Решение по делу по заявлению прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Чкаловского МО по неприянятию мер по государственной регистрации права собственности на земельные участки, предназначенные для организации захоронения



Дело № 2-554/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 августа 2011 г.         г. Красный Кут

Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Симикиной Т.М.,

при секретаре Алпатовой В.И.,

с участием прокурора Каральского В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Краснокутского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Чкаловского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Краснокутского района Саратовской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Чкаловского муниципального образования Краснокутского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Свои требования мотивирует тем, что на основании Закона Саратовской области от 28.11.2007 года № 289-ЗСО «О разграничении муниципального имущества между Краснокутским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав» в состав переданного в собственность Чкаловского муниципального образования имущества вошли кладбища, расположенные на его территории. К ним относятся кладбище площадью 0,12 га, расположенное в 14000 м юго-западнее центра с. Чкалово, кладбище площадью 0,9 га, расположенное в 850 м южнее с. Чкалово, кладбище площадью 0,83 га, расположенное в 900 м восточнее с. Лепехинка, кладбище площадью 0,64 га, расположенное в 950 м восточнее с. Лепехинка. В нарушение ст. 131 ГК РФ, ст. 4 федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» данные участки земли в установленном порядке не зарегистрированы. В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с ФЗ «О погребении и похоронном деле», деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. В нарушение п. 2.9 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» организация и благоустройство кладбищ не осуществляется в полной мере, санитарная зона не обозначена, в результате чего нарушаются права и свободы граждан на экологическую безопасность.

В судебном заседании прокурор Краснокутской районной прокуратуры Каральский В.П. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель администрации Чкаловского муниципального образования Краснокутского муниципального района Таминдаров Т.Р. в судебном заседании заявленные требования признал в полном объеме, пояснил, что работа по регистрации участков кладбищ ведется, оформлены технические и кадастровые паспорта на указанные объекты, однако до настоящего времени право собственности на земельные участки кладбищ не зарегистрировано.

    Суд, выслушав прокурора, представителя администрации Чкаловского муниципального образования Краснокутского муниципального района, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

    В соответствии с п. 1, 2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

    Согласно приложению 11 к Закону Саратовской области от 28.11.2007 г. № 289-ЗСО «О разграничении муниципального имущества между Краснокутским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав» в состав переданного в собственность Чкаловского муниципального образования имущества вошли кладбища, расположенные на его территории. К ним относятся кладбище площадью 0,12 га, расположенное в 14000 м юго-западнее центра с. Чкалово, кладбище площадью 0,9 га, расположенное в 850 м южнее с. Чкалово, кладбище площадью 0,83 га, расположенное в 900 м восточнее с. Лепехинка, кладбище площадью 0,64 га, расположенное в 950 м восточнее с. Лепехинка.

    В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения.

    Статьей 8 федерального закона РФ от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища отнесены к ведению органов местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 4 данного Закона, местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

    В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ «О погребении и похоронном деле», деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

    Как следует из п. 2.9 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором должны быть учтены организация и благоустройство санитарно-защитной зоны. Согласно п. 2.10 данных правил на территориях санитарно-защитных зон кладбищ не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов.

    Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый человек и гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Таким образом, в суде установлено, что администрацией Чкаловского муниципального образования никаких мер по регистрации земельных участков кладбищ, расположенных на территории Чкаловского муниципального образования до настоящего времени не принимается. В связи с этим нарушаются права и свободы граждан на экологическую безопасность, поскольку не обозначена площадь земельных участков под кладбищами, не обозначена и санитарная зона, где нельзя выделять земельные участки под строительство жилых домов, необходима посадка лесополос в санитарной зоне.

     Суд считает возможным принять признание заявленных требований администрацией Чкаловского муниципального образования, т.к. в соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Признание администрацией Чкаловского муниципального образования иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц. Процессуальные последствия признания иска администрации Чкаловского муниципального образования разъяснены и понятны. Поэтому суд считает возможным принять признание администрацией Чкаловского муниципального образования иска и удовлетворить требования прокурора в полном объеме, т.к. в соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного, ст.ст. 254-258 ГПК РФ, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О погребении и похоронном деле», ЗСО «О разграничении муниципального имущества между Краснокутским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав», руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие администрации Чкаловского муниципального образования Краснокутского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения незаконным.

Обязать администрацию Чкаловского муниципального образования Краснокутского муниципального района принять меры по государственной регистрации права собственности на земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения: кладбище площадью 0,12 га, расположенное в 14000 м юго-западнее центра с. Чкалово, кладбище площадью 0,9 га, расположенное в 850 м южнее с. Чкалово, кладбище площадью 0,83 га, расположенное в 900 м восточнее с. Лепехинка, кладбище площадью 0,64 га, расположенное в 950 м восточнее с. Лепехинка.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.

Судья: (подпись)
Копия верна.

Судья:                                                                                             Т.М. Симикина

Секретарь суда:                                                                             ФИО1