о назначении пенсии



Дело НОМЕР ДАТА года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Краснокамский суд Пермского края

в составе председательствующего Теплоуховой И.М.

при секретаре Мещеряковой Л.Н.

с участием истца Лазарева В.И.

представителя ответчика Ефимовой П.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску Лазарева В.И. к УПФ РФ/ гу/ в г.Краснокамске Пермского края о назначении пенсии

у с т а н о в и л :

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДАТАг. отказано Лазарева В.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность.

Лазарева В.И. обратился в суд с требованиями о назначении ему досрочной пенсии с момент возникновения права, просил включить в специальный стаж период работы в МУ начального эстетического образования « Краснокамская школа искусств» преподавателем с ДАТАг. по ДАТАг., в МОУ ДОД « школа» с ДАТАг. по ДАТАг.

В период рассмотрения дела истец дополнял исковые требования. Просил включить еще в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации ( два периода) в ДАТА, затем просил включить период ведения факультатива в школе НОМЕР с ДАТАг. по ДАТАг., а также период службы в армии с ДАТАг. по ДАТАг.

В судебном заседании истец требования поддерживал. Пояснил, что он отработал 25 лет педагогом с детьми в детской школе искусств, которая является дополнительным образовательным учреждением. В школе учатся дети с 7 лет до 16 лет. Период учебы с сентября по май. Во время занятий ведутся журналы по предметам, т.е. успеваемости, посещаемости. По окончанию школы учащимся выдаются свидетельства об окончании школы.

В ДАТА году он был на двух ученических сессиях, поскольку обучался в педагогическом институте. До призыва в армию окончил два курса хореографического училища. После службы в армии учился в курсовом комбинате Управления культуры по специальности руководитель танцевального коллектива. После этого трудоустроился в школу для ведения факультатива по танцам с детьми, однако был оформлен в должности слесаря-электромонтера. Все спорные периоды просит включить в специальный стаж.

Представитель ответчика исковые требования не признает в полном объеме. Пояснила, что нет законных основания включить в специальный стаж периоды службы в армии, курсов повышения квалификации как и ученической сессии, а также период работы в должности слесаря-электромонтера в средней школе НОМЕР. Периоды работы в муниципальном учреждении начального эстетического образования « школа» не может быть включен так как тип учреждения и его вид не поименованы в Списках. Период работы в МОУ ДОД « школа» могла бы быть включена в специальный стаж только при наличии одновременно 2 условий. В частности у Лазарева В.И. на ДАТАг. должен был быть специальный стаж выработан в 16 лет 08 месяцев, а у истца стаж составляет - 14 лет 09 месяцев 05 дней. В связи с дополнением по исковым требованиям было вынесено дополнительное решение комиссией ДАТАг., также отказано в назначении пенсии.

Суд считает, требования Лазарева В.И. подлежат частичному удовлетворению.

По нормам п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( в редакции от 30.12.2008г.) досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В настоящее время при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ № 173-ФЗ действуют Списки должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей ( далее Списки) и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей ( далее Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 78.

Кроме того, при исчислении продолжительности специального стажа за период до 01.01.2002г. с учетом норм Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П могут быть применены правила и нормы, действовавшие до введения в действие Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Так, при назначении пенсии педагогическим работникам, периода работы до 01.11.1999г. могут рассматриваться в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 и с постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067.

Согласно решения комиссии и трудовой книжки, военного билета Лазарева В.И.проходил службу в рядах СА с ДАТАгода по ДАТАг. /л.д. 9-11,48/.

На тот период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Исходя из позиции ответчика следует, что признавая возможность применения Положения 1959 года, следует учитывать и условие « что служба в армии может быть зачтена при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии». При этом 2/3 стажа должно быть, по мнению ответчика, соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсий, а на момент утраты силы названного Постановления - на 01.10.1993г..

Данный вывод нельзя признать законным.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18,19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004нг. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002г. № 320-о указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняют ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, спорный период службы подлежит включению в стаж работы для назначения досрочной пенсии, независимо от времени обращения Лазарева В.И. за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование повлечет ограничение конституционного права на социальное обеспечение.

Подлежит включению в специальный стаж и периоды ученического отпуска - с ДАТАг. по ДАТАг., с ДАТАг. по ДАТАг. г.

Согласно диплома Лазарева В.И. с ДАТА года по ДАТА год проходил обучение в Педагогическом институте /л.д.55/.

Истец пояснил, что в спорный период сдавал очередную сессию, а также сдавал госэкзамены по окончанию обучения и защищал диплом.

Согласно справки Управления образования Администрации Нытвенского района Пермского края Лазарева В.И. в эти два спорных периода находился в ученическом отпуске ( сессии) с оплатой согласно представленных документов. Оплата периода ученического отпуска подтверждается копией лицевого счета /л.д.49,47/.

Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в специальный стаж включаются периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно пп.5 ст.68 КЗоТ РФ и ст.ст.196,198 КЗоТ РФ отпуска в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, относились к дополнительным отпускам, за время которых за работником сохранялась заработная плата, а также предоставлялись другие льготы.

В статье 173 ТК РФ, также предусматривающей гарантии и компенсации работникам, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, законодатель называет такие отпуска дополнительными.

Согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Пунктом 3 Приложения № 6 Инструкции « О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985г. № 94 был также закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж время обучения в высших и средних специальных учреждениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Лазарева В.И. с ДАТА по август ДАТА работал учителем музыки в средней школе НОМЕР. Предшествующий и последующий периоды, до и после ученических сессий в 1986году комиссией были зачтены в специальный стаж педагогической деятельности.

А потому спорные период ДАТА года должны быть зачтены в специальный стаж.

Согласно трудовой книжки Лазарева В.И. в период с ДАТАг. по ДАТАг. был принят в школу НОМЕР на 0,5 ставки слесаря-электромонтера для ведения факультатива. Справкой средней школы подтверждается, что в данный период Лазарева В.И. проводил в школе факультатив по танцам с детьми, другими работами не занимался /л.д.46/.

Действительно, оснований зачесть данный период в специальный стаж, оснований нет. Наименование должности « слесарь-электромонтер» действующими Списками не предусмотрено к зачету в специальный стаж.

По спорным периодам работы в школе искусств решение комиссии суд также считает незаконным.

Закон « Об образовании « / ст.55/ от 10.07.92г. № 3266/1 /в редакции 07.08.2000г., с изменениями на 30.12.2001г./ предусматривает право педагогических работников образовательных учреждений в порядке, установленном Законодательством Российской Федерации, на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и / или / обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

Учреждения дополнительного образования также относятся к образовательным / ст.12 п.4 пп.8 Закона « Об образовании»/

Согласно трудовой книжки Лазарева В.И. принят на должность преподавателя в школа ДАТА г., записи об увольнении нет, т.е. истец продолжает трудовую деятельность в данном учреждении и на день суда.

Представитель ответчика не оспаривала того обстоятельства, что Лазарева В.И. осуществлял в спорный период педагогическую деятельность.

Согласно исторической справки : в 1974 году была создана Краснокамская художественная школа. В 1978 году на основании решения исполнительного комитета Краснокамского городского совета народных депутатов преобразована была в « школа». В 1995 году школе было выдано свидетельство о государственной регистрации, с наименованием согласно Устава школы - Муниципальное учреждение начального эстетического образования « школа». В 2002 году внесены изменения в Устав. Школа стала именоваться Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей « школа». Сведения в исторической справке подтверждают Уставы школы, архивной копией решения о преобразовании художественной школы и школу искусств, свидетельскими показаниями директора школы.

Свидетель Савиновская Н.В. пояснила, что все 35 существования школы - это школа дополнительного образования. Учебные программы, структура учреждения все тоже. Образовательная деятельность подтверждается дипломами, грамотами. Лазарева В.И. в школе работает давно, все периоды выполняет одну и ту же работу. После принятия Списков стали решать вопрос о переименовании школы.

Свидетель Лузина А.С.., коллега Лазарева В.И., пояснила, что вместе с истцом работает давно. Лазарева В.И. работал преподавателем хореографического отделения. Изменений в образовательном процессе в школе не было, как была детская школа, так и осталась. В школе детям дается начальное художественное образование для поступления в средние и высшие учебные заведения. По окончании учебы выдается свидетельство об образовании государственного образца. Изменение наименования произошло по рекомендации Управления культуры. В школе учебный год, как и в общеобразовательной, только преподаются специальные дисциплины.

Согласно Списков должностей, утвержденных постановлением Правительства от 22.10.99 г. № 1067, и от 29.10.02г. № 781, в названии учреждений, где должна проходить работа для получения досрочной трудовой пенсии, предусмотрено среди учреждений дополнительного образования - детская школа искусств, но также и эстетического воспитания детей / культуры, искусств или по видам искусств/.

Из текста решения НОМЕР от ДАТАг. о преобразовании школы, усматривается, что исполнительный комитет принимал решение в целях совершенствования форм эстетического воспитания. Как пояснила свидетель Савиновская, видимо название школы, с включением в него « эстетического воспитания» взято из решения исполкома.

Судом исследованы журналы обучения детей по дисциплинам, порядок их ведения аналогичен журналам общеобразовательной школы. Из множества дипломов и грамот следует, что деятельность истца и учреждения определялась как педагогическая. Не оспаривает данного обстоятельства и представитель ответчика.

Судя по решению комиссии часть периода работы в школе искусств Лазарева В.И. зачтено в специальный стаж с ДАТА по ДАТАг., однако последующий период работы ответчиком не включен в специальный стаж, хотя истец работал на том же месте, с теми же обязанностями.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Статья 43 часть 1 Конституции РФ закрепляет право каждого на образование. Данное конституционное права, как и свободы выбора образовательного учреждения, обеспечиваются, в частности, вытекающими из статьи 37 Конституции РФ гарантиями защиты конституционных прав педагогов в сфере труда, запретом на дискриминацию в сфере образования, а также государственными стандартами образования и подготовки педагогических кадров.

