решение 2-15/2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Н-Березовка ДД.ММ.ГГГГ

Краснокамский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи ФИО5

с участием прокурора <адрес> РБ ФИО1,

представителя администрации муниципального района <адрес> РБ ФИО2,

представителя МБДОУ «Детский сад №2 «Огонек» д. <адрес> РБ ФИО4,

установил:

<адрес> РБ в порядке ст. ст.45 и 254 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в интересах воспитанников МБДОУ «Детский сад №2 «Огонек» д. <адрес> РБ к администрации МР <адрес> РБ и администрации МБДОУ «Детский сад №2 «Огонек» д. <адрес> РБ о признании бездействия незаконным, указывая на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном дошкольном бюджетном образовательном учреждении (далее - МБДОУ) «Детский сад №2 «Огонек» д. <адрес> РБ, расположенного по адресу: <адрес>.

Иск мотивирован тем, что в нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации 01-03, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – ППБ 01-03) п.98 и п. 2.5 ППБ 101-89, п. 6 таб. 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденного приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № автоматическая система пожарной сигнализации и оповещение людей о пожаре в здании детского сада отсутствуют.

Указанные нарушения не позволяют своевременно обнаружить возгорание и принять меры по эвакуации несовершеннолетних детей и персонала при пожаре из здания, что может привести к тяжким последствиям, причинению вреда здоровью людей, таким образом, представляют опасность для их жизни при пожаре.

В судебном заседании прокурор поддержал требования, изложенные в исковом заявлении в уточненном варианте, просит признать незаконным бездействие администрации МР <адрес> РБ выразившееся в непринятии мер по обеспечению дошкольного образовательного учреждения автоматической системой пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, обязать администрацию МР <адрес> РБ профинансировать мероприятия по приобретению и установке автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре в срок до ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию МБДОУ «Детский сад №2 «Огонек» д. <адрес> РБ установить автоматическую систему пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре в срок до ДД.ММ.ГГГГ. От исковых требований в части признания незаконным бездействия администрации МБДОУ «Детский сад №2 «Огонек» д. Арлан выразившееся в непринятии мер по обеспечению дошкольного образовательного учреждения автоматической системой пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре - отказалась.

Участвовавшая на судебном заседании представитель администрации МР <адрес> РБ ФИО2 исковые требования прокурора не признала, поддержала доводы изложенные в возражениях на исковые заявления в котором указывает, что администрацией МР <адрес> РБ проводится определенная работа, имеются районные целевые программы: районная целевая программа «Пожарная безопасность образовательных учреждений <адрес> на 2006-2010 года», районная целевая программа «Пожарная безопасность образовательных учреждений <адрес> РБ на 2011-2015 гг.», утвержденная Решением Совета МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, часть дошкольных учреждений по данным программам оснащены автоматической системой пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, но ввиду недостаточного финансирования и большой затратности данных работ, не всем учреждениям дошкольного образования проведено финансирование этих работ. В связи с тем, что бюджетных средств МР <адрес> недостаточно для полного финансирования данных мероприятий в Министерство образования <адрес> еще до предъявления исковых требований направлены сведения о потребности финансовых средств для оснащения муниципальных дошкольных образовательных учреждений и учреждений дошкольного образования автоматической пожарной сигнализацией. Кроме того в МБДОУ «Детский сад «Аленушка» <адрес>», МБДОУ «Детский сад №6 «Чебурашка» <адрес>» имеется автоматическая пожарная сигнализация, но она не соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством, МБДОУ «Детский сад №1 «Березка» <адрес>» и МБДОУ «Детский сад №3 «Радуга» <адрес>» преобразованы в автономные учреждения.

Участвовавшая на судебном заседании третье лицо без самостоятельных требований на стороне ответчика методист МБУ «Отдел образования» администрации МР <адрес> РБ ФИО3 действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ суду пояснила, что со всех дошкольных образовательных учреждений собраны заявки. В Министерство образования ДД.ММ.ГГГГ предоставили заявку с просьбой финансирования в размере 1100 тыс. руб., ответа пока нет. Ведется большая работа по подготовке образовательных учреждений, тратятся огромные средства, но на АПС средств пока недостаточно. Деньги выдаются от администрации по целевой программе, все работы ведутся по мере финансирования.

