решение № 21 от 28.04.2011 года «О внесении изменений в решение Собрания депутатов № 6 от 17.03.2011 года «О проведении конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Краснокутского муниципального района и утверждении состава конкурсной комиссии»; решение № 22 от 28.04.2011 года «О внесении изменений в решение Собрания депутатов № 7 от 17.03.2011 года «О возложении обязанностей главы администрации Краснокутского муниципального района на период проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации района», взыскать в пользу Дородного С.М. денежное довольствие за время вынужденного прогула с 29 апреля 2011 года, а также обязать Администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области произвести обязательные платежи в Пенсионный Фонд РФ и фонды медицинского страхования - федеральный и территориальный, с сумм, подлежащих выплате Дородному С.М, а также взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя 20000 рублей.

В судебном заседании истец Дородный С.М. и представитель истца по доверенности Савина Л.В. поддержали исковые требования Дородного С.М. и пояснили, что Дородный С.М. был принят на должность главы Краснокутской районной администрации. Срок пребывания его в должности был определен с июля 2006 года по июль 2011 года, трудовой контракт с Дородным С.М. заключался на 5 лет, и должен был закончиться 19 июля 2011 года. Оснований для досрочного расторжения контракта не было, в решении о расторжении контракта в качестве основания для расторжения контракта указано истечение срока полномочий Собрания депутатов. Кроме того, не была соблюдена процедура увольнения, Дородный С.М. не был извещен о расторжении с ним контракта, трудовая книжка ему не выдана и с распоряжением о расторжении контракта он не ознакомлен до настоящего времени. В связи с увольнением истец испытывал моральные и нравственные страдания, т.к. при отсутствии заработка и средств, не имел возможности содержать несовершеннолетнего ребенка. Просят восстановить Дородного С.М. на работе в должности главы администрации Краснокутского муниципального района, признать недействительными решения Собрания депутатов Краснокутского района, касающиеся расторжения трудового контракта с истцом и назначением конкурса на замещении вакантной должности главы районной администрации. Также просят взыскать с ответчика средний заработок за дни вынужденного прогула с 29 апреля 2011 года, а также компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей. Также просят обязать Администрацию Краснокутского муниципального района произвести обязательные платежи в Пенсионный Фонд РФ и фонды медицинского страхования - Федеральный и территориальный, с сумм, подлежащих выплате Дородному С.М.

Представитель ответчика по доверенности Зверева И.Ф. в судебном заседании возразила против исковых требований и пояснила, что на основании решения Собрания депутатов Краснокутского муниципального района № 50 от 18.07.2006 года «О назначении на должность главы Краснокутской районной администрации» с Дородным С.М. был заключен трудовой контракт от 19.07.2006 года, срок действия которого истекал в июле 2011 года, т.к. на момент заключения контракта, срок полномочий главы местной администрации определялся Уставом муниципального образования, действовавшим на тот момент, который устанавливал, что контракт с главой администрации заключается на 5 лет. Однако Федеральным законом от 27.12.2009 года № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» статья 37 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дополнена абзацем 2, который гласит, что контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации, но не менее чем на два года. Решениями Собрания депутатов Краснокутского муниципального района от 30.04.2009 года № 441 и от 25.03.2010 года № 514, в данной части были внесены изменения в Устав района. В книге регистрации исходящей корреспонденции Собрания депутатов имеется подпись секретаря главы администрации района в получении этих решений. Глава района назначается на должность решением Собрания депутатов, следовательно, его полномочия прекращаются также по решению Собрания депутатов. Решение о расторжении контракта с Дородным С.М. было также вручено секретарю главы администрации района 18 марта 2011 года, о чем имеется запись в журнале исходящей корреспонденции. С конца марта 2011 года Дородный С.М. подписывал акты уже как исполняющий обязанности главы администрации района, тем самым признавал факт назначения его исполняющим обязанности главы администрации района. В соответствии с частью 9 статьи 35, частью 7 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ и частью 5 статьи 16, частью 4 статьи 24 Устава района - Администрация района и Собрание депутатов являются самостоятельными юридическими лицами. Согласно реестру должностей муниципальной службы в Саратовской области, должность главы администрации относится к высшей должности муниципальной службы. В структуре Собрания депутатов глава администрации района не значится. В бюджетной росписи заработная плата аппарата Собрания депутатов и главы администрации района значится по разным целевым статьям. В связи с этим личное дело и трудовая книжка Дородного С.М. хранятся в отделе муниципальной службы, организационно-кадровой работы и взаимодействия с территориями администрации района и Собранием депутатов вручена быть не могла. Записи в книге исходящей корреспонденции Собрания депутатов свидетельствуют о том, что решения Собрания депутатов от 17 марта 2011 года «О расторжении контракта с главой администрации Краснокутского муниципального района С.М. Дородным», от 17 марта 2011 года № 7 «О возложении обязанностей главы администрации Краснокутского муниципального района на период проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации района», от 28 апреля 2011 года № 22 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов № 7 от 17 марта 2011 года «О возложении обязанностей главы администрации Краснокутского муниципального района на период проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации района» получены указанным отделом вовремя.

