решение 2-652/2010



2-652/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Николо- Березовка 30 сентября 2010 года.

Краснокамский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Галяутдинова С.А.

при секретаре Камаловой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Насировой ... к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Краснокамском районе РБ о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении в стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии,

установил:

Насирова Р.М. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Краснокамском районе РБ о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным указывая, что Дата обезличена года она обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии как лицо, осуществлявшее лечебную и иную деятельность в течение 25 лет. Решением ответчика Номер обезличен от Дата обезличена года ей отказано в связи с отсутствием необходимого трудового стажа в течение 25 лет.

Ответчиком её трудовой стаж определен равным 22 годам 11 месяцам и 21 дню, при этом незаконно отказано в зачислении в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена года по Дата обезличена года продолжительностью 1 год 6 месяцев, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации общей продолжительностью 2 месяца 3 дня, а также периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года зачислены в стаж в календарном исчислении, хотя подлежали включению в стаж работы в льготном исчислении. Ей отпуск по уходу за ребенком до достижения трех лет предоставлен с Дата обезличена года до Дата обезличена года включительно. В период нахождения в отпуске в действующее законодательство были внесены изменения, которые исключили возможность включения в льготный стаж работы периода после Дата обезличена года, но так как отпуск ей был предоставлен до внесения изменений, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежал включению в стаж работы до окончания отпуска, то есть до Дата обезличена года. Действующее в тот период законодательство не исключало возможности зачисления в стаж работы как отпуска по уходу за ребенком как до 1,5 лет так и до достижения 3 летнего возраста. Таким образом, ответчиком незаконно отказано в зачете периода нахождения в отпуске с Дата обезличена года по Дата обезличена года общей продолжительностью 1 год и 6 месяцев. Ответчиком также необоснованно отказано в зачете в льготный стаж работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации общей продолжительностью 2 месяца 3 дня.

В судебном заседании представитель Насировой Р.М. – Габдрахманов Ф.Г. иск поддержал, по обстоятельствам дела пояснил следующее. Ответчик включил в стаж работы период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,6 лет, но не включил отпуск по уходу за ребенком до трех лет, так как период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет протекал с Дата обезличена года, поэтому подлежит зачету в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в льготном порядке, 1 год за 1 год 3 месяца, курсам повышения квалификации также предшествовала работа, которая засчитывается в специальный стаж в льготном порядке 1 год за 1 год 3 месяца, за время учебных отпусков за ней сохранялось место работы и зарплата. При наличии такого порядка исчисления стажа, на дату обращения к ответчику у нее выработан стаж работы, подлежащий включению в стаж в льготном исчислении 25 лет 4 месяца 12 дней.

Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ в Краснокамском районе РБ, исковые требования не признала и суду пояснила, что периоды курсов повышения квалификации с отрывом от производства и отпуска по уходу за ребенком по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В указанные периоды сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется лечебная или иная деятельность по охране здоровья населения, т.е. отсутствует факт работы в должности и учреждении, предусмотренной Списком и в течении полного рабочего времени. Указанные периоды протекают в равных для всех категорий граждан, и могут быть засчитаны в общий стаж, но не в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение. Льготное исчисление 1 год работы засчитать за 1 год 3 месяца также применяется только в отношении периодов работы.

Суд, выслушав доводы сторон, истца и её представителя, ответчика, исследовав представленные суду материалы, считает, что исковые требования Насировой Р.М. подлежат полному удовлетворению как обоснованные и мотивированные.

Судом установлено, что истица работает с Дата обезличена года по настоящее время в медицинском учреждении в сельской местности.

Основанием для отказа в назначении истице Насировой Р.М. досрочной трудовой пенсии явилось не включение в льготный стаж работы по специальности, отпуска по уходу за ребенком, периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

В соответствии с действующим на момент оспариваемых периодов законодательством 1 год работы в сельской местности засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) и эти правила действовали до Дата обезличена года.

Суд считает не состоятельным утверждение представителя ответчика о том, что включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не предусмотрено нормативными актами.

Федеральным Законом от 17 декабря 2001 года « О трудовых пениях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст.ст. 27, 28 данного Федерального Закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002г.

В силу п.4 данных «Правил» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Такие же нормы содержались в законодательстве, действующих до принятия нового Трудового кодекса Российской Федерации. Также за время учебных отпусков сохранялось место работы и зарплата, и отчислялись страховые взносы.

ГУ Пенсионный фонд РФ в Краснокамском районе РБ не оспаривает направление Насировой Р.М. для повышения квалификации на указанный ею в решении период. Не оспаривается также сохранение за Насировой Р.М. её должности и заработной платы. По месту её работы за время повышения квалификации за период, который оспаривается работодателем производились отчисления взносов в Пенсионный фонд РФ. Поэтому период нахождения Насировой Р.М. на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы и подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Для Насировой Р.М. повышение квалификации является обязательным условием выполнения им возложенных на неё обязанностей по работе.

Что касается отпуска по уходу за ребенком, с учетом правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в определении N 320-О от 5 ноября 2002 года, при решении вопроса о том, подлежат ли включению в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, отпуска по уходу за ребенком (в том числе дополнительные без сохранения заработной платы), следует руководствоваться нормами законодательства, регулировавшими данные отношения на момент предоставления этих отпусков.

Согласно требованиям ст. 167 КЗоТ РФ действовавшим до 06 октября 1992 года отпуск по уходу за ребенком засчитывался в общий и непрерывный стаж работы с применением льготного исчисления.

Согласно разъяснения Министерства Труда Российской Федерации № 5 от 22 мая 1996 года «« О порядке применения списков производства, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78-1 закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет»», в специальный трудовой стаж, включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года « О внесении изменений и дополнений в Кодексе законов о труде РФ» в ст. 167 КЗОТ РФ.

Далее, пленум Верховного суда РФ 20.12.2005 года принял постановление «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Пунктом 15 данного Постановления Пленума установлено, что «при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27-28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 6 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 июля 1982 года № 7/10-30, п.7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29ж.11.89 г № 23/24-11, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе. .. при назначении государственных пенсий. .., периоды отпусков женщин подлежат зачету в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготном размере.

В данном случае периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком начался до 06.10.1992 года и они должны быть включены в специальный стаж медицинской деятельности, для определения права для досрочной назначении пенсии, в льготном исчислении, так как за истицей сохраняется место работы (должность), средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком должен быть засчитан в льготный стаж с использованием льготного исчисления, т.е. 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Истица перед отпуском по уходу за ребенком работала палатной медсестрой в учреждении здравоохранения сельской местности и указанный период засчитан ответчиком в специальный стаж из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца, следовательно, период отпуска по уходу за ребенком подлежит зачету в специальный стаж в таком же порядке. В таком же порядке подлежит исчислению периоды нахождения Насировой Р.М. в декретном отпуске.

Суд считает несостоятельным утверждение ответчика, что в специальный стаж включается период нахождения Насировой Р.М. в отпуске по уходу за ребенком только до 06 октября 1992 года. Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения Насировой Р.М. в отпуске по уходу за ребенком подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку ее право на включение указанного периода в стаж работы возникло до вступления в силу вышеназванного Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1.

К моменту обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Краснокамском районе РБ с заявлением для назначения досрочной трудовой пенсии Насирова Р.М. выработала необходимый для назначения такой пенсии стаж, отсюда решение Управления Пенсионного фонда от Дата обезличена года об отказе Насировой Р.М. в назначении досрочной трудовой пенсии является неправомерным.

Судебные издержки понесенные Насировой Р.М. также подлежат удовлетворению в полном объеме, также подлежат возмещению расходы на оплату услуг представителя Габдрахманова Ф.Г. в сумме ... рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Насировой ... удовлетворить.

Решение Управления пенсионного фонда в Краснокамском районе РБ Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным и отменить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Краснокамском районе РБ включить в льготный стаж Насировой ..., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста с Дата обезличена года по Дата обезличена года продолжительностью 1 год 6 месяцев, период нахождения на курсах повышения квалификации общей продолжительностью 2 месяца и 3 дня, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена года по Дата обезличена года определить в льготном исчислении общей продолжительностью 3 года 7 месяцев 6 дней, определив стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии 25 лет 4 месяца 12 дней.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Краснокамском районе РБ назначить Насировой ... досрочную трудовую пенсию с Дата обезличена года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Краснокамском районе РБ в пользу Насировой ... в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 100 (сто) рублей и в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя в сумме ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд в течение 10 дней со дня вынесения решения, через Краснокамский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна:

Председательствующий: С.А. Галяутдинов