Решение по иску прокурора Краснокутского района в интересах Глуховой Н.В., Глуховой Д.С. и др. к Администрации Краснокутского района, Краснокутской городской администрации об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение



Дело № 2-644/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 ноября 2011 года                              г. Красный Кут

Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Ходжаян Н.В.,

при секретаре судебного заседания Тасмухановой О.В.,

с участием прокурора Алексеева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Краснокутского района в защиту интересов Глуховой Н.В., Глуховой Д.С., Глухова В.Я., Глуховой Т.И., Глуховой Е.В., Глуховой Р.О., Глухова М.О. к Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, Краснокутской городской администрации об обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение,

Установил:

Прокурор Краснокутского района в защиту интересов Глуховой Н.В., Глуховой Д.С., Глухова В.Я., Глуховой Т.И., Глуховой Е.В., Глуховой Р.О., Глухова М.О. обратился в суд с заявлением к Администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, Краснокутской городской администрации об обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение. Свои требования мотивирует тем, что Глухова Н.В., Глухова Д.С., Глухов В.Я., Глухова Т.И., Глухова Е.В., Глухова Р.О., Глухов М.О. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>. В настоящее время другого жилья не имеют. В соответствии с актом рабочей комиссии № 49 от 22.11.2002 года, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан ветхим, непригодным для проживания. Глухова Н.В., Глухова Д.С., Глухов В.Я., Глухова Т.И., Глухова Е.В., Глухова Р.О., Глухов М.О. жильем по договору социального найма не обеспечены. В результате бездействия администрации Краснокутского муниципального района не обеспечено право на жилище в муниципальном фонде указанных лиц. Поэтому, просит суд признать незаконными бездействия администрации Краснокутского муниципального района в части неисполнения своих обязанностей по предоставлению вне очереди Глуховой Н.В., Глуховой Д.С., Глухову В.Я., Глуховой Т.И., Глуховой Е.В., Глуховой Р.О., Глухову М.О. жилого помещения на основании договора социального найма. Также просит обязать администрацию Краснокутского района предоставить данным лицам благоустроенное жилое помещение не менее 80 кв.м. на основании договора социального найма.

Определением Краснокутского районного суда Саратовской области от 02.11.2011 года, в качестве соответчика была привлечена Краснокутская городская администрация.

В судебном заседании прокурор Краснокутского района Алексеев А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Истцы Глухова Т.И., Глухов В.Я., Глухова Н.В. действующая в своих интересах и в интересах Глуховой Д.С., Глухова Е.В. действующая в своих интересах и в интересах Глухова М.О., Глуховой Р.О., в судебном заседании поддержали заявленные прокурором Краснокутского района требования в полном объеме. Пояснили, что дом, в котором они проживают в настоящее время, признан аварийным, не пригодным для проживания. Другого жилья у них не имеется. На очереди за получением другого жилья они состоят 25 лет, однако до настоящего времени жилое помещение им не предоставлено.

Представитель администрации Краснокутского района Синицын А.С., действующий на основании доверенности № 175 от 04.02.2011 года, возразил против удовлетворения заявленных требований. Предоставил отзыв на заявленные требования прокурора Краснокутского района, согласно которому, администрация Краснокутского района не обладает полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан по договорам социального найма. Данными обязанностями наделана администрация г. Красный Кут, кроме этого жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, где проживают и зарегистрированы истцы, в реестре муниципальной собственности не числится. Также, муниципальная программа, в которую был включен указанный дом, прекратила свое юридическое действие в 2010 году.

Представитель администрации г. Красный Кут Саратовской области Калагарцев И.Ф., действующий на основании доверенности № 42 от 10.03.2011 года, возразил против удовлетворения заявленных требований. Предоставил отзыв на требования прокурора Краснокутского района, согласно которому, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, где проживают и зарегистрированы истцы, на балансе Краснокутской городской администрации не состоит, кроме этого, администрацией г. Красный Кут, указанное жилое помещение ветхим и не пригодным для проживания не признавался. В связи с чем, в удовлетворении требований прокурора Краснокутского района необходимо отказать.

Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснила, что она является начальником отдела архитектуры Администрации Краснокутского муниципального района. В настоящее время в администрации существует программа по предоставлению гражданам, чьи дома признаны непригодными для проживания, жилых помещений. В данную программу входят все дома, признанные непригодными для проживания до 2005 года. Дом, в котором проживает Глухова Н.В., также признан непригодным для проживания, однако в настоящее время свободного жилого фонда у администрации нет. На сегодняшний день существует еще одна программа на 2011 - 2015 годы, это программа по жилищному строительству, куда входит подпрограмма по переселению граждан из ветхого жилья, а также подпрограмма по капитальному ремонту жилья. В случае финансирования данной программы все граждане будут обеспечены достойным жильем.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции РФ гарантировано, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Как следует из п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно ч. 7 ст. 57 ЖК РФ, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности

В соответствии со справкой о составе семьи № 0824 от 19.08.2011 года (л.д. 8), Глухова Н.В., зарегистрирована по адресу: <адрес>. Состав ее семьи: дочь - Глухова Д.С. <данные изъяты> года рождения, отец - Глухов В.Я. <данные изъяты> года рождения, мать - Глухова Т.И. <данные изъяты> года рождения, сестра - Глухова Е.В. <данные изъяты> года рождения.

В соответствии со свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, матерью Глуховой Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является Глухова Н.В. (л.д. 190).

В соответствии со свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, матерью Глуховой Р.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является Глухова Е.В. (л.д. 191).

В соответствии со свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, матерью Глухова М.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является Глухова Е.В. (л.д. 192).

Согласно заявлению Глуховой Н.В. в адрес и.о. главы администрации Краснокутского района от 12.08.2011 года (л.д. 9), она обращалась с вопросом о предоставлении ей и ее семье жилого помещения в виду того, что помещение, в котором они проживает в настоящее время, признано ветхим и аварийным.

В соответствии с уведомлением главы Краснокутской городской администрации № 59 от 03.02.2009 года (л.д. 10), Глухов В.Я. уведомлен о снятии его с льготной очереди на получение жилья многодетным семьям в связи с отсутствием статуса многодетной семьи.

Как следует из сообщения главы администрации Краснокутского муниципального района № 3271 от 08.12.2008 года (л.д. 11), в настоящее время в муниципальном жилом фонде свободное жилье отсутствует.

Согласно архивным справкам от 12.08.2011 года (л.д. 12, 13), решением № 264 от 24.12.1986 года, Глухову В.Я. выдан ордер № 349 от 22.12.1986 года на получение коммунальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В соответствии с копией ордера № 349 от 22.12.1986 года (л.д. 16), орден выдан Глухову В.Я. с семьей из 6 человек на право занятия 1 комнаты жилой площадью 13,3 кв.м. в <адрес>.

Согласно акту № 49 от 22.11.2002 года (л.д. 17-18), рабочей комиссией, назначенной постановлением администрации района № 324 от 22.11.2002 года, установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, имеет 60% износа и является не пригодным для проживания.

В соответствии со сведениями, предоставленными ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 19.09.2011 года (л.д. 19), Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Краснокутский отдел от 30.09.2011 года (л.д. 20), Глухова Н.В. по данным государственного реестра объектов недвижимости, не числится собственником недвижимого имущества.

Согласно сведений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от № 9199 от 27.09.2011 года (л.д. 21), жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не включено ни в одну из областных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, софинансируемых за счет средств государственной корпорацией - Фонд содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства в рамках Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ.

