Дело № 2-448/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 июля 2012 год г.Красный Кут Краснокутский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Евлампиевой Л.В., с участием прокурора Алексеева А.А. при секретаре Павловой О.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Краснокутского района в защиту интересов Нургалиевой Р.А. к Краснокутской городской администрации муниципального образования г.Красный Кут Саратовской области, Администрации Краснокутского муниципального района о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, установил: Прокурор Краснокутского района обратился в суд в защиту интересов Нургалиевой Р.А., просит обязать Краснокутскую городскую администрацию муниципального образования г.Красный Кут Саратовской области предоставить Нургалиевой Р.А.. вне очереди на основании договора социального найма жилое помещение не менее 36,0 кв.м. Свои требования мотивирует тем, что Нургалиева Р.А.. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Другого жилья у Нургалиевой Р.А. нет. 22 ноября 2002 года решением рабочей комиссии произведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: пер. Нефтяников д.7, согласно которому данный дом признан ветхим, непригодным для проживания. Нургалиева Р.А. жильем по договору социального найма не обеспечена. В результате бездействия администрации не обеспечено его право на жилище в муниципальном жилом фонде. В качестве соответчика по делу определением Краснокутского районного суда от 3 июля 2012 года привлечена Администрация Краснокутского муниципального района (л.д.1). В судебном заседании прокурор Краснокутского района Алексеев А.А. поддержал исковые требования и просит их удовлетворить. Нургалиева Р.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление, где просит рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании представитель ответчика Краснокутской городской администрации муниципального образования г.Красный Кут Саратовской области Калагарцев И.Ф. не возражает против удовлетворения исковых требований. Представитель ответчика Администрации Краснокутского муниципального района по доверенности Макеев А.Н. представил заявление, согласно которого просит рассмотреть дело в его отсутствие, против исковых требований не возражает. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования по следующим основаниям. 27 июля 1984 года Нургалиевой Р.А. была предоставлена квартира № в доме № 7 пер. Нефтяников общей площадью 36,0 кв.м. (л.д. 9) В соответствии с уведомлением в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения об объекте: <адрес>. (л.д.35) В собственности Нургалиевой Р.А. не имеется недвижимого имущества, что подтверждается сведениями ФГУП «Ростехинвентаризация» (л,д.13), сведениями Краснокутского отдела Управления Федеральной службы регистрации кадастра и картографии (л.д.15). Согласно акта № 36 от 22 ноября 2002 года, утвержденного главой ОМО Краснокутского района жилой дом, расположенный по адресу: пер. Нефтяников д. 7 имеет 60% износа и является ветхим, непригодным для проживания (л.д.6). В соответствии с паспортом Нургалиева Р.А.значится зарегистрированной по адресу: <адрес> со 10.01.1989 (л.д.7). Однако указанный дом не принадлежит Нургалиевой Р.А. на праве собственности, что подтверждается сведениями БТИ (л.д.14), Краснокутского отдела Управления Федеральной службы регистрации кадастра и картографии (л.д.16). Как установлено в судебном заседании жилого помещения для проживания у Нургалиевой Р.А., кроме как расположенного по адресу: <адрес>, не имеется. В соответствии с пунктом 1 части 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии с пунктом 3 ст. 85 Жилищного Кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В силу ст. 87 Жилищного Кодекса РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. На основании ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. В судебном заседании установлено, что Нургалиева Р.А.является нуждающейся в улучшении жилищных условий, дом, в котором проживает Нургалиева Р.А., признан в установленном порядке непригодным для проживания, другого жилья у Нургалиевой Р.А.не имеется. До настоящего времени Нургалиева Р.А.не предоставлено жилое помещение по договору социального найма. Согласно ч.5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. С учетом приведенных выше норм и установленных в судебном заседании обстоятельств жилое помещение Нургалиевой Р.А. должно быть благоустроенным применительно к г.Красному Куту, находится в черте города, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому, т.е. иметь общую площадь не менее 36,0 кв.м. Суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению Нургалиевой Р.А. на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36 кв.м. на Краснокутскую городскую администрацию Саратовской области, а в отношении администрации Краснокутского муниципального района отказать по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно п.6 ч.1 ст. 3 Устава МО г.Красный Кут Саратовской области обеспечение малоимущих граждан, проживающих в МО г.Красный Кут и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством возложена на МО г.Красный Кут. Из Устава Краснокутского муниципального района Саратовской области следует, что обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения на администрацию Краснокутского муниципального района возложена быть не может, поскольку Краснокутский муниципальный район не является собственником жилищного фонда, не наделен полномочиями по предоставлению жилья и заключению договоров социального найма, обладает только полномочиями по принятию решений о предоставлении в установленном порядке помещений муниципального жилищного фонда. Полномочиями по предоставлению жилья и заключению договоров социального найма обладает Краснокутская городская администрация. В силу статей 12,130 (часть 1) и 132 (часть1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения поселения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательство; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз.10 ч.1 ст.2, п.6 ч.1 ст.14, п.6 ч.1 ст.16). Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находится жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (п.1 ч.1, п.3 ч.2 ст.50). Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1), 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в том числе, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также полномочия по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий для осуществления права каждого на жилище. При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135-138 Бюджетного кодекса РФ, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Бюджетного закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В целях реализации положений ст. 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. В соответствии со ст. 1 Закона Саратовской области от 28 ноября 2007 года № 289-ЗСО (ред.от 27.09.2011г.) «О разграничении муниципального имущества между Краснокутским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав» утвержден перечень муниципального имущества Краснокутского муниципального района Саратовской области, передаваемого в собственность муниципального образования город Красный Кут, согласно приложению 13 к настоящему Закону, в том числе жилой фонд. На основании выводов судебного разбирательства, статей 2, 57,85,87,89 Жилищного кодекса РФ и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд решил: обязать Краснокутскую городскую администрацию муниципального образования г.Красный Кут Саратовской области предоставить Нургалиевой Р.А. вне очереди на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36 кв.м. В удовлетворении исковых требований прокурора Краснокутского района в интересах Нургалиевой Р.А. к администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области об обязанности предоставления вне очереди на основании договора социального найма благоустроенного жилого помещения, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца. Судья: