о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело №ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Краснокамский суд Пермского края

В составе председательствующего Теплоуховой И.М.

При секретаре Мещеряковой Л.Н.

С участием прокурора Шмелева И.В.

Соистца Чикишевой В.А.

Представителя Администрации муниципального района Русиновой Н.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах Чикишевой В.А. к Администрации 1, Администрации 2, Правительству, Министерству 1 о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма

У с т а н о в и л :

Чикишева Г.А., являвшаяся одинокой матерью в отношении Чикишевой В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, решением Краснокамского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, была лишена родительских прав.

Чикишева В.А. после детского дома, обучалась в ПУ № <адрес>, которое окончила в ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурор г. Краснокамска обратился в суд с заявлением в интересах Чикишевой В.А. о возложении обязанности предоставить Чикишевой В.А. жилое помещение на условиях договора социального найма, обязав Министерство 1 произвести оплату расходов на приобретение жилья.

В судебном заседании прокурор требования поддержал. Суду пояснил, что Чикишева В.А. имеет статус <данные изъяты>, не имеет жилого помещения, а потому после окончания учебного заседания у нее возникло право на внеочередное получение жилого помещения на условиях договора найма. При определении Чикишевой в детский дом за ней было закреплено жилое помещение по <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о сносе дома в виде крайней ветхости несущих конструкций. Другого жилого помещения, взамен утраченного администрацией семье Чикишевых не было предоставлено.

Чикишева В.А. требования прокурора поддержала. Суду пояснила, что ей о судьбе матери ничего не известно. Сестра матери Чикишева Л.А. умерла. После окончания ПУ-№ ей предложили выселиться из общежития, а потому она вынуждена была найти другое учебное заведение, где предоставляют общежитие. В настоящее время обучается в г.Березники, где ей предоставлено на время учебы общежитие.

Представитель Администрации 1 не возражала против требований прокурора. Суду пояснила, что Чикишева стоит на учете нуждающихся в льготной категории. По имеющейся информации, другим членам семьи, проживавшим в доме по <адрес>, другого жилого помещения не предоставлялось. Чикишева Г.А. была поставлена в очередь на получение жилья, однако в администрацию не обращалась, заявление не подавала, как не обращались и другие собственники этой квартиры.

Кроме того представитель полагает, что Чикишева В.А. имеет бесспорное право на внеочередное получение жилого помещения, в соответствии с единым списком <данные изъяты>, не имеющих закрепленного жилого помещения. Но трактовку ч.2 ст.57 ЖК РФ считает, нарушающей прав других граждан, относящихся к указанной категории лиц, имеющих бесспорное право на внеочередное получение жилого помещения и противоречит п.3 ст.17 Конституции РФ.

Кроме того, полагает, что необходимо учитывать интересы других граждан, которые состоят на учете и у которых по времени постановки право возникло ранее, чем у Чикишевой В.А.

Представитель Администрации 2 в суд не явился, ранее в отзыве не возражал против удовлетворения требований / л.д.77/.

Представитель Министерства 2 просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве просил в удовлетворении требований прокурора в интересах Чикишевой В.А. отказать. Полагает, что у Чикишевой В.А. не возникло право на обеспечение ее вне очереди жилого помещения, но она не лишена возможности обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства с вопросом о предоставлении жилого помещения по иным основаниям, не связанным с реализацией мер по социальной поддержке <данные изъяты>./ л.д.46-51/.

Представитель Правительства о дне слушания дела извещен.

Представитель Министерства 3 ( третье лицо) также просил о рассмотрении дела без представителя. В отзыве отражено, что Пермский край в лице Правительства, Министерства 2 и Министерства 3 исполнил свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и возложения обязанности по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам на орган местного самоуправления, орган местного самоуправления должен исполнять возложенные на него обязательства независимо от каких-либо условий. В частности, не может быть поставлено обеспечение вне очереди жилыми помещениями <данные изъяты>, в зависимость от отсутствия свободного жилья, неосуществления строительства нового жилищного фонда, отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений для предоставления его детям, указанным в ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ДД.ММ.ГГГГ. на основании распоряжения Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №-рп муниципальному образованию « Краснокамский муниципальный район» для приобретения жилья указанной категории были перечислены <данные изъяты> рублей за счет средств федерального бюджета и <данные изъяты> рублей за счет средств краевого бюджета. Считает, что требования в части возложения обязанности на Правительства выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилья для Чикишевой В.А. являются неправомерными и не подлежат удовлетворению./ л.д.52-55/.