Представитель Администрации Краснокутского муниципального района, привлеченной в качестве соответчика, по доверенности Синицын А.С. с исковыми требованиями согласен. Считает расторжение контракта с Дородным С.М. незаконным, поскольку не истек срок действия контракта. Также пояснил, что в решении № 5 от 17 марта 2011 года «О расторжении контракта с главой администрации Краснокутского муниципального района С.М. Дородным» не поименован исполнитель данного решения, из чего можно предположить, что исполнителем является глава Краснокутского муниципального района, который является высшим должностным лицом Краснокутского муниципального района, действует от имени муниципального района, издает в пределах своих полномочий правовые акты, распоряжения, постановления. Однако в силу того, что Глава муниципального района не издал на основании принятого решения Собрания депутатов района акта, который бы детально урегулировал механизм расторжения контракта с Дородным С.М., возникла неясная ситуация с механизмом увольнения. Также представитель соответчика указал, что в соответствии со ст. 18 Устава Краснокутского муниципального района в полномочия Собрания депутатов не входит вопрос о расторжении контракта с главой администрации Краснокутского муниципального района, Собрание депутатов района фактически превысило свои полномочия. Кроме того, имели место процессуальные нарушения трудового законодательства РФ, а именно, Дородного С.М. никто не ознакомил с Решением о расторжении контракта, в день увольнения трудовую книжку на руки не выдали, расчет не произвели до настоящего времени.

Суд, выслушав стороны, прокурора, полагавшего исковые требования Дородного С.М. удовлетворить в полном объеме, исследовав материалы дела, считает необходимым исковые требования Дородного С.М. удовлетворить в полном объеме в части восстановления на работе, признания недействительными решений Собрания депутатов о расторжении контракта и назначении конкурса, взыскании среднего заработка, обязанности ответчика произвести необходимые денежные отчисления, взыскании расходов по оплате услуг представителя, а также частично удовлетворить требование истца о взыскании компенсации морального вреда. В соответствии со ст.ст. 151 ГК РФ, 237 ТК РФ, учитывая степень физических и нравственных страданий, истца в связи с потерей работы, суд полагает взыскать в пользу истца в счет компенсации морального вреда 10000 рублей.

Суд считает необходимым удовлетворить требования истца по следующим основаниям:

В обоснование законности увольнения Дородного С.М. ответчик ссылается на то, что срок контракта у Дородного С.М. истек, и по данному основанию контракт с ним был расторгнут.

    В соответствии со ст. 79 Трудового Кодекса РФ, срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения

    Согласно решению Совета депутатов Краснокутского муниципального района Саратовской области № 50 от 18.07.2006 года Дородный С.М. был назначен на должность главы Краснокутской районной администрации (л.д. 14). 19.07.2006 года с ним был заключен контракт, в п. 6.1 которого указан срок его действия с июля 2006 года по июль 2011 года (л.д. 11). Дополнительным соглашением срок действия контракта был установлен на 5 лет, с 19.07.2006 года по 19.07.2011 года.

Решением Собрания депутатов Краснокутского муниципального района № 5 от 17.03.2011 года контракт с главой администрации Краснокутского муниципального района Дородным С.М. расторгнут в связи с истечением срока полномочий Собрания депутатов Краснокутского муниципального района (л.д. 15). Решением Собрания депутатов Краснокутского муниципального района № 6 от 17 марта 2011 года назначен конкурс на замещение вакантной должности главы администрации Краснокутского муниципального района (л.д. 16).

    В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным законом и иными специальными законами, регулирующими трудовые отношения в сфере муниципальной службы. В частности, данные спорные отношения регулируются и Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статья 37 которого (в редакции, действующей 19.07.2006 года, т.е. на момент заключения контракта с Дородным С.М.) гласила, что «Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования». Согласно Уставу Краснокутского муниципального района, действующему на момент заключения трудового контракта с Дородным С.М., срок полномочий главы районной администрации определялся в 5 лет. Так как контракт с Дородным С.М. был заключен 19.07.2006 года, то есть его действие должно закончится 19.07.2011 года, т.к. правоотношения в связи с выполнением Дородным С.М. работы в должности главы администрации Краснокутского муниципального района по контракту возникли 19.07.2006 года.

    Федеральным законом от 27.12.2009 года № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» часть 2 статьи 37 «Местная администрация» Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» была дополнена вторым абзацем следующего содержания: «Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года». Данные изменения были внесены в Устав Краснокутского муниципального района, однако существенное изменение условий контракта относительно срока полномочий главы администрации района в контракт, заключенный с Дородным С.М., внесены не были. Хотя согласно п. 6.3 контракта, заключенного с Дородным С.М. в период действия контракта стороны вправе вносить в его текст изменения и дополнения, в том числе и в связи изменениями действующего законодательства, существенно затрагивающими права и законные интересы сторон договора. Дополнительное соглашение относительно изменений срока заключения контракта с Дородным С.М. также заключено не было.