В соответствии с решением собрания депутатов Краснокутского муниципального района Саратовской области № 472 от 02.10.2009 года (л.д. 112), актом приема передачи объекта муниципального имущества Краснокутского муниципального района Саратовской области, передаваемого в собственность МО г. Красный Кут от 26.08.2010 года (л.д. 31-110), а также перечню объектов муниципального имущества Краснокутского муниципального района, передаваемого в собственность муниципальному образованию г. Красный Кут Краснокутского муниципального района № 472 от 02.10.2009 года (л.д. 113-117), жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, администрацией Краснокутского муниципального района Саратовской области в собственность муниципальному образованию г. Красный Кут Саратовской области - не передавалось. Данный факт подтверждается также постановлением администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области № 664 от 14.04.2010 года (л.д. 136), решением муниципального образования г. Красный Кут Саратовской области № 103 от 16.02.2010 года (л.д. 137), перечнем объектов муниципальной собственности Краснокутского муниципального района, передаваемых в собственность муниципального образования г. Красный Кут Краснокутского муниципального района (л.д. 138-139), перечнем муниципального имущества Краснокутского муниципального района Саратовской области, передаваемого в собственность муниципального образования г. Красный Кут от 28.11.2007 года, с изменениями от 28.04.2010 года, 28.03.2011 года, 27.09.2011 года (л.д. 140-142).

В соответствии с решением совета объединенного муниципального образования Краснокутского района Саратовской области № 278 от 27.02.2003 года (л.д. 144), а также постановлением главы объединенного муниципального образования Краснокутского района Саратовской области № 1155 от 17.12.2002 года (л.д. 145), утверждена и одобрена муниципальная программа «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда по Краснокутскому муниципальному образованию на 2003 - 2010 года.

Как следует из постановления главы администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области № 631 от 12.07.2007 года (л.д. 149), акт № 49 от 22.11.2002 года, в соответствии с которым жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан ветхим, непригодным для проживания, утвержден главой администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области.

Согласно справке главы Краснокутской городской администрации № 791 от 01.11.2011 года (л.д. 157), адрес: <адрес>, соответствует адресу: <адрес>.

В соответствии со списком жилых домов Краснокутского муниципального района, признанных непригодными для проживания на 01.03.2005 года (л.д. 150), жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан ветхим, непригодным для проживания решением № 278 от 27.02.2003 года.

Согласно справке отдела архитектуры, строительства и ЖКХ Краснокутского муниципального района (л.д. 151), Глухова Н.В., проживающая по адресу: <адрес>, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Краснокутской городской администрации на общей очереди с 23.09.2011 года.

В соответствии с извещениями Краснокутской городской администрации (л.д. 152, 153), Глухова Н.В. извещена о том, что она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 23.09.2011 года, с составом семьи 2 человека: Глухова Н.В., Глухова Д.С.

Согласно сообщению главы Краснокутской городской администрации № 792 от 01.11.2011 года (л.д. 158), при передаче муниципального жилого фонда из администрации муниципального района в реестре муниципального жилого фонда Краснокутской городской администрации, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не числится.

В судебном заседании установлено, что Глухову В.Я. на основании ордера № 349 от 22.12.1986 года было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, жилой площадью 13,3 кв.м. Глухова Н.В., Глухова Д.С., Глухова Т.И., Глухова Е.В., Глухова Р.О., Глухов М.О. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> являются членами семьи Глухова В.Я. Указанное жилое помещение согласно акту № 49 от 22.11.2002 года признано ветхим, аварийным и непригодным для проживания. Данные обстоятельства подтверждаются всеми исследованными в ходе судебного заседания материалами дела.

Доводы представителя администрации Краснокутского района Синицына А.С. изложенные в ходе судебного разбирательства, указанные в отзывах на заявленные требования, а также представленные им в судебном заседании сведения № 2415 от 11.11.2011 года (л.д. 197), относительно того, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре муниципального жилого фонда не числится; № 2417 от 11.11.2011 года (л.д. 195), относительно того, что в бюджете Краснокутского муниципального района средства по программе на переселение из ветхого жилья не предусмотрены; № 2416 от 11.11.2011 года (л.д. 196), относительно того, что по данным бухгалтерского учета администрации Краснокутского муниципального района, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не состоял и не состоит на балансе района, суд признает несостоятельными, противоречащими действующему законодательству РФ.

