о возложении обязанности по постановке на учет гидротехнического сооружения



Дело                                                  ДД.ММ.ГГГГ

                                 Р Е Ш Е Н И Е

                   Именем Российской Федерации

Краснокамский суд Пермского края

В составе председательствующего Теплоуховой И.М.

При секретаре Меньшиковой О.С.

С участием природоохранного прокурора Мухиной Е.В.

Представителей Администрации Оверятского городского поселения Родыгина А.В., Великой С.В.

Представителя Администрации Краснокамского муниципального района Русиновой Н.И.

Представителя Ростехнадзора Середа С.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Крансокамске дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Оверятского городского поселения Краснокамского муниципального района о возложении обязанности по обращению в Краснокамский отдел Росреестра по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет гидротехнического сооружения

                            У с т а н о в и л :

    Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Оверятского городского поселения о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного и возложении обязанности совершить данное действие в определенный срок.

    В обоснование своих требований прокурор указал, что на территории муниципального образования Оверятское городское поселение расположены гидротехнические сооружения, который являются бесхозяйной недвижимостью. Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст.9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ « О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

    По данным Министерства природных ресурсов Пермского края по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ГТС в деревне <адрес> на р.<адрес> имеет работоспособное неисправное состояние, требует капитального ремонта.

    Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности ГТС, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

    В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала. Пояснила, что доказательством нахождения ГТС на территории муниципального образования являются результаты обследований, проведенных Ростехнадзором.

    Представитель ответчика исковые требования не признал в судебном заседании. Полагает, что ГТС и земельный участок под прудом и пруд являются объектом прочно связанными, поэтому на основании п.5 ст.1 ЗК РФ данные объекты должны находиться в собственности одного и того же субъекта, т.е. в собственности РФ ( ст.8 ВК РФ).

    В принципе представитель администрации не возражал поставить на государственный кадастровый учет объекты ГТС, но в собственность оформлять их отказывается.

    В судебном заседании Глава администрации пояснил, что пруд на ст.<адрес>, не имеет притока и оттока, это копань ( искусственный пруд) на нем ГТС нет. Пруд расположен в <данные изъяты> км. от реки <адрес>, названия у пруда нет.

    По ГТС на р.<адрес> в дер.<адрес> и на реке <адрес> д.<адрес> с требованиями согласен. ГТС не поставлены на учет.

По поводу трубы, которую считают ГТС, полагает, что она не из пруда, с дороги, чтоб не заливало после дождя. Хотя доказательств этому нет. Из трубы бежит вода. Ранее пруд строился железной дорогой как противопожарный пруд.

    Представитель администрации Краснокамского муниципального района требования не поддержала. Полагает, что рассматривать ГТС и непосредственно водную акваторию в пределах границ объекта будет не верно, поскольку водное законодательство основывается на принципе взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему ( п.11 ст.3 ВК РФ).

    Водные объекты представляют собой водоемы, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена за счет водотоков ( рек, ручьев, каналов). Водные объекты ( пруды) расположенные на ст.<адрес>, в д.<адрес>, д.<адрес> находятся на природных водотоках рек <адрес>, имеют гидравлическую связь с другими поверхностными водными объектами ( впадают в реки, протекающие по территории нескольких муниципальных образований) являются не замкнутыми и находятся на территориях двух и более муниципальных районов. В отличие от незамкнутого водоема –обособленный водный объект ( замкнутый водоем)- небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Такие водные объекты вмешаются в рамки одного землепользования и принадлежат тому, кто владеет соответствующим земельным участком. Водные объекты находятся в собственности Российский Федерации, за исключением случаев, установленных в с.2 ст.8 ВК РФ. С учетом нормы ч.2 ст.8 ВК РФ следует, что процессу государственной регистрации права собственности на пруды им обводненные карьеры должен предшествовать этап изучения и разграничения озер и прудов как водных объектов и объектов недвижимости.

     ГТС, указанные в иске, находятся на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Водные объекты должны принадлежать субъекту РФ. Согласно ст.55 ВК РФ мероприятия по охране водных объектов, предотвращению из загрязнения, засорения, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений осуществляются собственниками водных объектов. Полагает надлежащим ответчиком – субъект РФ, в лице Министерства природных ресурсов Пермского края.

    Представитель Ростехнадзора требования прокурора поддержал. Пояснил, что на территории Оверятского поселения расположены ГТС прудов, собственник которых не определен. Речь идет о трех ГТС - , В ходе проведенных проверок указанных ГТС установлено, что имеются многочисленные разрушения конструкций, коррозия частей водосбросных сооружений, просадки по гребню дамбы и др. Указанные нарушения в отсутствии собственника и эксплуатирующей организации ставят под угрозу жизнь и здоровье жителей близлежащих территорий, состоянию окружающей среды, может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка.

    Суд полагает, исковые требования подлежат удовлетворению.

    Гидротехническое сооружение – искусственная структура ( постройка) промышленного, гражданского, военного или др. назначения, установленная (построенная) на искусственном или естественном водном объекте, либо в непосредственной близости от него, либо сама по себе являющаяся искусственным водным объектом.

    В соответствии с Федеральным законом « О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения – это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дня водохранилищ, рек; сооружения ( дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. При помощи гидротехнических сооружений решаются вопросы использования охраны водных ресурсов, борьбы с вредным действием воды и т.п.

    К гидротехническим сооружениям относятся дамбы, плотины, водохранилище, напорные гидротехнические сооружения и пр.

