о предоставлении жилого помещения при аварийности дома



Дело 2-646                                                  ДД.ММ.ГГГГ

                                Р Е Ш Е Н И Е

                   Именем Российской Федерации

Краснокамский суд Пермского края

В составе председательствующего Теплоуховой И.М.

При секретаре Мещеряковой Л.Н.

С участием прокурора Масловой Н.В.

Представителя ответчика Великой С.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах Ашихминой М. П., Ашихмина А. В., Кузнецовой Т. В., несовершеннолетнего Кузнецова А. Н. к Администрации Оверятского городского поселения о предоставлении жилого помещения

                              У с т а н о в и л :

    Ашихмина М.П. на основании договора социального найма занимает двухкомнатную квартиру по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Вместе с ней зарегистрированы и проживают ее дети Ашихмин А.В., Кузнецова Т.В. и внук Кузнецов А.Н.

    Прокурор обратился в суд в интересах Ашихминых, Кузнецовых с требованиями к Администрации Оверятского городского поселения о внеочередном предоставлении жилого помещения, в связи с тем, что дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения граждан установлен до ДД.ММ.ГГГГ, дальнейшее использование помещения после выселения жильцов запрещено. На предложенный вариант переселения Ашихмины отказались, было предложение на комнаты, а не отдельное жилое помещение. Полагает, что с учетом требований ЖК РФ семье должно быть представлено другое жилое помещение по договору социального найма: квартира, потребительские свойства, которой не могут быть хуже занимаемой ими квартиры, с учетом жилой и общей площади квартиры и количества комнат.

    В судебном заседании прокурор требования поддержала по заявленным в иске основаниям. Пояснила, что проживание в доме по <адрес> невозможно, в доме не оказываются частично коммунальные услуги. Дом частично расселен. У Ашихминых, Кузнецовых другого жилого помещения нет.

    Соистицы в судебное заседание не явились, поддержанием иска является их обращение в органы прокуратуры.

     Представитель ответчика с требованием прокурора согласна. Право на получение иного жилого помещения соистцами в связи с признанием дома аварийным не оспаривается. Однако возможности предоставления жилого помещения в виде квартиры нет. Единственное жилье, которое имеется в собственность муниципалитета, комнаты по <адрес> ( ранее было общежитие). Комнаты расположены по секциям. Сесье Ашихминых предлагалось жильем жилой площадью больше, чем они занимают, однако они отказываются. Проживание же в аварийном доме опасно. Соистцы не состоят в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Оверятскому городскому поселению.

     Суд полагает, требования прокурора о предоставлении другого жилого помещения на основании договора социального найма семье Ашихминой М.П. в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу Администрацией Оверятского городского поселения подлежат удовлетворению.

    На основании п.8 ст.14 ЖК РФ органы местного самоуправления признают в установленном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

    В соответствии с положениями ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    Правительством РФ постановлением от 28.01.2006г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

    Согласно п.33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

    Согласно п.34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствии признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

               Судом установлено, что на основании распоряжений главы администрации, в период с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом заключений межведомственной комиссии, ( последнее распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ / л.д.48/) дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно техпаспорта спорного дома подтверждается, что квартира по <адрес> состоит из 2х комнат, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общей площадью <данные изъяты> кв.м., кухня <данные изъяты> кв.м./ л.д.20-22/.

В силу ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

    Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

    Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке ( п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ).

    В судебном заседании сторонами не оспаривался факт того, что спорное жилое помещение находится в доме, признанном аварийным, не пригодным для проживания, не подлежащим ремонту и реконструкции. Поскольку жилое помещение, занимаемое соистцами представляет опасность для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния, а также учитывая, и то, что помещение, не соответствует санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых ( ч.2 ст.15 ЖК РФ), а потому на администрацию Оверятского городского поселения должна быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения.

    Право на получение другого жилого помещения возникает с момента принятия распоряжения о признании дома аварийным и подлежащим сносу.

    В силу ст.12, 130 (ч.1) и 132 ( ч.1) Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

    Полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище ( Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.1997г. № 20-П, определение от 15.02.2005г. № 17-О и от 05.03.2009г. № 376-О-П).

    При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов ( городских округов) ( ст.135-138 Бюджетного Кодекса РФ, п.5 ч.1 ст.55, ст.60,61 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

    Осуществление права на жилище, как одно из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень ( статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) предполагает обязанность государства в лице органов муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

           Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

            В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

    Из представленных документов следует, что срок для расселения жильцов дома уже наступил.

             Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст.86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей, жилой площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

      Поскольку семья Ашихминой М.П. проживает отдельной двухкомнатной квартире, то в силу ст.89 ЖК РФ с учетом требований равнозначности, им должны предоставить для проживания жилое помещение – квартиру, состоящую не менее чем из двух комнат, жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м., общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.

    Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

                                     Р е ш и л :

    Обязать Администрацию Оверятского городского поселения Краснокамского муниципального района предоставить Ашихминой М. П. и членов ее семьи Ашихмина А. В., Кузнецовой Т. В., несовершеннолетнего Кузнецова А. Н. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории Оверятского городского поселения по договору социального найма в границах Оверятского городского поселения - квартиру, состоящую из не менее чем двух комнат, жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м., общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.

     Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в 10 дней через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья                                                               Теплоухова И.М.