Участвовавшая в судебном заседании заведующая МБДОУ «Детский сад №2 «Огонек» д. <адрес> РБ ФИО4 суду заявила, что с их стороны предоставлены заявки, расчеты и смета установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей.

Суд, заслушав прокурора, представителя администрации МР <адрес> РБ, представителя МБДОУ «Детский сад №2 «Огонек» д. Арлан, третье лицо, проверив материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению в части.

В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

<адрес> считает необходимым предъявить данное исковое заявление в интересах несовершеннолетних воспитанников дошкольного образовательного учреждения в связи с тем, что в силу несовершеннолетнего возраста не в состоянии защитить свои интересы гражданско-правовыми средствами и согласно ч. 1 ст. 21 ГК РФ не обладают необходимой для этого процессуальной дееспособностью.

Из смысла указанных норм закона следует, что в защиту прав и интересов граждан, неопределенного круга лиц, прокурор вправе предъявлять в суд требования об оспаривании действий или бездействия органов местного самоуправления.

Статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлены обязанности руководителя организации по обеспечению пожарной безопасности на объекте по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.

Согласно ч. 1 ст. 51, Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно п. 1.1.1 приложения № СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 «Общественные здания и сооружения» дошкольные образовательные учреждения относятся к общественным зданиям и помещениям учебно-воспитательного назначения.

Согласно устава МБДОУ «Детский сад №2 «Огонек» д. Арлан является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением и является учреждением, находящимся в собственности муниципального района <адрес> РБ. Функции учредителя Учреждения от имени <адрес> РБ осуществляет глава администрации МР <адрес> РБ.

В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

Установлено, что в МБДОУ «Детский сад №2 «Огонек» д. Арлан отсутствует система автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.

По этим основаниям суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора <адрес> в части обязании администрации МР <адрес> РБ профинансировать мероприятия по приобретению и установке автоматической системы пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре администрацией МБДОУ «Детский сад №2 «Огонек» д. <адрес> РБ в срок до ДД.ММ.ГГГГ и обязании администрации МБДОУ «Детский сад №2 «Огонек» д. <адрес> установить автоматическую систему пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В то же время суд приходит к выводу, что иск в части признания бездействия администрации МР <адрес> РБ незаконным необоснован и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из функционирующих в <адрес> 53 образовательных учреждений во всех школах и филиалах школ (37 учреждений) установлена автоматическая пожарная сигнализация. Из 16 дошкольных образовательных учреждений в 6 учреждениях автоматическая пожарная сигнализация имеется из них в 2 детских садах сигнализация находится в неисправном состоянии, и только в 10 дошкольных учреждениях автоматическая пожарная сигнализация отсутствует.

Со стороны администрации МР <адрес> РБ проводится работа по обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях района, а именно: приняты целевые программы «Пожарная безопасность образовательных учреждений <адрес>» на 2006-2010 годы и на 2011-2015 годы.

Кроме того, во исполнение поручения Президента <адрес> о подготовке предложений в Правительство <адрес> по оборудованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования автоматическими установками пожарной сигнализации и средствами оповещения и управления эвакуацией при пожаре отделом образования администрации МР <адрес> РБ в Министерство образования РБ предоставлена информация о необходимости финансирования в размере 1 110603,46 рублей.

Из вышеизложенного вытекает, что доводы прокурора о бездействии администрации МР <адрес> РБ не соответствует действительности.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию МР <адрес> РБ профинансировать мероприятия по приобретению и установке автоматической системы пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре администрацией МБДОУ «Детский сад №2 «Огонек» д. <адрес> РБ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию МБДОУ «Детский сад №2 «Огонек» д. Арлан МР <адрес> РБ установить автоматическую систему пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В иске в части признания бездействия администрации МР <адрес> РБ выразившееся в непринятии мер по обеспечению дошкольного образовательного учреждения автоматической системой пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья: подпись.

Копия верна.

Федеральный судья: ФИО5