    В соответствии со ст. 12 Трудового Кодекса РФ действие нового закона распространяется на права и обязанности, возникшие после введения его в действие, за исключением случаев, когда в данном нормативном акте прямо предусмотрено иное. В Федеральном Законе № 365-ФЗ нет прямого указания о распространении его действия на правоотношения, возникшие до введения данного закона в действие, поэтому к правоотношениям в связи с работой в должности главы администрации Дородного С.М. он применяться не может.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

    Доводы представителя ответчика о том, что последующее внесение изменений в ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которым контракт с главой администрации заключается на срок действия полномочий представительного органа местного самоуправления, и является основанием для расторжения трудового контракта, суд считает необоснованными. Поскольку ст. 12 Трудового Кодекса РФ гласит: «Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие… В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие». В данном случае трудовые отношения с Дородным С.М. возникли 19 июля 2006 года. Поэтому применение новой редакции ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ при расторжении трудовых отношений, возникших до принятия этого закона, не допустимо.

    Кроме того в соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации, сужение социальных гарантий прав граждан не возможно.

    Довод ответчика о том, что в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и Уставом района глава администрации района назначается на должность решением Собрания депутатов, следовательно, его полномочия также прекращаются по решению Собрания депутатов, суд также считает необоснованным, поскольку принятые Собранием депутатов Краснокутского муниципального района решения не должны противоречить законодательству.

    В соответствии со ст. 84.1 Трудового Кодекса РФ, с приказом (распоряжением) о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. В случае, когда приказ невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.

Представленные ответчиком доказательства в обоснование своих возражений: копии листов книги исходящей корреспонденции (л.д. 62-63), не доказывают факт надлежащего извещения Дородного С.М. о прекращении с ним трудовых отношений, и не подтверждают законность расторжения контракта с Дородным С.М.

Таким образом, суд находит необходимым удовлетворить требования истца, признать недействительными Решение Собрания депутатов Краснокутского муниципального района № 5 от 17.03.2011 года «О расторжении контракта с главой администрации Краснокутского муниципального района С.М. Дородным» и восстановить в должности Главы Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, т.к. расторжение контракта с Дородным С.М., произведено с нарушением действующего законодательства, по основанию истечения срока контракта до истечения срока его действия, с нарушением процедуры, выразившемся в не ознакомлении под роспись с распоряжением о прекращении трудового договора.

Необходимо также взыскать в пользу Дородного С.М. средний заработок за дни вынужденного прогула в сумме 33718,26 рублей (46400 + 46400 + 46400 + 46400 + 92800 + 86400 + 28723,81 + 41980,96 + 51390,02 + 46400 + 46400 + 46400 = 626094,79 (заработок за последние 12 месяцев) : 12 = 52174,57 (среднемесячный заработок) : 29,4 = 1774,65 (среднедневной заработок)

Суд считает необходимым признать недействительными следующие решения Собрания депутатов Краснокутского муниципального района: решение № 5 от 17.03.2011 года «О расторжении контракта с главой Краснокутской районной администрации Дородным С.М.»; решение № 6 от 17.03.2011 года «О проведении конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Краснокутского муниципального района и утверждении состава конкурсной комиссии»; решение № 21 от 28.04.2011 года «О внесении изменений в решение Собрания депутатов № 6 от 17.03.2011 года «О проведении конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Краснокутского муниципального района и утверждении состава конкурсной комиссии»; решение № 22 от 28.04.2011 года «О внесении изменений в решение Собрания депутатов № 7 от 17.03.2011 года «О возложении обязанностей главы администрации Краснокутского муниципального района на период проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации района», т.к. они производны от расторжения контракта с Дородным С.М., касаются конкурса на замещение вакантной должности главы Администрации Краснокутского муниципального района.

На основании изложенного, ст. 394 ТК РФ и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Восстановить Дородного С.М. на работе в Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области в должности Главы Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области.

    Взыскать с Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области в пользу Дородного С.М. за время вынужденного прогула средний заработок в сумме 33718 рублей 26 копеек, возмещение морального вреда 10000 рублей, а также расходы по оплате услуг представителя 20000 рублей.

    Обязать администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области произвести обязательные платежи в Пенсионный Фонд и фонды медицинского страхования: федеральный и территориальный с сумм, подлежащих выплате Дородному С.М.

    Признать недействительными решения Собрания депутатов Краснокутского муниципального района Саратовской области № 5 от 17.03.2011 года, № 6 от 17.03.2011 года, № 7 от 17.03.2011 года, № 21 от 28.04.2011 года, № 22 от 28.04.2011 года.

    В остальной части иска отказать.

    Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

    Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.

Судья: (подпись)

Копия верна.

Судья:                                                                                          Т.М. Симикина

Секретарь суда:                                                                          ФИО1