Представитель Министерство 1 ( ответчик) в суд не явился. В отзыве отражено о необходимости привлечения к участию в процессе в качестве соответчиков Министерства 3, Министерства 2, в иске с Министерству 1 следует отказать. Представитель указал, что главным распорядителем средств бюджета Пермского края на предоставление жилья является Министерства 3, который осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Выделение средств для Чикишевой В.А. должно осуществляться в порядке, установленном Положением, утвержденным постановлением правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, а не путем обязания Министерства 1 выделить необходимые денежные средства, так как такие требования противоречат закону / л.д.57-61/.

Суд считает, исковые требования прокурора в части предоставления жилого помещения Чикишевой В.А. вне очереди подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ,

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ ( в редакции закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г) « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой / попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов / ст.5 ФЗ № 159-ФЗ/. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст.1 настоящего закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.

Согласно ст.6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.04г ( редакция от 01.11.2008г.)., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой /попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства

Согласно ст.8 этого закона – расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.

В Пермском крае действует Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» / редакция от 05.02.2009г. № 55-п/, п.п. 2 - 8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, условия о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

В соответствии со ст.3 Положения учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170.

В силу ст.2 Правил дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа ( далее дети – сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения ( ч.3 Правил).

ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает защиту прав и детей, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).

Исходя из приведенных выше нормативных актов следует, что в целом закон предусматривает право на получение детям-сиротам внеочередного жилого помещения до достижения ими возраста 23 лет, т.е. если они встали в очередь на получение жилого помещения до достижения этого возраста. После достижения этого возраста действие закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на них уже не распространяется.

В судебном заседании установлено, Чикишева В.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце внесены со слов матери / л.д.11/.Решением Краснокамского суда от ДД.ММ.ГГГГ Чикишева Г.А. была лишена родительских прав в отношении дочери Чикишевой В.А. / л.д.12/. Распоряжением главы самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ Чикишева В.А.. была направлена по путевке в детский дом для несовершеннолетних, за ней было закреплено жилье, находящееся по адресу <адрес> / л.д.13/.

С начала ДД.ММ.ГГГГ. было принято решение о капитальном ремонте дома, в дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ, в связи с фактическим сносом дома, граждане были поставлены в очередь на получение жилья / л.д.14.15/.

Согласно распоряжения главы самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ Чикишева В.А. была принята на жилищный учет как лицо, оставшееся без попечения родителей, во внеочередной список детей-сирот / л.д.16-20/, на основании решения жилищной комиссии, куда обратился директор Дома детства.

Судом установлено, что семья Чикишевых проживала по адресу <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом ДД.ММ.ГГГГ Чикишева В.А. вместе с матерью была выписана на адрес <адрес> / л.д.82/., однако там никто из Чикишевых не зарегистрировался. ДД.ММ.ГГГГ Чикишева Н.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения ( бабушка соистицы) убыла на <адрес> <адрес>. По сведениям МУ « Краснокамский РКЦ» квартира по <адрес> была приватизирована, но кем и когда сведений нет. Исходя из того, что с ДД.ММ.ГГГГ в квартире уже на праве собственности проживает другая семья. Афанасьевых, по договору купли-продажи, следует, что приватизация должны была быть оформлена на Чикишевых, или кого-то из них.

Согласно сведений по <адрес> Чикишева Н.И. имела в собственности две комнаты в <данные изъяты> комнатной квартире на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ/ л.д.26/ В этих комнатах и были зарегистрированы две дочери собственницы Чикишева Г.А. и ее сестра Чикишева Л.А., а также внучка Чикишева В.А. С регистрационного учета Чикишева Н.И. была снята в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ, остальные зарегистрированы и на ДД.ММ.ГГГГ л.д.26/.

По информации Администрации 1, при расселении семей ветхого дома, предоставлялось жилье, однако Чикишевы в данном списке отсутствуют, но в список на получение жилья внесена Чикишева Г.А. без ее заявления, так как место фактического жительства известно не было.

