Дело 2- 149ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Краснокамский суд <адрес>
В составе председательствующего Теплоуховой И.М.
При секретаре Клейменовой Е.А.
С участием прокурора Шмелева И.В.
Соистца Дюкиной О.А.
Представителя Администрации 1 – Воробьевой Н.А.
Предстаивтеля Администрации 2 Филимоновой Ж.Р.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах Дюкиной О.А. к Администрации 2, Правительству о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о возложении обязанности произвести оплату расходов
У с т а н о в и л :
Мельникова Л.А. и Прокин А.Н. имели дочь Прокину О.А., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, в связи с регистрацией брака сменила фамилию на Дюкину.
Мельникова Л.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ Прокин А.Н. на основании решения Краснокамского суда от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ Прокин А.Н. умер.
Прокурор г.Краснокамска обратился в суд в интересах Дюкиной О.А., просит обязать Администрацию 2 предоставить Дюкиной О.А. жилое помещение с учетом ее малолетней дочери Дюкиной А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения., а также просит обязать Правительство произвести перевод необходимых денежных средств Администрации 2 для приобретения жилого помещения в целях его предоставления Дюкиной О.А.
В судебном заседании прокурор требования поддерживал в полном объеме.
Дюкина О.А. пояснила, что состоит в браке с Дюкиным А.В., проживает с мужем и дочерью в <адрес>. Зарегистрирована по месту пребывания по <адрес>. Комната принадлежит на праве собственности ее опекуну.
Также пояснила, что в семье было 5 детей. Помнит, что семья жила в <адрес>. Затем вроде жили у бабушки ( мамы отца) в <адрес>. После лишения отца родительских прав, ее забрала к себе опекун Россихина. Она проживала с ней в <адрес>. Потом Россихина приобрела для себя квартиру на <адрес>. Стали там жить, но она в квартире у тети была прописана временно. До ДД.ММ.ГГГГ. жила у тети. Закончила учиться, переехала на <адрес> Замуж вышла в ДД.ММ.ГГГГ, в этом же году родила дочь. Дочь зарегистрирована по месту жительства мужа, комната в секции, на праве социального найма. Рахзмер комнаты <данные изъяты> кв.м., общая площадь больше <данные изъяты> кв.м. В жилом помещении есть холодная, горячая вода, отопление центральное, электроплиты. Муж ее в своей комнате не регистрирует. Дом по <адрес> в <адрес> принадлежит бабушке, она живая.
Представитель Администрации 2 в судебном заседании исковые требования признала первоначально в полном объеме, в стадии дополнений уточнила позицию, согласна на предоставление жилья только на саму Дюкину А.А., поскольку ее дочь следует признать обеспеченной жилым помещением по месту жительства отца.
Представитель Администрации 1 аналогично признавая первоначально требования, высказала окончательную позицию о предоставлении жилья лишь на саму Дюкину А.А. Также пояснила, что соистица на территории <адрес> право на жилое помещение нигде не приобрела. Проживая в <адрес>, она не была зарегистрирована, собственности у нее нет. Отец оставался зарегистрированным в <адрес>, когда жил в доме матери по <адрес>.
Представитель Правительства о дне слушания дела извещен, по требованиям возражал. В отзыве указано о том, что <адрес> муниципальному району выделено <данные изъяты> тыс. рублей. Органам местного самоуправления муниципальных районов рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке. В отношении Дюкиной полагает, что при наличии у нее права собственности или пользования жилым помещением, она не имеет права на обеспечение жилой площадью.
Представитель Министерства 1 просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя по требованиям возражает, поддерживает позицию Правительства.
Представитель Министерства 2 также просил о рассмотрении дела без представителя. В отзыве отражено, что Министерство 1 распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и лиц из их числа исходя из количества детей-сирот. Таким образом, нормативными правовыми актами возложена обязанность на органы исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и лиц из их числа по предоставлению жилых помещений только в отношении указанной категории лиц. ТО обстоятельство, что истица имеет ребенка, не имеет юридического значения для дела, так как расчет размера субсидии и площади предоставляемого жилого помещения производится на 1 человека. Порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает передачу средств краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета органу местного самоуправления. Тем самым на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При этом орган местного самоуправления, который наделен отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан, используя полученные из бюджета Пермского края и федерального бюджета средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений для детей-сирот приобретают жилые помещения с соблюдением определенных условий.
Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов Пермского края на текущий финансовый год.
Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Таким образом, если средства из федерального бюджета не поступили и отсутствует распоряжение Правительства, Министерство 2 не может перечислить муниципалитету целевые бюджетные средства.
