решение 2-200/2010



2-200/10 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Николо-Березовка 27 мая 2010 года

Краснокамский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хайруллина А.Р.,

при секретаре Садриевой Р.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вершининой Веры Геннадьевны к Управлению пенсионного фонда РФ в Краснокамском районе РБ о признании действии незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Вершинина В.Г. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Краснокамском районе РБ о признании действии незаконными указывая, что Дата обезличена года в роддоме МУЗ ЦГБ городского округа г. ФИО4она родила дочь, которая умерла Дата обезличена года. Дата обезличена года она родила второго ребенка. Факт рождения ребенка подтверждается свидетельством о рождении. Дата обезличена года она обратилась в ГУ УПФ РФ в Краснокамском районе с письменным заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Дата обезличена года начальником УПФ РФ по ...у, ... ей был дан письменный ответ Номер обезличен от Дата обезличена года, в котором было отказано в принятии заявления, ссылаясь на ст. 5 Правил Номер обезличен от Дата обезличена года, о правилах подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с не предоставлением свидетельства о рождении. Отказ в выдаче сертификата считает незаконным, поскольку факт рождения ребенка подтвержден справкой о рождении Номер обезличен от Дата обезличена года в которой указаны сведения о ребенке, в том числе факт и дата рождения, сведения о родителях, выданной руководителем отдела ЗАГС по Краснокамскому району. Так же отделом ЗАГС выдано свидетельство о смерти ребенка. Свидетельство о рождении не выдавалось поскольку ребенок прожил менее недели. Ограничение возможности на получение материнского капитала в зависимости от времени жизни первого ребенка законом не предусмотрено. Выдача государственного сертификата на материнский капитал при предъявлении справки о рождении формы Номер обезличен допускается, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ от 15.11.1997 года «Об актах гражданского состояния» одним из сведении, подлежащий внесению в запись акта о рождении, являются сведения о документах, подтверждающих факт рождения ребенка, то есть справка о рождении, выданная медицинским учреждением. Вышеуказанная справка подтверждает рождение ребенка и в установленном законом порядке наделяет ее соответствующими правами и обязанностями матери ребенка, умершего на первой неделе жизни. Ограничение возможности женщины на получение государственного сертификата на материнский капитал в зависимости от времени жизни первого и наличия у нее именно свидетельства о рождении данного ребенка, умершего на первой неделе жизни, действующим законодательством не предусмотрено. По смыслу ФЗ от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский капитал и выдачи государственного сертификата на материнский капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 873, при принятии решения о выдаче государственного сертификата на материнский капитал юридический значимым обстоятельством является факт рождения женщиной, являющейся гражданкой РФ, двух детей, причем второго после 01.01.2007 года, а не наличие у нее свидетельств о рождении на каждого ребенка. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. ФЗ от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условии, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 и ст. 5 данного закона женщина являющаяся гражданкой Российской Федерации и родившая (усыновившая) второго ребенка начиная с Дата обезличена года, имеет право на дополнительные меры государственной поддержки, к числу которых относится получение материнского капитала. Таким образом в качестве документа для целей предоставления дополнительных мер государственной поддержки в виде получения материнского капитала является справка о рождении формы Номер обезличен, предусмотренным действующим законодательством документом. Просит признать решение ГУ УПФРФ по Краснокамскому району в ... об отказе в выдаче государственного сертификата на матерински (семейный) капитал Дата обезличена года Номер обезличен противоречащим п. 1 ч. 1 ст. 3, ст. 5 ФЗ от 29.12.2006 года № 256 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и п. 7 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на матерински (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 873 и обязать ГУ УПФ РФ по Краснокамскому району в ... выдать Вершининой В.Г. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, в связи с рождением второго ребенка Вершининой А.Н.

В судебном заседании Вершинина В.Г. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ исковые требования не признала и суду пояснила, дополнительные меры государственной поддержки российских семей, имеющих детей регулируются Федеральным Законом №256 от 29.12.2006 года. Из преамбулы Закона № 256-ФЗ следует, что он устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семьям, имеющим детей в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, при этом понятие «имеющих детей» предполагает наличие живых детей.

Управление не может согласиться с выводом истицы, что юридическое значение для определения права истицы на получение государственного сертификата имеет только сам факт рождения (усыновления) ею второго ребенка. Указанный вывод сделан без учета системной связи с нормами закона, его целевой направленности и смысла мер государственной поддержки, который вытекает из норм данного Закона.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.3 Закона 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Однако указанное право заявители должны подтвердить в установленном порядке при обращении с заявлением за получением государственного сертификата.