В судебном заседании представитель Администрации 1 пояснила, что решить вопрос о предоставлении жилья в связи со сносом сложно, так как никто из собственником комнат в администрацию не обращался.

Из сообщения нотариуса следует, что наследственное дело после смерти Чикишевой Н.И. не заводилось.

Поскольку Чикишева Н.И. умерла ( актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ), то наследниками по закону являлись две ее дочери, Чикишева Г.А., и Чикишева Л.А., но ни одна из них право собственности на наследство не оформили. Хотя в силу ст.1152 ч.4 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Так как Чикишева Г.А. и ее сестра Чикишева Л.А. были зарегистрированы в квартире матери, то признается ( пока не доказано иное), что они приняли наследство, т.е. стали собственниками. Установить фактическое проживание Чикишевой Г.А. не возможно. Со слов Чикишевой В.А. ее тетя Чикишева Л.А. умерла, но есть ли у нее наследники, ей неизвестно.

Судом установлено, что Чикишева В.А. наследником по линии родственников не принимала наследство, а потому у нее право собственности на жилое помещение ( до его сноса) по <адрес> не возникло.

Исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии и с учетом положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену со стороны государства в части обеспечения права на жилище граждан-собственников жилых помещений при сносе дома, действующим законодательством предусмотрено только изъятие у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником когда ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Каких-либо иных гарантий не предусмотрено.

Учитывая, что Чикишева В.А. собственником жилого помещения по <адрес> не является, собственники за разрешением данного вопроса в администрацию не обращаются, место жительство матери Чикишевой В.А. не установлено, а потому разрешить вопрос только с соистицей о предоставлении жилья по договору социального найма в связи со сносом дома невозможно. А потому с доводом представителя Министерства 2 о праве Чикишевой В.А. на получение жилья по иным основаниям нельзя согласиться.

В связи с изложенным, следует признать, что несмотря на закрепление жилья за Чикишевой В.А., она жильем не обеспечена и не может быть обеспечена по иным основаниям, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Краснокамского муниципального района в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п. Именно данный орган на территории Краснокамского района составляет списки детей-сирот. Денежные средства из краевого бюджета, выделяемые на эти цели направляются в муниципальные районы, которые и приобретают жилые помещения для данной категории лиц.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Доводы администрации о том, что ответственность они несут в пределах выделенных на эти цели финансовых средств и что, выделение соответствующих субвенций на осуществление такого полномочия не достаточно, не являются основанием для отказа в иске. Порядок финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на объем прав данной категории граждан при предоставлении жилья не могут влиять.

Согласно постановления Главы самоуправления Краснокамского муниципального образования от 01.04.05г. № 91, норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий установлена в размере 10 кв.м.общей площади на одного человека. Степень благоустроенности по городу установлена: наличие холодной воды, теплоснабжения, канализации, газификации. Аналогичные нормы предоставления жилья на территории Краснокамского городского поселения.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580). В отзыве представитель Администрации 1 не оспаривал факт перечисления средств на эти цели из краевого бюджета, тем более, что средства перечисляются без учета для кого из льготной категории должно быть приобретено жилое помещение.

В соответствии с Постановлением Правительства № 16-П Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, а также разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края.

Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год.

После принятия распоряжения Правительства Пермского края Министерство ЖКХ Пермского края перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты.

В связи с чем, ответчиков Правительство, Министерство 1 от ответственности следует освободить в соответствии с требованиями закона.

Не может быть признана законной и позиция представителя Администрации 1 о нарушении прав лиц, которые стоят ранее в очереди во внеочередном списке. Внеочередники должны получать жилье вне очереди, так как сам статус гражданина в таком качестве исключает возможность включения его в какую-либо очередь. Право гражданин на получение жилого помещения вне очереди, как указал Верховный Суд РФ ( Обзор законодательства и судебной практики за 3 кв.2007г., утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 7 ноября 2007г.), не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников и времени принятия их на учет. Эта категория нуждающихся должна обеспечиваться жилыми помещениями по мере возникновения у нее права на получение помощи государства в жилищной сфере.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Требования прокурора г.Краснокамска в интересах Чикишевой В.А. удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию 1 предоставить Чикишевой В.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования, по договору социального найма в черте Краснокамского муниципального района общей площадью не менее 10 кв.м. за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в 10 дней через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.

СудьяТеплоухова И.М.