Органы местного самоуправления использую полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений с соблюдением определенных условий. Жилые помещения предоставляются на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.
В 2010г. на основании распоряжения Правительства от 19.07.2010г. № 111-рп муниципальному образованию « <данные изъяты>» для приобретения жилья указанной категории были перечислены <данные изъяты> рублей за счет средств федерального бюджета и <данные изъяты> рублей за счет средств краевого бюджета. Считает, что требования в части возложения обязанности на Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилья для Дюкиной О.А. являются неправомерными и не подлежат удовлетворению./ л.д 41-44, 60-63/.
Представитель Министерства 3 просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя. В отзыве отражено, что обязанность по предоставлению и финансированию мер социальной поддержки в виде предоставления жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на Министерство 3 не возложена.
Прокурор в заключении полагал, что требования должны быть удовлетворены в полном объеме с учетом члена семьи несовершеннолетнего ребенка, так как регистрационный учет места жительства не должен влиять на права граждан.
Суд считает, исковые требования прокурора в части предоставления жилого помещения Дюкиной О.А. вне очереди подлежат удовлетворению, но без учета члена семьи несовершеннолетней дочери Дюкиной.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ,
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ ( в редакции закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г) « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой / попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов / ст.5 ФЗ № 159-ФЗ/. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст.1 настоящего закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.
Согласно ст.6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.04г ( редакция от 01.11.2008г.)., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой /попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Согласно ст.8 этого закона – расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.
В Пермском крае действует Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» / редакция от 05.02.2009г. № 55-п/, п.п. 2 - 8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, условия о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст.3 Положения учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170.
В силу ст.2 Правил дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа ( далее дети – сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения ( ч.3 Правил).
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает защиту прав и детей, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
Исходя из приведенных выше нормативных актов следует, что в целом закон предусматривает право на получение детям-сиротам внеочередного жилого помещения до достижения ими возраста 23 лет, т.е. если они встали в очередь на получение жилого помещения до достижения этого возраста. После достижения этого возраста действие закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на них уже не распространяется.
В судебном заседании установлено, что Дюкина О.А. обладает статусом <данные изъяты>. Ее мама Мельникова Л.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ / л.д.9/. Отцовство было установлено Прокиным А.Н. / л.д.7/. Решением Краснокамского суда от ДД.ММ.ГГГГ Прокин А.Н. лишен родительских прав / л.д.22-23/.Распоряжением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Прокиной О.А. назначена Россихина Е.Н. / л.д.20/. Распоряжением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ Прокина М.А. поставлена в льготную очередь <данные изъяты> на получение жилья по Мысовской территориальной администрации / л.д.21/.
По сообщению <данные изъяты> сельского поселения следует, что семья Мельниковой –Прокина были зарегистрированы в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Мельникова Л.А., с детьми, в том числе Прокиной О.А. были сняты с регистрационного учета. Прокин А.Н. был снят с регистрационного учета только ДД.ММ.ГГГГ / л.д.29/.
Глава <данные изъяты> поселения также сообщил, что часть жилого дома по <адрес> в настоящее время является муниципальной собственностью, передана бывшим совхозом « Правда». В квартире зарегистрирована и проживает семья работников бывшего совхоза. Жилое помещение ранее в ДД.ММ.ГГГГ. действительно предоставлялось семье Прокина А.Н., работнику совхоза. Жилье за ним и детьми закреплено не было, так как таких оснований не было.
Судом установлено, что инициатором иска о лишении родительских прав являлась администрация <адрес> Из решения следует, что Прокин А.Н. зарегистрирован в <адрес>, хотя фактически давно проживает у матери в <адрес>.
В судебном заседании представитель Администрации 1 сообщила, что действительно Прокин А.Н. проживал с детьми в доме своей матери по <адрес>, но право собственности на дом не зарегистрировано.
По справке Администрации 1 следует, что в <адрес> Прокина О.А. не была зарегистрирована / л.д.48/. По свидетельству о праве собственности на землю земельный участок по <адрес> принадлежит на праве собственности Прокиной Е.Н. / л.д.49/.
Согласно закона Пермского края о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Краснокамского муниципального района, дом по <адрес> в муниципальную собственность не передан.
Из пояснений Дюкиной следует, что где она была временно зарегистрирована по <адрес>, данная квартира принадлежит на праве собственности опекуну Россихиной Е.Н.
С ДД.ММ.ГГГГ Дюкина зарегистрирована в <адрес> / л.д.17/. Данная комната, площадью 11.76 кв.м. принадлежит на праве собственности Россихиной Е.Н. / л.д.28/.