Как установлено ст. 5 Закона № 256-ФЗ, лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки вправе обратиться в территориальный орган ПФР за получением государственного сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. При этом определено, что правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 4 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. №873 (далее Правила), лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки вправе обратиться в территориальный орган ПФР за получением сертификата путем подачи заявления о выдаче сертификата по форме согласно приложению со всеми необходимыми документами. Одним из необходимых к представлению документов является свидетельство о рождении каждого ребенка. Истицей к заявлению было приложено свидетельство о рождении только второго ребенка, следовательно, установленный порядок обращения за государственным сертификатом был нарушен.

Согласно ст. 4 Закона № 256-ФЗ в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее – регистр). Регистр должен содержать в числе иных обязательных сведений, также сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельства о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство), т.е. сведения, которые содержатся в свидетельстве о рождении ребенка. Без внесения сведений о правообладателе в Регистр, Управление не может выдать государственный сертификат, т.к. это приведет к нарушению закона. Кроме того, ведение Регистра осуществляется не только для реализации права, но и для обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Без внесения всех предусмотренных законом сведений, данные о лице, имеющем право, не могут быть внесены в Регистр, следовательно, у ПФР отсутствует возможность учета указанных лиц. Просит в иске отказать.

Выслушав истца и ответчика, исследовав материалы дела и оценив доказательства в совокупности, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требовании Вершининой В.Г. отказать.

Согласно п. 2 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 873 (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.09.2008 года № 709) сертификат является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - дополнительные меры государственной поддержки).

Как следует из материалов дела, ФИО12, Дата обезличена года вступила в брак с ФИО5, после чего истице присвоена фамилия Вершинина, о чем имеется актовая запись Номер обезличен от Дата обезличена года в отделе загс по г. ... ....

Из свидетельства о рождении, Номер обезличен Номер обезличен, следует, что истица является матерью ФИО13, Дата обезличена года рождения. Из справки о рождении Номер обезличен, выданной отделом ЗАГС по Краснокамскому району РБ следует, что ФИО7 родилась Дата обезличена года у Вершининой В.Г., о чем имеется актовая запись о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, Номер обезличен от Дата обезличена года. Согласно справки Номер обезличен ФИО7 Дата обезличена года рождения, умерла Дата обезличена года.

Дата обезличена года истицей подано заявление в Управление ПФ РФ в ... по вопросу получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, и Дата обезличена года решением ответчика Номер обезличен истице было отказано в принятии заявления ввиду представления ею неполного перечня документов, предусмотренных п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, а именно, в связи с непредставлением Вершиной В.Г. свидетельства о рождении первого ребенка.

Согласно ч. 1 и ч.2 ст. 1 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В преамбуле данного Федерального закона указано, что его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь. Таким образом, целью Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» является стимулирование рождения в семье второго ребенка и оказание в этом случае дополнительных мер государственной поддержки этим семьям, имеющим детей. Данный Федеральный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации.

В ст. 3 вышеупомянутого Федерального Закона указано, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство РФ, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года, граждан РФ независимо от места их жительства.

В силу п. 7 ст. 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеется (ею воспитывается) не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился, начиная с 1 января 2007 года.

При этом «иметь» предполагает наличие живых детей. Таким образом, право на материнский капитал следует признавать только при наличии живых детей к моменту реализации права на получение материнского капитала.

Согласно ст. 4, указанного закона, в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Регистр должен содержать в числе иных обязательных сведении, также сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельства о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство), то есть сведения, которые содержаться в свидетельстве о рождении ребенка. Таким образом, для внесения сведении о правообладателе в Регистр, наличие свидетельства о рождении ребенка - обязательно.

Судом установлено, и данное обстоятельство сторонами не оспаривалось, что первый ребенок истицы умер на первой неделе жизни, на момент обращения за государственным сертификатом у истицы в семье имеется только один ребенок.

На основании изложенного, суд считает, что в связи со смертью первого ребенка, на момент рождения второго ребенка у истицы не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, установленные ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Вершининой Веры Геннадьевны к Управлению пенсионного фонда РФ в Краснокамском районе РБ о признании решения ГУ УПФРФ по Краснокамскому району в ... об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Дата обезличена года Номер обезличен противоречащим п. 1 ч. 1 ст. 3, ст. 5 ФЗ от 29.12.2006 года № 256 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и п. 7 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на матерински (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 873 и обязании ГУ УПФ РФ по Краснокамскому району в ... выдать Вершининой В.Г. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, в связи с рождением второго ребенка ФИО8 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней.

Председательствующий судья: подпись

Копия верна

Федеральный судья А.Р. Хайруллин.