Гидродинамически опасными объектами называют сооружения или естественные образования, создающие разницу уровней воды до (верхний бьеф) и после (нижний бьеф) них. К ним относятся гидротехнические сооружения напорного фронта: плотины, запруды, дамбы, водоприемники и водозаборные сооружения, напорные бассейны и уравнительные резервуары, гидроузлы, малые гидроэлектростанции и сооружения, входящие в состав инженерной защиты городов и сельскохозяйственных угодий.

         Последствия аварий на гидродинамически опасных объектах могут быть труднопредсказуемы. Располагаясь, как правило, в черте или выше по течению крупных населенных пунктов и являясь объектами повышенного риска, при разрушении они могут привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, значительного количества городов и сел, объектов экономики, к массовой гибели людей, длительному прекращению судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производств.

          В зонах катастрофического затопления могут разрушаться (размываться) системы водоснабжения, канализации, сливных коммуникаций, места сбора мусора и прочих отбросов. В результате нечистоты, мусор и отбросы загрязняют зоны затопления и распространяются вниз по течению. Возрастает опасность возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Этому способствует также скопление населения на ограниченной территории при значительном ухудшении материально-бытовых условий жизни.

    В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 117-ФЗ « О безопасности гидротехнических сооружений» следует, что в связи с повышенной опасностью ГТС, представляющих при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и нанесения ущерба окружающей природной среде и нормальному процессу жизнедеятельности людей, ГТС обязательно должны иметь собственника и обслуживающую организацию.

    В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участием в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

    Пунктом 2 ст.11 ФЗ от 21.212.1994г. № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Как видно из материалов дела напорные Гидротехнические сооружения :

    пруда на реке <адрес> в деревне <адрес>;

    пруда в бассейне <адрес>, ручей без названия на станции <адрес>.

    пруда на реке <адрес> в деревне <адрес> не состоят на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, являются бесхозяйным недвижимым имуществом. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком.

    В соответствии с п.п.1,3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

    Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления на территории которого они находятся.

    В соответствии с положениями ч.1 ст.21, ч.3 ст.35 ФЗ от 17.01.1992г. « О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

    В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

    Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ « О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

    Поскольку исковые требования направлены на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, выявленные нарушения создают условия для возможной аварии ГТС, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, то способ защиты прокурором выбрал в соответствии со ст.12 ГК РФ.

    Меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений предусмотрены ст.ст.3,9 ФЗ от 21.07.1997г. № 117-ФЗ. Данные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности ГТС, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит ГТС.

    В этой связи отсутствие собственника ГТС влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности ГТС и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

    Суд не может согласиться с позицией представителей Администраций о том, что собственность на ГТС равнозначна собственности водного объекта.

     Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ водный объект это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима ( природный или искусственный водоем).

    К прудам, независимо от их назначения, относятся мелководные водохранилища площадью не более 1 кв.км, образованные водонапорным сооружением на водотоке постоянного или временного действия с целью хранения воды и регулирования стока ( ГОСТ 19173-73*) для нужд орошения, водоснабжения, сельскохозяйственного производства, рекреации ( или комплексного их использования).

    Исходя из изложенного, следует, что у пруда двойной статус- это и водный объект и ГТС. Исковые требования прокурора охватывают сооружения на прудах – водосбросные сооружения, их наличие не оспаривается представителем ответчика.

    В судебном заседании установлено, что Министерством Природных ресурсов Пермского края сооружения на прудах на территории Оверятского городского поселения отнесены к напорным ГТС. При этом ГТС основное назначение – рыбохозяйственное, рекреация; – рекреация, полив; – противопожарное.

    Представителем ответчика представлены суду фотографии ГТС, что также подтверждает основные сведения о ГТС по Пермскому краю, так как на фотографии видны водосбросные сооружения – шахтный металл d =<данные изъяты> м; в/выпуск трубчатый d=<данные изъяты> на реке <адрес> в деревне <адрес>;

    - трубчатый металл d=<данные изъяты> м в бассейне <адрес>, ручей без названия на станции <адрес>.

    - шахтный ж/б <данные изъяты>; затвор плоский металл; в/выпуск трубчатый металл d=<данные изъяты> на <адрес> д.<адрес>.

    Все сооружения нуждаются в ремонте, некоторые в капитальном.

    На основании изложенного, в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с аварией ГТС и во исполнение своей обязанности администрация Оверятского городского поселения обязана осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного имущества в органах государственной регистрации права ГТС.

     Руководствуясь ст.ст.194-198,199,206 ГПК РФ, суд

                                   Р е ш и л :

    Требования природоохранного прокурора удовлетворить.

    Возложить обязанность на администрацию Оверятского городского поселения Краснокамского муниципального района обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю ( Управление Росреестра по Пермскому краю) Краснокамский отдел с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества напорных Гидротехнических сооружений:

    пруда ( водосбросное сооружение – шахтный металл d =<данные изъяты> м; в/выпуск трубчатый d=<данные изъяты>) на реке <адрес> в деревне <адрес>;

    пруда ( водосбросное сооружение- трубчатый металл d=<данные изъяты>) в бассейне <адрес>, ручей без названия на станции <адрес>.

    Пруда ( водосбросное сооружение – шахтный ж/б <данные изъяты>; затвор плоский металл; в/выпуск трубчатый металл d=<данные изъяты>) на реке <адрес> в деревне <адрес>,

    расположенных в границах Оверятского городского поселения Крансокамского муниципального района.

    Установить срок исполнения решения суда – 01 ( один) месяц.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья                                                    Теплоухова И.М.