С учетом норм ст.ст.30,31 ЖК РФ признать Дюкину О.А.. членом семьи собственника – Россихиной Е.Н. оснований нет.
Согласно сведений из ЦТИ, Управления Росреестра на 2011 год в собственности Дюкиной ( Прокиной) жилых помещений на территории Пермского края, Краснокамского района не имеет.
В судебном заседании Дюкина пояснила, что фактически она не проживает по месту регистрации, так как проживает вместе с мужем и дочерью в его комнате.
Согласно свидетельства о регистрации по месту жительства Дюкина А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения зарегистрирована по <адрес>. Согласно договора социального найма, комнату по <адрес>. На основании ордера занимает Дюкин А.В., жилая площадь комнаты <данные изъяты> кв.м. Договор найма дополнен приложением от ДД.ММ.ГГГГ с указанием о вселении члена семьи Дюкину А.А.- дочь. Из паспорта жилого помещения следует, что в доме коридорного типа имеется коммунальная кухня, следующее оборудование : водопровод, горячее водоснабжение, канализация, центральное отопление, электроосвещение.
Дюкина О.А. пояснила, что общая площадь жилого помещения, занимаемого по договору найма ее мужем составляет более <данные изъяты> кв.м.
Действительно, в силу норм СК РФ и ГК РФ, родители вправе определить место жительство ребенка, факт регистрации места жительства с учетом рождения и проживания в доме подтверждает возникновение права пользования у ребенка.
Согласно постановления Главы самоуправления Краснокамского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №, норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий была установлена в размере <данные изъяты> кв.м.общей площади на одного человека. Степень благоустроенности по городу установлена: наличие холодной воды, теплоснабжения, канализации, газификации.
В связи с передачей жилищного фонда социального использования в администрации поселений, на территории поселений установлены нормы предоставления жилого помещения, данные нормы аналогичны на территории Краснокамского и Оверятского городских поселений, Майского сельского поселения – <данные изъяты> кв.м. общей площади, а постановление Главы Краснокамского муниципального образования перестало действовать.
Поэтому суду следует исходить из нормы обеспечения жильем – <данные изъяты>.м. общей площади. Поскольку общая площадь жилья по <адрес> более <данные изъяты> кв.м., то следует признать, что дочь Дюкиной О.А. обеспечена жилым помещением.
Суд полагает, что с учетом законов субъекта РФ, при решении вопроса об обеспечении жильем возможно учитывать члена семьи ребенка-сироты или лица из их числа. Так Законом Пермской области от 30.11.2005г. № 2694-601 « О Порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде» предусмотрено предоставление жилье с учетом членов семьи. К тому же и Законом Пермского края от 14.07.2008г. № 255-ПК « О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» (ст.ст.1,9 ) также предусматривается положение о предоставлении жилья с учетом членов их семей, признанных нуждающимися.
Однако, поскольку дочь Дюкиной О.А. обеспечена жильем, то исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в части только соистицы без учета дочери.
средств, субсидий бюджетам муниципальных районов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Краснокамского муниципального района ( представитель которой исковые требования признает) в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п. Именно данный орган на территории Краснокамского района составляет объединенные списки детей-сирот. Денежные средства из краевого бюджета, выделяемые на эти цели направляются в муниципальные районы, которые и приобретают жилые помещения для данной категории лиц.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580). В судебном заседании не оспаривается факт перечисления средств на эти цели из краевого бюджета, тем более, что средства перечисляются без учета для кого из льготной категории лиц должно быть приобретено жилое помещение.
В соответствии с Постановлением Правительства № 16-П Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, а также разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края.
Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год.
После принятия распоряжения Правительства Министерство 2 перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты.
В связи с чем, требования к Правительству по возложению обязанности дополнительно для приобретения жилья Дюкиной О.А. по требованию прокурора не законны.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Требования прокурора г.Краснокамска в интересах Дюкиной О.А. удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Администрацию 2 предоставить Дюкиной О.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования по договору социального найма в черте Краснокамского муниципального района с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на 1 человека за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели.
Прокурору г.Краснокамска отказать в удовлетворении иска о предоставлении жилого помещения с учетом несовершеннолетней дочери Дюкиной А.А., ДД.ММ.ГГГГ и о возложении обязанности на Правительство произвести перевод необходимых денежных средств в бюджет Администрации 2 для приобретения жилого помещения в целях предоставления его Дюкиной О.А..
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в 10 дней через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.
СудьяТеплоухова И.М.