Дело №ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Краснокамский суд Пермского края
В составе председательствующего Теплоуховой И.М.
При секретаре Мещеряковой Л.Н.
С участием прокурора Шмелева И.В.
Соистца Конькова Д.В.
Представителя Администрации поселения – Воробьевой Н.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах Конькова Д.В. к Администрации, <адрес> о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о возложении обязанности произвести оплату расходов
У с т а н о в и л :
Симанова О.А. имела сына Конькова Д.В.,ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, в отношении которого Коньковым В.И. было установлено отцовство. Симанова О.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, Коньков В.И. умер ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью родителей Коньков Д.В., проживающий в <адрес> без регистрации места жительства и не имеющий своего жилья внесен в льготный список очередности имеющих статус <данные изъяты> на получение жилья при <данные изъяты> территориальной администрации.
Прокурор г. Краснокамска обратился в суд с заявлением в интересах Конькова Д.В. о возложении обязанности предоставить Конькову Д.В. жилое помещение на условиях договора социального найма, обязав <адрес> произвести оплату расходов на приобретение жилья для Конькова Д.В.
В судебном заседании прокурор требования поддержал. Суду пояснил, что Коньков Д.В. имеет статус « <данные изъяты>», не имеет жилого помещения, а потому по достижению 18 летнего возраста и окончанию срока отбытия наказания, у него возникло право на внеочередное получение жилого помещения на условиях договора найма. Жилого помещения администрацией не было предоставлено.
Коньков Д.В. требования прокурора поддержал. Суду пояснил, что проживает в квартире подруги в <адрес>. По ранее занимаемому жилью пояснил, что дом по <адрес> полностью разобран, дом по <адрес> был также разрушен, в ДД.ММ.ГГГГ году сгорел. В настоящее время он зарегистрирован по <адрес> в квартире Караваева. Караваев бывший сожитель его мамы. Мама с ним проживала. Зарегистрирован был в его доме уже после смерти матери, но на тот момент в доме не жил.
Представитель Администрации района в суде не явился, против требований прокурора не возражает.
Представителя Администрации поселения поддерживает иск прокурора. Кроме того, пояснила, что статус у Конькова А.С. возник в ДД.ММ.ГГГГ после смерти второго родителя. В отношении жилых помещений, которые ранее занимал Коньков пояснила, что дома по <адрес>, не передавались в собственность администрации. Оба здания в настоящее время не могут использоваться с целью проживания. Один разрушен, второй сгорел. Другого жилья у Конькова нет.
Представитель Минсоцразвития просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя по требованиям возражает.
Представитель Правительства края о дне слушания дела извещен, по требованиям возражал / л.д.38-40/.
Представитель Министерства ЖКХ также просил о рассмотрении дела без представителя. В отзыве отражено, что Пермский край в лице Правительства, Минсоцразвития и Министерства ЖКХ <адрес> исполнил свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и возложения обязанности по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам на орган местного самоуправления, орган местного самоуправления должен исполнять возложенные на него обязательства независимо от каких-либо условий. В частности, не может быть поставлено обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от отсутствия свободного жилья, неосуществления строительства нового жилищного фонда, отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений для предоставления его детям, указанным в ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-рп муниципальному образованию « муниципальный район» для приобретения жилья указанной категории были перечислены <данные изъяты> тысяч рублей за счет средств федерального бюджета и <данные изъяты> тысяч рублей за счет средств краевого бюджета. Считает, что требования в части возложения обязанности на <адрес> выделить из бюджета <адрес> денежные средства на приобретение благоустроенного жилья для Конькова Д.В.. являются неправомерными и не подлежат удовлетворению./ л.д.32-36/.
Суд считает, исковые требования прокурора в части предоставления жилого помещения Конькову Д.В. вне очереди подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ,
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ ( в редакции закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г) « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой / попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов / ст.5 ФЗ № 159-ФЗ/. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст.1 настоящего закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.
Согласно ст.6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.04г ( редакция от 01.11.2008г.)., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой /попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Согласно ст.8 этого закона – расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.
В Пермском крае действует Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» / редакция от 05.02.2009г. № 55-п/, п.п. 2 - 8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, условия о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст.3 Положения учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170.
В силу ст.2 Правил дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа ( далее дети – сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения ( ч.3 Правил).
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает защиту прав и детей, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
Исходя из приведенных выше нормативных актов следует, что в целом закон предусматривает право на получение детям-сиротам внеочередного жилого помещения до достижения ими возраста 23 лет, т.е. если они встали в очередь на получение жилого помещения до достижения этого возраста. После достижения этого возраста действие закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на них уже не распространяется.
В судебном заседании установлено, Коньков Д.В. родился ДД.ММ.ГГГГ у Симановой О.А. и Конькова В.И., отцовства установлено /л.д.7,14/.
Мама Конькова Д.В.- Симонова О.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ / л.д.15/, отец- Коньков В.И. - ДД.ММ.ГГГГ. / л.д.16/. ДД.ММ.ГГГГ. Коньков Д.В. обучался в специализированной школе- интернат / л.д.18/. Распоряжением главы самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ Коньков Д.В. был поставлен в список очередников для получения жилья, так как своего жилья у него нет./л.д.23/. В распоряжении отражено, что Коньков Д.В. проживает в <адрес>.
В соответствии с законом о разграничении муниципального имущества, дома по <адрес> <адрес>, в собственность Администрации поселения не передавались / л.д.55-59/.
