взыскание задолженности по зарплате



Дело НОМЕР - НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА года Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Фомина В.И., с участием прокурора Чашкиной О.Н., истца Максимова В.В., представителя ответчика администрации Краснокамского муниципального района Головиной Е.А., представителя третьего лица Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам Прокофьевой М.Н., при секретаре Ворониной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Краснокамска в интересах Максимова В.В. к администрации Краснокамского муниципального района, Министерству финансов Пермского края о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Краснокамска обратился в суд с иском в интересах Максимова В.В. о взыскании невыплаченной заработной платы. В обосновании заявленных требований указал, что Максимов В.В. обратился в прокуратуру г. Краснокамска за защитой своих трудовых прав. В ходе проведенной проверки было установлено, что Максимов В.В. был принят в отдел по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района ДАТА года для выполнения работы в должности приемный родитель-воспитатель. С ним был заключен трудовой договор. Приказом заведующей отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района от ДАТА года НОМЕРк Максимов В.В. был уволен на основании п. 2 ст. 81 ТК РФ. На основании решения Краснокамского городского суда от ДАТА года, заведующей отдела по защите прав детей издан приказ НОМЕРк от ДАТА года «О восстановлении на работе приемных родителей-воспитателей Максимова В.В. и Максимову Н.В.» с ДАТА года. Максимову В.В. была начислена компенсация за вынужденный прогул за период с ДАТА года по ДАТА года в сумме НОМЕР рубля НОМЕР копеек. До настоящего времени заработная плата не выплачена. Постановлением главы Краснокамского муниципального района от ДАТА года НОМЕР принято решение о ликвидации отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района с ДАТА года. ДАТА года Максимова В.В. был уведомлен о том, что в связи с ликвидацией с ДАТА года отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района он будет уволен на основании п. 1 ст. 81 ТК РФ с ДАТА года, с сохранением гарантий и компенсаций, предусмотренных статьями 178 и 180 ТК РФ. Согласно приказа НОМЕРк от ДАТА года, на основании распоряжения главы Краснокамского муниципального района от ДАТА года НОМЕР, с приемным родителем-воспитателем Максимовым В.В. расторгнут трудовой договор в связи с ликвидацией организации, в соответствии с п. 1 ст. 81 ТК РФ. В нарушение требований трудового законодательства заработная плата Максимову В.В. не была выплачена. Согласно справки председателя ликвидационной комиссии отдела по защите прав детей, сумма, начисленная к выплате Максимову В.В. за период с ДАТА года по ДАТА года составляет НОМЕР рубль НОМЕР копейка. Отдел по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района ликвидирован, в связи с чем учреждение ДАТА года исключено из Единого реестра юридических лиц. Администрация Краснокамского муниципального района, как собственник имущества ликвидируемого учреждения, должно отвечать по долгам отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района. Просит взыскать с администрации Краснокамского муниципального района в пользу Максимова В.В. невыплаченную заработную плату в сумме НОМЕР рубль НОМЕР копейку.

Определением Краснокамского городского суда от ДАТА года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Пермского края л.д. 73).

В судебном заседании прокурор Чашкина О.Н. заявленные исковые требования поддержала полностью. Суду пояснила, что Максимов В.В. был принят на работу на должность приемного родителя-воспитателя в отдел по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района ДАТА года с ним

заключен трудовой договор. ДАТА года Максимов В.В. был уволен на основании п. 2 ст. 81 ТК РФ. Указанное увольнение решением Краснокамского суда от ДАТА года признано незаконным, и Максимов В.В. восстановлен на работе с ДАТА года. Постановлением главы Краснокамского муниципального района принято решение о ликвидации отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района с ДАТА года. Приказом НОМЕРк с приемным родителем-воспитателем Максимовым В.В. расторгнут трудовой договор в связи с ликвидацией учреждения на основании п. 1 ст. 81 ТК РФ. Максимов В.В. уволен ДАТА года. Заработная плата Максимову В.В. за период с ДАТА года по ДАТА года в сумме НОМЕР рубль НОМЕР копейка не выплачена. Администрация Краснокамского муниципального района, как собственник имущества ликвидируемого учреждения, должно отвечать по долгам отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района. Максимов В.В. уволен ДАТА года, поэтому срок на подачу искового заявления о взыскании задолженности по заработной плате не пропущен. Просит взыскать с администрации Краснокамского муниципального района в пользу Максимова В.В. невыплаченную заработную плату в сумме НОМЕР рубль НОМЕР копейку.

Истец Максимов В.В. в судебном заседании поддержал пояснения данные прокурором. Суду пояснил, что он уволен из отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района ДАТА года. Задолженность по заработной плате ему до настоящего времени не выплачена.

Представитель администрации Краснокамского муниципального района Головина Е.А. с заявленными исковыми требованиями не согласна. Суду пояснила, что в соответствии с законом Пермского края НОМЕРПК с ДАТА года исключены полномочия органов местного самоуправления по назначению, выплате пособий и компенсаций приемным родителям-воспитателям. С ДАТА органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ, следовательно, финансирование оплаты труда приемных родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета. Заработная плата работникам отдела по защите прав детей выделялась из краевого бюджета. Администрация Краснокамского муниципального района не может быть надлежащим ответчиком по делу. Имущество отдела по защите прав детей принадлежало муниципальному району и находилось в оперативном управлении отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района. Решение о ликвидации отдела по защите прав детей принято главой Краснокамского муниципального района. Надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Пермского края. Срок на обращение в суд прокурором не пропущен. Работодателем Максимова В.В. являлась администрация Краснокамского муниципального района, но денежные средства поступали из Министерства финансов Пермского края. По трудовому законодательству заработную плату должна выплачивать администрация Краснокамского муниципального района, но из средств выделяемых Министерством финансов Пермского края. По расчетам администрации Краснокамского муниципального района задолженность перед Максимовым В.В. по заработной плате составляет НОМЕР рубль НОМЕР копейки.

Представитель Территориального Управления Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам Прокофьева М.Н. суду пояснила, что денежные средства должны быть взысканы с Министерства финансов Пермского края. По расчетам Территориального Управления задолженность перед Максимовым В.В. по заработной плате составляет НОМЕР рублей НОМЕР копейки. Почему в расчете задолженности по заработной плате составленного Территориальным управлением размер заработной платы Максимова В.В. за август 2008 года указан в сумме НОМЕР рублей, хотя фактически ему была начислена и выплачена заработная плата в сумме НОМЕР рубля НОМЕР копеек пояснить не может. Считает, что прокурор пропустил срок исковой давности для обращения в суд с заявленными требованиями. Начало течения срока давности ДАТА года.

Представитель Министерства социального развития Пермского края о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Из направленного в адрес суда отзыва на исковое заявление следует, что срок для обращения в суд с заявленными исковыми требованиями пропущен. Расчет задолженности по заработной плате произведен неверно.

Представитель Министерства финансов Пермского края о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Из направленного в адрес суда отзыва на исковое заявление следует, что Министерство финансов Пермского края надлежащим ответчиком по делу не является. Бюджету Краснокамского муниципального района денежные средства на оплату труда приемных родителей предоставлялись. Задолженность по оплате труда сформирована в связи с изданием незаконного приказа об увольнении. По какой причине не была погашена образовавшаяся задолженность неизвестно. Необходимые денежные средства могли быть запрошены у Министерства социального развития Пермского края. Пропущен срок предъявления исковых требований. В удовлетворении исковых требований необходимо отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора г. Краснокамска в интересах Максимова В.В. подлежат удовлетворению полностью.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу абз. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Согласно ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

В соответствии со ст. 178 ТК РФ, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Согласно ст. 180 ТК РФ, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2). Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч. 3).

В силу ст. 394 ТК РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

В судебном заседании установлено, что между отделом по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района и Максимовыми ДАТА года заключен договор о передаче несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью л.д. 13-14). По указанному договору Максимовым передано на воспитание девять несовершеннолетних детей.

ДАТА года между отделом по защите прав детей и Максимовым В.В. заключен трудовой договор, по которому он принят для выполнения работы в должности приемный родитель-воспитатель по 12 разряду ЕТС л.д. 15-16). Трудовой договор заключен на неопределенный срок.

Приказом НОМЕРк от ДАТА года Максимов В.В. уволен из отдела по защите прав детей по п. 2 ст. 81 ТК РФ л.д. 17).

Решением Краснокамского городского суда от ДАТА года приказ НОМЕРк от ДАТА года об увольнении Максимова В.В. признан незаконным. Он восстановлен на работе в должности воспитателя приемной семьи в отдел по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района с ДАТА года.

Приказом заведующей отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района НОМЕРк от ДАТА года Максимов В.В. восстановлен на работе с ДАТА года л.д. 9).

Максимов В.В. предупрежден ДАТА года о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией учреждения с ДАТА года.

Приказом отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района НОМЕРк от ДАТА года Максимов В.В. уволен с ДАТА года. Трудовой договор с Максимовым В.В. расторгнут по п. 1 ст. 81 ТК РФ л.д. 8).

Из представленного администрацией Краснокамского муниципального района расчета задолженности по заработной плате следует, что Максимову В.В. не выплачена заработная плата в сумме НОМЕР рубль НОМЕР копейки.

Указанный размер задолженности является правильным и обоснованным, сторонами по делу он не оспорен.

Из расчета размера задолженности по заработной плате составленного председателем ликвидационной комиссии отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района следует, что задолженность по заработной плате перед Максимовым В.В. составляет НОМЕР рубль НОМЕР копейка. При этом в самом расчете нет данных о среднедневном и среднемесячном заработке Максимова В.В., поэтому проверить его правильность не представляется возможным.

Не может суд согласиться и с расчетом задолженности по заработной плате составленного Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенским муниципальным районам, согласно которого размер задолженности определен в сумме НОМЕР рублей НОМЕР копейки.

Согласно ст. 139 ТК РФ, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

В расчете задолженности Территориального управлением Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенским муниципальным районам, при определении среднедневного заработка Максимова В.В. его заработная плата за август ДАТА года указана в сумме НОМЕР рублей НОМЕР копеек, при этом заработная плата Максимова В.В. в августе ДАТА года составила НОМЕР рубля НОМЕР копеек.

Представитель Территориальным управления Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенским муниципальным районам не смогла пояснить суду, почему в расчете заработная плата Максимова В.В. за август ДАТА года указана сумма НОМЕР рублей НОМЕР копеек.

В остальном расчеты администрации Краснокамского муниципального района и

Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенским муниципальным районам друг другу не противоречат.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что задолженность по заработной плате перед Максимовым В.В. составляет НОМЕР рубль НОМЕР копейки.

В соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Прокурором заявлено требование о взыскании с ответчика в пользу Максимова В.В. задолженности по заработной плате в сумме НОМЕР рубль НОМЕР копейку, поэтому указанная сумма и подлежит взысканию в пользу Максимова В.В.

Трудовой договор заключен между Максимовым В.В. и отделом по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района, поэтому обязанность по выплате заработной платы Максимову В.В. лежит на отделе по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района.

Постановлением Главы Краснокамского муниципального района НОМЕР от ДАТА года отдел по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района подлежит ликвидации в срок до ДАТА года л.д. 11).

Пунктом 5.3. указанного постановления на заведующую отделом по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района возложена обязанность о выделении денежных средств из краевого бюджета на выплаты компенсаций в связи с высвобождением работников отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района, а также расходы на ликвидационные мероприятия.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, отдел по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района являлся муниципальным учреждением и прекратил деятельность по решению учредителя ДАТА года в связи с ликвидацией л.д. 26-28).

В соответствии п. 6 ст. 63 ГК РФ, при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ, частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 399 ГК РФ, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

В соответствии с п. 1.1 Положения об отделе по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района отдел по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района является органом администрации Краснокамского муниципального района.

В п. 1.6 указанного Положения отражено, что имущество отдела составляет закрепленное за ним на праве оперативного управления основные и оборотные средства, финансовые ресурсы.

Из распоряжений комитета имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района НОМЕРр от ДАТА года л.д. 20), НОМЕР.1-р от ДАТА г л.д. 21), НОМЕР.1-р от ДАТА г. л.д. 22), НОМЕРр от ДАТА г. л.д. 23), акта передачи имущества от ДАТА года л.д. 24) следует, что отделу по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района передавалось имущество Краснокамского муниципального района.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 7 Устава Краснокамского муниципального района, администрация Краснокамского муниципального района - исполнительно-распорядительный орган района.

В силу ст. 23 Устава Краснокамского муниципального района, администрация Краснокамского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом района и осуществляет полномочия, отнесенные к ее ведению федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Земского собрания и главы района (п. 1). Администрация района обладает правами юридического лица (п. 3).

В соответствии с п. 6. ч. 5 ст. 23 Устава Краснокамского муниципального района, администрация Краснокамского муниципального района распоряжается муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, установленном Земским собранием.

Принимая во внимание, что отдел по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района ликвидирован, отдел являлся структурным подразделением администрации Краснокамского муниципального района, полномочия собственника в отношении имущества отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района осуществляла администрация Краснокамского муниципального района, администрация Краснокамского района является исполнительным органом местного самоуправления, задолженность по заработной плате в пользу Максимова В.В. должна быть взыскана с администрации Краснокамского муниципального района как с собственника имущества отдела по защите прав детей администрации Краснокамскогомуниципального района.

То обстоятельство, что денежные средства на оплату труда Максимова В.В. должны выделяться из краевого бюджета, не лишает администрацию Краснокамского муниципального района права обратиться в суд с требованием о взыскании соответствующих денежных средств из краевого бюджета.

Постановлением главы Краснокамского муниципального района от ДАТА года НОМЕР л.д. 12) утвержден порядок и сроки ликвидации отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района.

Согласно данного порядка, выявление и письменное уведомление кредиторов о ликвидации отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района должно быть произведено до ДАТА года, денежные суммы кредиторам должны быть выплачены до ДАТА года.

В нарушение указанного порядка Максимов В.В. о ликвидации отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района был уведомлен только ДАТА года. Уволен он был ДАТА года. О размере задолженности по заработной плате Максимов В.В. узнал при ликвидации отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района.

Суд считает, что истец Максимов В.В. условия обращения с требованиями к субсидиарному должнику, предусмотренные ст. 399 ГК РФ исполнил.

После обращения Максимовых ДАТА года с требованием о предоставлении им сведений о размере задолженности по заработной плате, председателем ликвидационной комиссии Комаровой Н.А. был составлен расчет задолженности по заработной плате, т.е. соответствующее требование к учреждению, находящемуся в процессе ликвидации Максимовым В.В. было предъявлено.

Факт получения письма Максимова В.В. подтверждается соответствующей отметкой администрации Краснокамского муниципального района на заявлении истца

от ДАТА года.

Поскольку задолженность по заработной плате Максимову В.В. не выплачена, отдел по защите прав детей ликвидирован, имеются предусмотренные законом основания для привлечения собственника имущества муниципального учреждения к субсидиарной ответственности.

Доводы Министерства финансов Пермского края о невозможности привлечения администрации Краснокамского муниципального района к субсидиарной ответственности по долгам отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района, суд находит необоснованными.

Нормы закона о субсидиарной ответственности направлены на защиту интересов кредитора в случае нарушения должником гражданско-правового обязательства.

Учитывая, что на сегодняшний день заработная плата Максимову В.В. не выплачена, субсидиарную ответственность по ее выплате должен нести собственник муниципального учреждения отдела по защите прав детей администрации Краснокамского муниципального района - администрация Краснокамского муниципального района.

Доводы представителя Территориального управления Министерства социального развития Пермского края о том, что прокурором пропущен срок, предусмотренный

ст. 392 ТК РФ для обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по заработной плате, суд находит необоснованными.

Согласно ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Максимов В.В. был уволен ДАТА года, исковое заявление от прокурора в суд поступило ДАТА года, т.е. в установленный ст. 392 ТК РФ трехмесячный срок.

Согласно ст. 211 ТК РФ, немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев.

Согласно представленного суду расчета, среднемесячный заработок Максимова В.В. составлял НОМЕР рубля НОМЕР копейки, поэтому решение суда в части взыскания с администрации Краснокамского муниципального района в пользу Максимова В.В. задолженности по заработной плате в сумме НОМЕР рублей НОМЕР копеек (НОМЕР рубля НОМЕР копейки х 3 месяца) подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Краснокамска в интересах Максимова В.В. удовлетворить полностью.

Взыскать с администрации Краснокамского муниципального района в пользу Максимова В.В. невыплаченную заработную плату в сумме НОМЕР рубль НОМЕР копейку (НОМЕР рубль НОМЕР копейку).

Решение суда в части взыскания с администрации Краснокамского муниципального района в пользу Максимова В.В. невыплаченной заработной платы за три месяца в сумме НОМЕР рублей НОМЕР копеек (НОМЕР рублей НОМЕР копеек) подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья В.И.Фомин