Исходя из смысла главы 6 ФЗ № 173, законодатель предусмотрел в новом законе сохранение ранее приобретенных прав. По ранее, действующему законодательству, в частности Закона РФ « О государственных пенсиях в РФ» / ст.80,83/, право на получение пенсии за выслугу лет связывалось не с любой работой в определенной сфере деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Учитывая, что Лазарева В.И. с начала поступления на работу в школу искусств и до момент обращения к ответчику работал преподавателем, т.е. он осуществлял педагогическую деятельность в одном и том же учебном заведении, а потому частичное включение периодов работы в образовательном учреждении в специальный стаж, а не полностью, следует считать нарушением его конституционных прав.

Согласно мотивировки определения Конституционного Суда РФ от 06.12.2001г. № 310-О « в соответствии со ст.83 Закона РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации» Правительству Российской Федерации было предоставлено право по согласованию с Пенсионным фондом РФ утверждать Списки соответствующих работ /профессий и должностей/ с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги. Из данного Закона не вытекало, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет». Списки от 22.09.99г. были утверждены во время действия старого пенсионного законодательства. Однако в ст.28 ч.3 Федерального Закона № 173-ФЗ указано, что при необходимости, Списки утверждаются Правительством РФ.

Период работы с ДАТАг. по ДАТАг. г. протекал у Лазарева В.И..в период действия Закона РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.90г. Ст.27 ФЗ РФ № 173-ФЗ именуется как «сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан», т.е. должно быть сохранено право возникшее в период действия прежнего пенсионного законодательства.

В силу ст.15 Конституции РФ законы и иные правовые акты, принимаемые РФ не должны противоречить Конституции РФ. А потому, обстоятельство, что наименование учреждения не соответствует наименованию в Списке, является формальным обстоятельством и не должно препятствовать реализации конституционного права. В противном случае это может породить неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права истца на социальное обеспечение.

С учетом изложенного период с ДАТАг. по ДАТАг. подлежит включению в специальный стаж.

В соответствии с п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г № 781, работа в должностях, указанных в п.2 раздела « Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела « Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 01.01.2001г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

-на 01.01.2001г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев;

- у лица имеется факт работы ( независимо от продолжительности) в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должностях в учреждениях, указанных в п.2 раздела « наименование должности» и в пункте 2 раздела « наименование учреждений» списка.

Как указано выше в решении период с ДАТАг. по ДАТАг. независимо от того, что наименование учреждения « Муниципальное учреждение начального эстетического образования « школа» не поименовано в п.2 раздела « наименование учреждений» списка, данный период должен быть включен в специальный стаж. А потому одно из условий соблюдено.

По второму условию, представитель ответчика исходя из факта не включения частично в специальный стаж периодов работы считал, что у истца на ДАТАг. специальный стаж составил лишь 14 лет 09 месяцев 05 дней, но с учетом необходимости зачета в специальный стаж периоды службы в армии, двух периодов учебы в высшем специальном образовательном учреждении и период работы в школе искусств на ДАТАг. у истца специальный стаж составляет 18 лет 01 месяц 24 дня ( 14 лет 09 месяцев 05дней (зачтенных комиссией) + 02 года 00 месяцев 11 дней ( с ДАТАг. по ДАТАг.) + 02 месяца 08 дней ( периоды учебы) + 01 год 02 месяца 00 дней ( с ДАТАг. по ДАТАг.)).

Поскольку оба условия имеют место быть, то период с ДАТАг. по ДАТАг. также подлежит включению в специальный стаж ( 09 лет 02 месяца 18 дней).

Всего специального стажа составляет 18 лет 01 месяц 24 дня + 09 лет 02 месяца 18 дней = 27 лет 04 месяца 12 дней, что является достаточным для назначения досрочной пенсии с момента обращения с ДАТАг.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л: Требования Лазарева В.И. удовлетворить частично.

Признать решение комиссии по назначению пенсии от ДАТАг. ( с дополнением от ДАТАг.) об отказе Лазареву В.И. в назначении пенсии по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ /гу/ в г.Краснокамске Пермского края включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей Лазареву В.И. периоды работы :

служба в армии по призыву с ДАТАг. по ДАТАг. ( 02 года 00 месяцев 11 дней);

период учебы с ДАТАг. по ДАТАг.( 10дней), с ДАТАг. по ДАТАг.(01месяц 28 дней);

преподавателя муниципального учреждения начального эстетического образования « школа» с ДАТАг. по ДАТАг. ( 01 год 02 месяца 00 дней);

преподавателя МОУ ДОД « школа» с ДАТАг. по ДАТАг. ( 09 лет 02 месяца 18 дней).

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ /гу/ в г.Краснокамске Пермского края назначить Лазареву В.И. пенсию с ДАТАг.

Отказать Лазареву В.И. в удовлетворении требований о включении в специальный стаж период работы с ДАТАг. по ДАТАг.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в 10 дней через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Теплоухова И.М.