2-32/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 16 февраля 2011 года с. Николо - Березовка Краснокамский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Галяутдинова С.А., с участием прокурора Краснокамского района РБ Яндыбаевой Г.Ф. при секретаре Камаловой Л.А., рассмотрев исковое заявление прокурора Краснокамского района РБ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МР Краснокамский район РБ о признании бездействия незаконным и обязании устранения нарушения законодательства о питьевой воде, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Краснокамского района РБ обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР Краснокамский район РБ о признании бездействия незаконным и обязании устранения нарушения законодательства о питьевой воде. Свое заявление прокурор мотивирует тем, что в ходе проведения общенадзорной проверки законодательства о водоснабжении населенных пунктов района установлено, что в д. Новая Бура СП Новобуринский сельсовет водоснабжение осуществляется ненадлежащим образом. Согласно решениям Совета МР Краснокамский район РБ №14/15-04 от 28.12.2005г. и Совета СП Новобуринский сельсовет МР Краснокамский район РБ №66 от 23.12.2005 года «Об утверждении Соглашения между органами местного самоуправления МР Краснокамский район РБ о передаче органам местного самоуправления МР Краснокамский район РБ осуществления части полномочий органов местного самоуправления сельского поселения Новобуринский сельсовет МР Краснокамский район РБ» полномочия по организации водоснабжения населения, водоотведения в границах СП Новобуринский сельсовет переданы МР Краснокамский район РБ. Однако в нарушение требований действующего законодательства администрацией МР Краснокамский район РБ не принимаются меры по обеспечению населения, проживающих в д. Новая Бура необходимым объемом воды, чем нарушаются гарантированные законом права населения д.Новая Бура на пользование питьевой водой в необходимом количестве и соответствующей установленным нормам. Установлено, что по результатам лабораторных исследований от 14.10.2010 года в общественных колодцах, расположенных в д. Новая Бура, ул. Ленина, д. 31, ул. Мостовая, д. 7 и 12, ул. Танып, д. 1, ул. Строителей, д. 11 не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», хотя используется населением для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Данные колодцы были обустроены без необходимых геологических, гидрологических изысканий и санитарной оценки территории их размещения. Соответственно, имеющиеся колодцы не могут обеспечить гарантированное качество воды. Установлено, что по результатам лабораторных исследований от 14.10.2010 вода в общественных колодцах, расположенных в д. Новая Бура ул. Ленина, д. 31, ул. Мостовая, д. 7 и 12, ул. Танып, д. 1, ул. Строителей, д. 11 не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», хотя используется населением для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Данные колодцы были обустроены без необходимых геологических, гидрогеологических изысканий и санитарной оценки территории их размещения. Соответственно, имеющиеся колодцы не могут обеспечить гарантированное качество воды. Вода из общественных колодцев д. Новая Бура была исследована аккредитованным испытательным лабораторным центром филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в городах Нефтекамск, Агидель, Дюртюли, Янаул и Дюртюлинском, Илишевском, Калтасинском, Краснокамском, Янаульском районах, протокола лабораторных исследований от 21.10.2010 г. № 8607 – 8610. По результатам лабораторных исследований установлены несоответствия требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» по следующим источникам нецентрализованного водоснабжения: колодец по ул. Ленина, 31 – по химическим (жесткость), микробиологическим показателям (ОКБ, ТКБ); колодец по ул. Мостовая, 12 – по органолептическим (мутность), химическим (марганец) микробиологическим показателям (ОКБ, ТКБ) показателям; колодец по ул. Танып, 1 - по органолептическим (мутность) показателям; колодец по ул. Строителей, 11 - по органолептическим (мутность, запах, привкус), химическим (жесткость, хлориды, общая минерализация, нефтепродукты), микробиологическим показателям (ОКБ, ТКБ) показателям. Колодец расположен ориентировочно на расстоянии 50 метров 2-х действующих нефтедобывающих скважин (№ 4966, 4971). Указанные нарушения стали возможными вследствие несвоевременной организации мероприятий по содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды. В судебном заседании представитель прокуратуры Краснокамского района РБ частично изменил свои требования. При этом просит признать бездействие администрации МР Краснокамский район, заключающееся в неприятии мер по обеспечению жителей д. Новая Бура МР Краснокамский район РБ питьевой водой соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Обязать администрацию МР Краснокамский район РБ обеспечить жителей д. Новая Бура СП Новобуринский сельсовет МР Краснокамский район РБ питьевой водой соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в срок до 31.12.2011 в соответствии с проектно-сметной документации по выполнению мероприятий, предусмотренных районной целевой программой «Обеспечение населения Краснокамского района качественной питьевой водой на 2009-2011 годы». Участвовавший на судебном заседании представитель администрации МР Краснокамский район РБ Валиуллин Д.