Таким образом, Глухов В.Я. и члены его семьи, имеют полное право на обеспечение вне очереди другим благоустроенным жилым помещением, равнозначным по жилой площади, ранее занимаемому жилому помещению, а у ответчика соответственно возникла обязанность предоставить им такое жилое помещение. Представленными документами подтверждено, что ранее занимаемая квартира имела жилую площадь 13,3 квадратных метра, т.е. и обеспечить истцов должны благоустроенным жилым помещением, равнозначным по жилой площади, ранее занимаемому жилому помещению.                

В связи с тем, что собственником муниципального жилищного фонда в Краснокутском районе является Администрация Краснокутского муниципального района Саратовской области, то в соответствии со ст. 40 Конституции РФ и ст. 14 ЖК РФ обязанность по обеспечению жилым помещением должна быть возложена на Администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области. Неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лица, проживавшего по договору социального найма в квартире, признанной непригодной для проживания, не лишает граждан права требовать защиты их прав путем возложения на соответствующий орган обязанности по предоставлению им другого жилого помещения вне очереди.

Само понятие «вне очереди» означает предоставление жилого помещения немедленно без постановки на какой - либо учет и фактически не предполагает, что граждане будут включаться в списки «внеочередников», поскольку законодательно такие списки не предусмотрены. Поэтому суд удовлетворяет требования прокурора Краснокутского района об исполнении Администрацией Краснокутского муниципального района обязанности предоставить Глухову В.Я. и членам его семьи вне очереди жилое благоустроенное помещение.

Из приведенных доказательств следует, что Конституционное право на жилище, гарантированное для каждого гражданина Российской Федерации, в отношении Глухова В.Я., нарушено и подлежит восстановлению. Поскольку прокурором Краснокутского района и истцами предоставлены суду достаточные доказательства того, что Глухова Н.В., Глухова Д.С., Глухов В.Я., Глухова Т.И., Глухова Е.В., Глухова Р.О., Глухов М.О. имеют право на получение вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным нормам и техническим требованиям, размером жилой площади жилого помещения не менее 13,3 квадратных метра, суд находит требование основанным на законе и подлежащим удовлетворению с Краснокутской районной администрацией в данной части, отказав в удовлетворении остальной части заявленных требований с Краснокутской городской администрации.

На основании выводов судебного разбирательства, статьи 57 Жилищного кодекса РФ и руководствуясь статьями 12, 56, 194 - 198 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд

Решил:

     Признать незаконным бездействие администрации Краснокутского муниципального района в части неисполнения своих обязанностей по предоставлению вне очереди Глуховой Н.В., Глуховой Д.С., Глухову В.Я., Глуховой Т.И., Глуховой Е.В., Глуховой Р.О., Глухову М.О. жилого помещения на основании договора социального найма.

    Обязать администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области предоставить Глуховой Н.В., Глуховой Д.С., Глухову В.Я., Глуховой Т.И., Глуховой Е.В., Глуховой Р.О., Глухову М.О. вне очереди на основании договора социального найма жилое благоустроенное помещение не менее 13,3 кв.м., в остальной части иска отказать.

В удовлетворении исковых требований прокурора Краснокутского района в защиту интересов Глуховой Н.В., Глуховой Д.С., Глухова В.Я., Глуховой Т.И., Глуховой Е.В., Глуховой Р.О., Глухова М.О. к Краснокутской городской администрации об обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение, отказать.

     Решение может быть обжаловано в Саратовском областном суде в течение 10 дней.

Судья: (подпись)

Копия верна.

Судья:                                                                                                           Н.В. Ходжаян

Секретарь суда: