ликвидация несанкционированной свалки



Дело НОМЕР - НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА года Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Фомина В.И., с участием помощника прокурора

г. Краснокамска Чашкиной О.Н., при секретаре Ворониной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Краснокамска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Майского сельского поселения Краснокамского муниципального района о ликвидации несанкционированной свалки бытовых и промышленных отходов,

установил:

Прокурор г.Краснокамска обратился в суд с иском к администрации Майского сельского поселения Краснокамского муниципального района о ликвидации несанкционированной свалки бытовых и промышленных отходов. Заявленные требования мотивировал тем, что на территории Майского сельского поселения Краснокамского муниципального района находится несанкционированная свалка, расположенная в районе 2 очереди ОАО «Пермский свинокомплекс» с левой стороны дороги. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. К вопросу местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территории поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Наличие несанкционированной свалки в районе 2 очереди ОАО «Пермский свинокомплекс» свидетельствует о том, что органами местного самоуправления Майского сельского поселения не осуществляется должным образом организация деятельности по безопасному обращению с отходами. Несанкционированная свалка оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, нарушая гарантированные ст. 42 Конституции РФ права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.

Статья 12 ГК РФ предусматривает в качестве защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения прав и пресечению действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Просят обязать администрацию Майского сельского поселения в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в районе 2 очереди ОАО «Пермский свинокомплекс».

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что наличие несанкционированной свалки на территории Майского сельского поселения нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Размещение свалки соответствующими учреждениями не согласовывалось. Просит заявленные исковые требования удовлетворить.

Ответчик администрация Майского сельского поселения Краснокамского муниципального района о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направила.

Из отзыва на исковое заявление следует, что свалка твердых бытовых отходов на территории Майского сельского поселения эксплуатируется с начала существования

п. Майский. Вопрос о ликвидации свалки неоднократно рассматривался, но не был реализован в связи с отсутствием финансирования.

Согласно ч. 2 ст. 167 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.

Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд признает причину неявки представителя ответчика в судебное заседание неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

При подаче искового заявления прокурор г.Краснокамска действовал в рамках полномочий, предоставленных ему ст.45 ГПК РФ, определяющей право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным, заявление прокурора подлежит рассмотрению по существу.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 24 июня 1998 года N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 1).

Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1). Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2).

В силу ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1). Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (п. 2).

Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 года N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации (п. 3.2). На земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки), должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы (п. 3.3).

Статьей ст. 6 Устава Майского сельского поселения предусмотрено, что к вопросам местного значения Майского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 19) л.д. 23).

В судебном заседании установлено, что на территории Майского сельского поселения существует свалка твердых бытовых отходов в районе 2 очереди ОАО «Пермский свинокомплекс», эксплуатируется с 1976 года, расположена в 2 км. .... Свалка размещена на плоском земельном участке с небольшим уклоном на восток. Противофильтрационный экран отсутствует. На свалке накоплено НОМЕР тонн отходов. Собственник свалки администрация Майского сельского поселения. Эксплуатирующая организация ООО «Коммунальная служба п. Майский».

Указанные обстоятельства подтверждаются письмом директора Краснокамского комитета по охране окружающей среды Кокшарова С.И. от 15.06.2010 года л.д. 17), актом обследования от 11.06.2010 года л.д. 18), представленными суду фотографиями свалки л.д. 19-20).

Доказательств того, что свалка твердых бытовых отходов на территории Майского сельского поселения размещена в соответствии с требованиями экологического и санитарного законодательства суду не представлено и в ходе судебного заседания не добыто.

Наличие свалки твердых бытовых отходов на территории Майского сельского поселения свидетельствует о том, что администрацией Майского сельского поселения не выполняются возложенные на нее законом функции по очистке территории от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Бездействие администрации Майского сельского поселения подрывает санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории Майского сельского поселения, негативно влияет на состояние природной среды, создает угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права и интересы граждан на благоприятную окружающую среду.

Отсутствие соответствующего финансирования не освобождает администрацию Майского сельского поселения от выполнения возложенных на нее законом полномочий по организации деятельности в области обращения с отходами.

При таких обстоятельствах, требования прокурора обязать администрацию Майского сельского поселения в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов расположенную в районе 2 очереди ОАО «Пермский свинокомплекс» подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Краснокамска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Майского сельского поселения Краснокамского муниципального района о ликвидации несанкционированной свалки бытовых и промышленных отходов удовлетворить полностью.

Обязать администрацию Майского сельского поселения Краснокамского муниципального района в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов расположенную в районе 2 очереди ОАО «Пермский свинокомплекс».

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья В.И.Фомин