М., действовавший на основании доверенности №10-02/2312 от 27.08.2010 года исковые требования прокурора не признал, показав при этом, что Решением Совета Муниципального района Краснокамский район от 25.07.2009г. №02-07 утверждена целевая программа «Обеспечение населения Краснокамского района качественной питьевой водой на 2009-2011годы». Вопрос об обеспечении жителей д.Новая Бура качественной питьевой водой стоит на контроле и регулярно рассматривался на совещаниях с соответствующими ведомствами, неоднократно направлялись письма в Правительство Республики Башкортостан о данной проблеме и просьбы о софинансировании реконструкции уличного водопровода д.Новая Бура Краснокамского района, о чем свидетельствуют следующие документы: - Письмо Администрации Муниципального района Краснокамский район Государственному собранию - Курултаю Республики Башкортостан от 10.11.2010г. №03-02/2820; - Письмо Администрации Муниципального района Краснокамский район в Правительство Республики Башкортостан от 11.11.2010г. №03-02/2824; - Письмо-ответ АНК «Башнефть» от 13.12.2010г. №01-02-04/10048; - Письмо Администрации Муниципального района Краснокамский район в министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан от 22.12.2010г. №03-02/3313; - Письмо Администрации Муниципального района Краснокамский район в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству а архитектуре от 19.01.2011г. №05-02/125. По вопросу водоснабжения населения республики (не только Краснокамского района) имеется поручение Президента Республики Башкортостан (выписка из перечня поручения по итогам оперативного совещания от 18.10.2010г.), рекомендации парламентских слушаний по вопросу «Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года и пути ее реализации на территории Республики Башкортостан» (письмо от 28.12.2010г. №586-ГС), запросы о состоянии и проблемах водообеспечения населения на территории района (письмо от 01.11.2010г. №245-К5). Обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение экологической обстановки в сельской местности, рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение в соответствии с Постановлением Правительства РБ от 11.06.2003 N 141 "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села в Республике Башкортостан до 2012 года" является главными целями данной Программы. Согласно Постановлению Правительства РБ от 11.06.2003 N141 "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села в Республике Башкортостан до 2012 года" данные мероприятия финансируются из бюджета Республики Башкортостан. Районной целевой программой «Обеспечение населения Краснокамского района качественной питьевой водой на 2009-2011годы» из бюджета района на реконструкцию водопровода д.Новая Бура и составление проектно-сметной документации запланировано 1000 тыс.руб. На составление проектно-сметной документации выделено 290 тыс.руб., проектно-сметная документация подготовлена, проходит государственную экспертизу. Все вышеуказанное показывает, что в материалах дела доказательства бездействия администрации по данному вопросу отсутствуют. Что касается требования прокурора обязать Администрацию Муниципального района Краснокамский район обеспечить жителей улицы Ленина, Мостовая, Танып, Строителей д.Новая Бура СП Новобуринский сельсовет МР Краснокамский район РБ питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в срок до 01.07.2011 года, то: - во-первых, центральное водоснабжение на вышеуказанных улицах функционирует; - во-вторых, основания утверждать о несоответствии качества воды требованиям СНиП отсутствуют, так как экспертиза качества водопроводной воды органами Роспотребнадзора не производилась. Данные работы по техническим причинам не могут быть произведены в короткий срок, так как в зимние месяцы невозможно проводить такой вид работ. При этом также необходимо учитывать требования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в соответствии с которым, процедура аукциона на выполнение данных работ занимает более сорока дней. Таким образом, обеспечить жителей улицы Ленина, Мостовая, Танып, Строителей д.Новая Бура СП Новобуринский сельсовет МР Краснокамский район РБ питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в срок до 01.07.2011 года при таких обстоятельствах в течение нескольких дней становится невозможным. Представители территориального отдела Управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ Хасанова Р.Н. действовавшая на основании доверенности №02-21-013 от 12.01.2011г. и Акбашева Л.