о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору соц. найма



Дело №ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Краснокамский суд Пермского края

В составе председательствующего Теплоуховой И.М.

При секретаре Клейменовой Е.А.

С участием прокурора Шмелева И.В.

Представитель Администрации 1 городского поселения – Воробьевой Н.А.

Представитель Администрации 2 муниципального района Филимоновой Ж.Р.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах Гоголевой Н.И. к Администрации 2, Правительству о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о возложении обязанности произвести оплату расходов

У с т а н о в и л :

Якимова Т.А. и Гоголев И.В. имели дочь Гоголеву Н.И., ДД.ММ.ГГГГг.р., отцовство установлено. Якимова Т.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, Гоголев И.В. умер ДД.ММ.ГГГГ

Прокурор г.Краснокамска обратился в суд в интересах Гоголевой Н.И, просит обязать Администрацию 2 предоставить Гоголевой Н.И. жилое помещение, а также просит обязать Правительство произвести перевод необходимых денежных средств Администрации 2 для приобретения жилого помещения в целях его предоставления Гоголевой Н.И.

В судебном заседании прокурор требования поддерживал в полном объеме.

Гоголева Н.И. в судебное заседание не явилась, не возражала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Прокурор обратился в суд на основании заявления Гоголевой Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ / л.д.5/.

Представитель Администрации 2 в судебном заседании исковые требования признала.

Представитель Администрации 1 требования прокурора поддержала. Пояснила, что главой хозяйства <адрес> где была зарегистрирована Гоголева Н.И. значилась Якимова Т.А. После ее смерти в доме проживал Гоголев И.В., он же вместе с домом и сгорел. После этого детей поставили в очередь на получение жилья. Участок, на котором был ранее расположен дом, в настоящее время пустой. Как доказательство представляет фотоснимки.

Представитель Правительства края о дне слушания дела извещен, по требованиям возражал. В отзыве указано о том, что Краснокамскому муниципальному району выделено <данные изъяты> тыс. рублей. Органам местного самоуправления муниципальных районов рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке. В отношении Гоголевой Н.И. полагает, что она не имеет права на обеспечение жилой площадью. За ней было закреплено жилье по <адрес>, который сгорел. Полагает, что Гоголева Н.И. не лишена права обращаться с вопросом о предоставлении жилья по иным основаниям.

Представитель Министерства 1 просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя по требованиям возражает, поддерживает позицию Правительства.

Представитель Министерства 2 также просил о рассмотрении дела без представителя. В отзыве отражено, что Министерство 1 распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и лиц из их числа исходя из количества детей-сирот. Таким образом, нормативными правовыми актами возложена обязанность на органы исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и лиц из их числа по предоставлению жилых помещений только в отношении указанной категории лиц. ТО обстоятельство, что истица имеет ребенка, не имеет юридического значения для дела, так как расчет размера субсидии и площади предоставляемого жилого помещения производится на 1 человека. Порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает передачу средств краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета органу местного самоуправления. Тем самым на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При этом орган местного самоуправления, который наделен отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан, используя полученные из бюджета Пермского края и федерального бюджета средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений для детей-сирот приобретают жилые помещения с соблюдением определенных условий.

Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов Пермского края на текущий финансовый год.

Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Таким образом, если средства из федерального бюджета не поступили и отсутствует распоряжение Правительства, Министерство 2 не может перечислить муниципалитету целевые бюджетные средства.

Органы местного самоуправления использую полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений с соблюдением определенных условий. Жилые помещения предоставляются на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

В 2010г. на основании распоряжения Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №-рп муниципальному образованию « <данные изъяты>» для приобретения жилья указанной категории были перечислены <данные изъяты> тысяч рублей за счет средств федерального бюджета и <данные изъяты> тысяч рублей за счет средств краевого бюджета. Считает, что требования в части возложения обязанности на Правительство выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилья для Гоголевой являются неправомерными и не подлежат удовлетворению./ л.д 45-47/.

Представитель Министерства 3 просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя. В отзыве отражено, что обязанность по предоставлению и финансированию мер социальной поддержки в виде предоставления жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на Министерство 3 не возложена.

Прокурор в заключении полагал, что требования должны быть удовлетворены в полном объеме.

Суд считает, исковые требования прокурора в части предоставления жилого помещения Гоголевой Н.И. вне очереди подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ,

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ ( в редакции закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г) « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой / попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов / ст.5 ФЗ № 159-ФЗ/. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст.1 настоящего закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.

Согласно ст.6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.04г ( редакция от 01.11.2008г.)., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой /попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Согласно ст.8 этого закона – расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.

В Пермском крае действует Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» / редакция от 05.02.2009г. № 55-п/, п.п. 2 - 8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, условия о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

В соответствии со ст.3 Положения учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170.

В силу ст.2 Правил дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа ( далее дети – сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения ( ч.3 Правил).

ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает защиту прав и детей, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).

Исходя из приведенных выше нормативных актов следует, что в целом закон предусматривает право на получение детям-сиротам внеочередного жилого помещения до достижения ими возраста 23 лет, т.е. если они встали в очередь на получение жилого помещения до достижения этого возраста. После достижения этого возраста действие закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на них уже не распространяется.

Судом установлено, что Гоголева Н.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ, отцовство установлено / л.д.7/. Ее мама Якимова Т.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ / л.д.9/. На основании распоряжения главы самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетними детьми (трое) закреплено жилое помещение –<адрес> / л.д.10/. Гоголев И.В. умер ДД.ММ.ГГГГ / л.д.8/. По справке МЧС – дом по <адрес> полностью сгорел, с надворными постройками, в ДД.ММ.ГГГГ по вине – неосторожное обращение с огнем при курении / л.д.13, 19/. На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что дом сгорел, поэтому <данные изъяты>, поставили в очередь на получение жилья / л.д.11/.

Согласно сведений из похозяйственной книги семья Якимовой- Гоголева проживала в частном доме / л.д.15/. Опекунами Гоголевой Н.И. являлись сначала Якимова Е.Л., затем с ДД.ММ.ГГГГ. Ивойлова А.А. / л.д.21/. По справке председателя уличного комитета в доме с Ивойловой А.А. проживают и опекаемые, в том числе Гоголева Н.И./ л.д.18/, данный факт подтверждает и руководитель органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Администрации г.Перми / л.д.27/.. На основании решения жилищной комиссии, распоряжений главы администрации распоряжение в части закрепления жилья отменено, право постановки в льготной очереди подтверждено / л.д.22-24/.

Согласно сведений из техпаспорта собственником дома по <адрес> являлась Якимова Т.А., на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ/ л.д.52-59/.

Согласно актовой записи о смерти Гоголева И.В., причина смерти – отравление угарным газом с последующим обгоранием тела / л.д.36/, что подтверждает пояснения представителя администрации <адрес>, о том, что Гоголев И.В. сгорел вместе с домом.

Фотоснимки участка по <адрес> подтверждает отсутствие домовладения на данном участке.

По сведениям из ЦТИ, Управления Росреестра на 2011 год у Гоголевой Н.И. нет на праве собственности объектов недвижимости, нет сведений о регистрации права собственности и объекта недвижимости по <адрес> с земельным участком.

Поскольку жилого дома по <адрес> нет, в собственность Администрации 1 дом не передавался, не находилось домовладение в муниципальной собственности, а потому у администрации поселения не возникает обязанности предоставления жилого помещения в связи с непригодностью жилого помещения, в связи с чем возражения Правительства о возможности получения жилого помещения по другим основаниям нельзя признать обоснованными.

В силу ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Из представленных документов не следует, что Гоголева Н.И. выразила желание о приобретении в собственность наследство после смерти матери. Согласно сведений из Управления Росреестра на 2011 год сведений о регистрации права собственности на земельный участок по <адрес> нет. Более того, у Якимовой Т.А. осталось трое детей, которые все являются наследниками первой очереди. А потому даже возможное нахождение в собственности земельного участка по <адрес> не свидетельствует о том, что Гоголева Н.И. имеет закрепленное жилое помещение и не является нуждающейся на момент рассмотрения дела в суде.

Согласно аттестата Гоголева Н.И. в 2007г. окончила СОШ № г.Перми / л.д. 12/.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Краснокамского муниципального района ( представитель которой исковые требования признает) в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п. Именно данный орган на территории Краснокамского района составляет объединенные списки детей-сирот. Денежные средства из краевого бюджета, выделяемые на эти цели направляются в муниципальные районы, которые и приобретают жилые помещения для данной категории лиц.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580). В судебном заседании не оспаривается факт перечисления средств на эти цели из краевого бюджета, тем более, что средства перечисляются без учета для кого из льготной категории лиц должно быть приобретено жилое помещение.

В соответствии с Постановлением Правительства № 16-П Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, а также разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края.

Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год.

После принятия распоряжения Правительства Министерство 2 перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты.

В связи с чем, требования к Правительству по возложению обязанности дополнительно для приобретения жилья Гоголевой Н.И. по требованию прокурора не законны.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Требования прокурора г.Краснокамска в интересах Гоголевой Н.И. удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Администрацию 2 предоставить Гоголевой Н.И. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования по договору социального найма в черте Краснокамского муниципального района с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели.

Прокурору г.Краснокамска отказать в удовлетворении иска о возложении обязанности на Правительство произвести перевод необходимых денежных средств в бюджет Администрации 2 для приобретения жилого помещения в целях предоставления его Гоголевой Н.И..

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в 10 дней через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.

СудьяТеплоухова И.М.