Согласно архивных справок в период с ДД.ММ.ГГГГ. Симонова О.А. с сожителем и детьми, в том числе и с Коньковым Д.А. проживала по <адрес> / л.д.60/. С ДД.ММ.ГГГГ. проживала по <адрес> / л.д.61/. С ДД.ММ.ГГГГ семья, но уже без Конькова В.И., который умер в ДД.ММ.ГГГГ проживала без регистрации места жительства в <адрес> / л.д.62/. Коньков А.В. ( брат соистца) с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по <адрес> Коньков Д.В. зарегистрирован по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ/ л.д.63-64/.
По сообщению из ЦТИ дом по <адрес> состоит на техническом учете за Оверятским кирпичным заводом. Государственная регистрация права собственности не проведена. Дом по <адрес> также состоит на техническом учете за Оверятским кирпичным заводом. Дом по <адрес> на учете не состоит./ л.д.65/. данные сведения подтверждаются техническими паспортами на объекты недвижимости / л.д.66-81/.
Судом установлено факт того, что Оверятский кирпичный завод ( ОКЗ) и созданный на его территории кооператив «К» ( решение Краснокамского ГИК от ДД.ММ.ГГГГ №) на основании постановления Администрации г.Краснокамска № от ДД.ММ.ГГГГ прекратил свою деятельность, в связи с присоединением к АО «Пермстром». По сообщению из налоговой инспекции по Ленинскому району г.Перми ЗАО « Пермстром» снято с налогового учета в связи с ликвидацией по решению учредителей ДД.ММ.ГГГГ
Также установлено, что жилой многоквартирный дом по <адрес> разрушен, а дом по <адрес> сгорел ДД.ММ.ГГГГ. Факт пожара подтвержден и отделом надзорной деятельности.
Согласно сведений о регистрации места жительства следует, что Коньков Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в <адрес> Квартира на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности Караваеву В.В. и Караваеву А.В.
Свидетель Караваев В.В. в судебном заседании пояснил, что он в 90х годах проживал с матерью Конькова Д.В.. Когда Симонова умерла, ее дети остались с ним. Но он их в свою квартиру не прописывал. Квартира приватизирована на двоих с сыном. В доме Коньков не проживает, дом закрыт, так как сын отбывает наказание, а он в доме не живет.
Свидетель Караваева В.В. сестра Караваева В.В. суду пояснила, что приватизацией квартиры по <адрес> занималась она. В отношении прописки ей пояснили, что караваев согласия не давал, его заявления нет в регистрирующем органе. В его квартире Симонова не жила, это Караваев жил у нее в бараке.
Согласно сведений о судимости следует, что по сведениям информационного центра Коньков Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ. проживал по <адрес> / л.д. 20-22/. Аналогичны сведения в приговоре Краснокамского суда от ДД.ММ.ГГГГ
Свидетель Зиберт В.Н. пояснила, что с Коньковым знакома с ДД.ММ.ГГГГ. стали проживать вместе, жили в комнате по <адрес>, снимали комнату. После пожара переехали в <адрес> к ее родителям. Ее родственники согласия на регистрацию места жительства Конькова Д.В. не дают.
На основании изложенного, судом не установлено, что Коньков Д.В. на момент смерти обоих родителей имел право постоянного пользования жилым помещением и что обеспечен жильем в настоящее время. Оснований для занятия комнаты еще родителями Конькова по <адрес> не установлено. Права на жилое помещение по <адрес>1 в квартире Караваевых Коньков Д.В. также не приобрел,( несмотря на наличие регистрации места жительства), членом семьи собственников не является, вместе с ними в доме не проживает. Сам факт регистрации места жительства не порождает возникновение права. Тем более, что собственники квартиры по <адрес> для Конькова посторонние люди. В квартире сожительницы Зиберт В.Н. права постоянного пользования он также не приобрел. Брак с Зибрет В.Н. не зарегистрирован, согласия совершеннолетних мамы и сестры Зиберт на регистрацию места жительства Конькова не получено.
Администрации поселения не является ответственным лицом для предоставления жилья в связи с непригодностью дома по <адрес> <адрес>, а потому иного пути для обеспечения жильем Конькова Д.В., кроме как по реализации ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» нет.
В связи с изложенным иск прокурора подлежит удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Краснокамского муниципального района в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п. Именно данный орган на территории <адрес> составляет списки детей-сирот. Денежные средства из краевого бюджета, выделяемые на эти цели направляются в муниципальные районы, которые и приобретают жилые помещения для данной категории лиц.
Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно постановления Главы самоуправления Краснокамского муниципального образования от 01.04.05г. № 91, норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий установлена в размере 10 кв.м.общей площади на одного человека. Степень благоустроенности по городу установлена: наличие холодной воды, теплоснабжения, канализации, газификации. Аналогичные нормы предоставления жилья на территории Краснокамского городского поселения, Администрации Оверятского городского поселения.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580). В отзыве представитель администрации Краснокамского муниципального района не оспаривал факт перечисления средств на эти цели из краевого бюджета, тем более, что средства перечисляются без учета для кого из льготной категории должно быть приобретено жилое помещение.
В соответствии с Постановлением Правительства № 16-П Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, а также разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края.
Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год.
После принятия распоряжения Правительства Пермского края Министерство ЖКХ Пермского края перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты.
В связи с чем, возложить дополнительные обязанности по финансированию жилья именно для Конькова Д.В. на Правительства нельзя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Требования прокурора г.Краснокамска в интересах Конькова Д.В. удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрации предоставить Конькову Д.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования по договору социального найма в черте Краснокамского муниципального района общей площадью не менее 10 кв.м. за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели.
Прокурору г.Краснокамска отказать в удовлетворении иска о возложении обязанности на Правительство произвести перевод необходимых денежных средств в бюджет Администрации для приобретения жилого помещения в целях предоставления его Конькову Д.В..
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в 10 дней через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.
СудьяТеплоухова И.М.