Решение по делу по заявлению прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Интернационального МО по неприянятию мер по государственной регистрации права собственности на земельные участки, предназначенные для организации захоронения



Дело № 2-557/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 августа 2011 г.         г. Красный Кут

Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Симикиной Т.М.,

при секретаре Алпатовой В.И.,

с участием прокурора Каральского В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Краснокутского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Интернационального муниципального образования Краснокутского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Краснокутского района Саратовской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Интернационального муниципального образования Краснокутского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Свои требования мотивирует тем, что на основании Закона Саратовской области от 28.11.2007 года № 289-ЗСО «О разграничении муниципального имущества между Краснокутским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав» в состав переданного в собственность Интернационального муниципального образования имущества вошли кладбища, расположенные на его территории. К ним относятся кладбище площадью 500 кв.м., расположенное на севере с. Рекорд, кладбище площадью 780 кв.м., расположенное 1000 м восточнее с. Интернациональное, кладбище площадью 500 кв.м., расположенное на севере с. Интернациональное. В нарушение ст. 131 ГК РФ, ст. 4 федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» данные участки земли в установленном порядке не зарегистрированы. В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с ФЗ «О погребении и похоронном деле», деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. В нарушение п. 2.9 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» организация и благоустройство кладбищ не осуществляется в полной мере, санитарная зона не обозначена, в результате чего нарушаются права и свободы граждан на экологическую безопасность.

В судебном заседании прокурор Каральский В.П. поддержал заявленные требования.

Представитель администрации Интернационального муниципального образования Краснокутского муниципального района Жирков А.Е. в судебном заседании заявленные требования признал в полном объеме, пояснил, что работа по регистрации участков кладбищ ведется, в настоящее время зарегистрировано право собственности на земельный участок - кладбище, распложенное в 1000 м восточнее с. Интернациональное, остальные объекты пока не зарегистрированы.

Определением Краснокутского районного суда от 02.08.2011 года производство по делу в части обязания администрации Интернационального муниципального образования зарегистрировать право собственности на земельный участок - кладбище площадью 780 кв.м., распложенное 1000 м восточнее с. Интернациональное, было прекращено в связи с отказом прокурора от заявленных требований.

    Суд, выслушав прокурора, представителя администрации Интернационального муниципального образования, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

    В соответствии с п. 1, 2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

    Согласно приложению 3 к Закону Саратовской области от 28.11.2007 г. № 289-ЗСО «О разграничении муниципального имущества между Краснокутским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав» в состав переданного в собственность Интернационального муниципального образования имущества вошли кладбища, расположенные на его территории. К ним относятся кладбище площадью 500 кв.м., расположенное на севере с. Рекорд, кладбище площадью 780 кв.м., расположенное 1000 м восточнее с. Интернациональное, кладбище площадью 500 кв.м., расположенное на севере с. Интернациональное.

    В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения.

    Статьей 8 федерального закона РФ от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища отнесены к ведению органов местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 4 данного Закона, местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

    В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ «О погребении и похоронном деле», деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

    Как следует из п. 2.9 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором должны быть учтены организация и благоустройство санитарно-защитной зоны. Согласно п. 2.10 данных правил на территориях санитарно-защитных зон кладбищ не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов.

    Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый человек и гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Таким образом, в суде установлено, что администрацией Интернационального муниципального образования зарегистрировано право собственности на земельный участок - кладбище, расположенное 1000 м восточнее с. Интернациональное, мер по регистрации оставшихся участков кладбищ, расположенных на территории Интернационального муниципального образования до настоящего времени не принимается. В связи с этим нарушаются права и свободы граждан на экологическую безопасность, поскольку не обозначена площадь земельных участков под кладбищами, не обозначена и санитарная зона, где нельзя выделять земельные участки под строительство жилых домов, необходима посадка лесополос в санитарной зоне.

     Суд считает возможным принять признание заявленных требований администрацией Интернационального муниципального образования, т.к. в соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Признание администрацией Интернационального муниципального образования иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц. Процессуальные последствия признания иска администрации Интернационального муниципального образования разъяснены и понятны. Поэтому суд считает возможным принять признание администрацией Интернационального муниципального образования иска и удовлетворить требования прокурора, т.к. в соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного, ст.ст. 254-258 ГПК РФ, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О погребении и похоронном деле», ЗСО «О разграничении муниципального имущества между Краснокутским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав», руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие администрации Интернационального муниципального образования Краснокутского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения незаконным.

Обязать администрацию Интернационального муниципального образования Краснокутского муниципального района принять меры по государственной регистрации права собственности на земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения: кладбище площадью 500 кв.м., расположенное на севере с. Рекорд, кладбище площадью 500 кв.м., расположенное на севере с. Интернациональное.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.

Судья: (подпись)
Копия верна.

Судья:                                                                                             Т.М. Симикина

Секретарь суда:                                                                             ФИО1