Н. действовавшая на основании доверенности №02-21-012 от 12.01.2011г. исковые требования прокурора поддержали, мотивируя тем, что население д. Новая Бура должно быть обеспечено нормальной водой соответствующей СанПиН и в достаточном количестве. Председатель Новобуринского сельсовета Ильхамов М.М. суду показал, что деревне Новая Бура более 150 лет, 126 дворов, 5 улиц, у частных лиц во дворах 63 колодца. В деревне имеется водовод длиной в 3 километра 100 метров построенные в 80 годы прошлого столетия силами нефтяников. К водоводу подключено 60 дворов. Других желающих подключаться нет. На сегодня водовод принят на баланс сельсовета, на его обслуживание с Куяновским ПУЖКХ заключен договор. Водовод работает, но изрядно изношен. Летом прошлого года были проблемы с подачей из-за засухи в регионе. Подготовлен проект документов на новый водовод, который находится на экспертизе, далее будет решаться вопрос о финансировании, тендер, заключение договора и сама работа. Суд, выслушав прокурора, представителя администрации МР Краснокамский район РБ, представителей территориального отдела УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ, представителя администрации Новобуринский сельсовет Ильхамова М.М., изучив материалы дела, считает, что иск прокурора подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. В соответствии со ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 17.03.1998 г. № 147-З «О питьевой воде» (далее - Закон) к ведению органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относятся организация обеспечения граждан и юридических лиц питьевой водой, разработка, утверждение и финансирование программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды. Согласно ст. 17 Закона каждому человеку на территории Республики Башкортостан гарантируется государством обеспечение питьевой водой, отвечающей установленным нормативам качества, а также в соответствии с нормами питьевого водообеспечения. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане, обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. При этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (п.п. 1, 3 ст. 19 указанного Закона). В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения отнесена к вопросам местного значения поселения. По этим основаниям суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора Краснокамского района в части обязании устранения нарушения законодательства о питьевой воде, как обоснованное и мотивированное на законе. В то же время суд приходит к выводу, что иск в части признания бездействия администрации МР Краснокамский район РБ незаконным необоснован и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Со стороны администрации МР Краснокамский район РБ проводится работа по обеспечению населения питьевой водой, а именно: принята целевая программа «Обеспечение населения Краснокамского района качественной питьевой водой на 2009-2011 годы». Финансирование программы осуществляется за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов. Из федерального бюджета 4000 тыс.руб., бюджета Республики Башкортостан 33800 тыс.руб., местного бюджета 21589 тыс.руб.. На реконструкцию сетей водоснабжения в с.Кереметьево и с. Новая Бура в 2011 году предусмотрено финансирование в размере 6000 тыс. руб., в том числе из районного бюджета в размере 1000 тыс. рублей. В деревне Новая Бура более 150 лет, 126 дворов, 5 улиц, у частных лиц во дворах 63 колодца. В деревне имеется водовод длиной в 3 километра 100 метров построенные в 80 годы прошлого столетия силами нефтяников. К водоводу подключено 60 дворов. Желающих подключаться не имеется из-за изношенности водовода. На сегодня водовод принят на баланс сельсовета, на его обслуживание с Куяновским ПУЖКХ заключен договор. Подготовлен проект документов на новый водовод Из вышеизложенного вытекает, что доводы прокурора о бездействии администрации МР Краснокамский район РБ не соответствует действительности. Руководствуясь ст. ст. 173, 197-199 ГПК РФ, суд решил: Исковое заявление прокурора Краснокамского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР Краснокамский район РБ – удовлетворить частично. Обязать администрацию МР Краснокамский район РБ обеспечить жителей д. Новая Бура СП Новобуринский сельсовет МР Краснокамский район РБ питьевой водой соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в срок до 31.12.2011 года в соответствии с проектно-сметной документацией по выполнению мероприятий, предусмотренных районной целевой программой «Обеспечение населения Краснокамского района РБ качественной питьевой водой на 2009-2011 годы». В части признания бездействия администрации МР Краснокамский район РБ, заключающееся в непринятии мер по обеспечению жителей д. Новая Бура МР Краснокамский район РБ питьевой водой соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» незаконным - отказать. Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в ВС РБ. Судья: подпись. Копия верна. Председательствующий: С.А. Галяутдинов