Дело № 2-558/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3 августа 2011 г. г. Красный Кут Краснокутский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Симикиной Т.М., при секретаре Алпатовой В.И., с участием прокурора Каральского В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Краснокутского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Комсомольского муниципального образования Краснокутского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, У С Т А Н О В И Л: Заместитель прокурора Краснокутского района Саратовской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Комсомольского муниципального образования Краснокутского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Свои требования мотивирует тем, что на основании Закона Саратовской области от 28.11.2007 года № 289-ЗСО «О разграничении муниципального имущества между Краснокутским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав» в состав переданного в собственность Комсомольского муниципального образования имущества вошли кладбища, расположенные на его территории. К ним относятся кладбище площадью 5 га, расположенное на севере с. Комсомольское, кладбище площадью 3 га, расположенное на востоке ст. Тимофеево, кладбище площадью 2,8 га, расположенное 2 км западнее с. Комсомольское, кладбище площадью 1,8 га, расположенное 3,5 км восточнее с. Комсомольское. В нарушение ст. 131 ГК РФ, ст. 4 федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» данные участки земли в установленном порядке не зарегистрированы. В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с ФЗ «О погребении и похоронном деле», деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. В нарушение п. 2.9 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» организация и благоустройство кладбищ не осуществляется в полной мере, санитарная зона не обозначена, в результате чего нарушаются права и свободы граждан на экологическую безопасность. В судебном заседании прокурор Каральский В.П. поддержал заявленные требования. Представитель администрации Комсомольского муниципального образования Краснокутского муниципального района Ибраев А.К. в судебном заседании заявленные требования признал в полном объеме, пояснил, что работа по регистрации участков кладбищ ведется, в настоящее время зарегистрировано право собственности на земельный участок - кладбище, расположенное на севере с. Комсомольское, остальные объекты пока не зарегистрированы. Определением Краснокутского районного суда от 03.08.2011 года производство по делу в части обязания администрации Комсомольского муниципального образования зарегистрировать право собственности на земельный участок - кладбище, площадью 5 га, расположенное на севере с. Комсомольское, было прекращено в связи с отказом прокурора от заявленных требований. Суд, выслушав прокурора, представителя администрации Комсомольского муниципального образования, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В соответствии с п. 1, 2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Согласно приложению 4 к Закону Саратовской области от 28.11.2007 г. № 289-ЗСО «О разграничении муниципального имущества между Краснокутским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав» в состав переданного в собственность Комсомольского муниципального образования имущества вошли кладбища, расположенные на его территории. К ним относятся кладбище площадью 5 га, расположенное на севере с. Комсомольское, кладбище площадью 3 га, расположенное на востоке ст. Тимофеево, кладбище площадью 2,8 га, расположенное 2 км западнее с. Комсомольское, кладбище площадью 1,8 га, расположенное 3,5 км восточнее с. Комсомольское. В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения. Статьей 8 федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища отнесены к ведению органов местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 4 данного Закона, местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ «О погребении и похоронном деле», деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Как следует из п. 2.9 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором должны быть учтены организация и благоустройство санитарно-защитной зоны. Согласно п. 2.10 данных правил на территориях санитарно-защитных зон кладбищ не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый человек и гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Таким образом, в суде установлено, что администрацией Комсомольского муниципального образования зарегистрировано право собственности на земельный участок - кладбище, расположенное на севере <адрес>, мер по регистрации оставшихся участков кладбищ, расположенных на территории Интернационального муниципального образования до настоящего времени не принимается. В связи с этим нарушаются права и свободы граждан на экологическую безопасность, поскольку не обозначена площадь земельных участков под кладбищами, не обозначена и санитарная зона, где нельзя выделять земельные участки под строительство жилых домов, необходима посадка лесополос в санитарной зоне. Суд считает возможным принять признание заявленных требований администрацией Комсомольского муниципального образования, т.к. в соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Признание администрацией Комсомольского муниципального образования иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц. Процессуальные последствия признания иска администрации Комсомольского муниципального образования разъяснены и понятны. Поэтому суд считает возможным принять признание администрацией Комсомольского муниципального образования иска и удовлетворить требования прокурора, т.к. в соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. На основании изложенного, ст.ст. 254-258 ГПК РФ, ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О погребении и похоронном деле», ЗСО «О разграничении муниципального имущества между Краснокутским муниципальным районом <адрес> и вновь образованными поселениями, входящими в его состав», руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие администрации Комсомольского муниципального образования Краснокутского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения незаконным. Обязать администрацию Комсомольского муниципального образования Краснокутского муниципального района принять меры по государственной регистрации права собственности на земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения: кладбище площадью 3 га, расположенное на востоке ст. Тимофеево, кладбище площадью 2,8 га, расположенное 2 км западнее <адрес>, кладбище площадью 1,8 га, расположенное 3,5 км восточнее <адрес> Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Судья: (подпись) Судья: Т.М. Симикина Секретарь суда: ФИО1
Копия верна.