Дело 2-647 ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Краснокамский суд Пермского края
В составе председательствующего Теплоуховой И.М.
При секретаре Мещеряковой Л.Н.
С участием прокурора Масловой Н.В.
Соистцов Шардакова Р.Ю., Канисева Н.А.
Представителя Администрации КМР Чабановой О.А.
Представителя Администрации КГП Шихова М.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах Канисева Н.А., Шардаковой М.Н., Шардакова Р.Ю., несовершеннолетних: Шардакова Р.Р., Шардакова Д.Р. к Администрации Краснокамского муницпального района о предоставлении другого жилого помещения, к Администрации Краснокамского городского поселения о незаконности действий по исключению из списка внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий
У с т а н о в и л:
Решением Краснокамского суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Камского целлюлозно-бумажного комбината была возложена обязанность предоставить семье Канисева Н.А. на него и семью дочери Шардаковой М.Н., Шардакова Р.Ю. и несовершеннолетнего Шардакова Р.Р. жилое помещение – 2х комнатную квартиру, площадью не менее <данные изъяты> кв.м. на человека.
Решение суда не исполнено. Определением Краснокамского суда от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство прекращено в связи с тем, что предприятие должник ликвидировано и исключено из реестра юридических лиц.
Распоряжением главы Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Шардаков Р.Ю. с семьей из 4 человек ( супруга и два сына) признан малоимущим и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма во внеочередной список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Шардаков Р.Ю. исключен из внеочередного списка граждан, жилье которых признано непригодным для проживания и включен в общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Краснокамскому городскому поселению с даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением администрации Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Шардаков Р.Ю. исключен из внеочередного списка граждан, жилье которых признано непригодным для проживания и включен в общий список.
Прокурор г.Краснокамска обратился в суд в интересах семьи Шардакова Р.Ю. и Канисева Н.А. к Администрации Краснокамского городского поселения - просит признать незаконными решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ, а также просит признать действий администрации Краснокамского городского поселения, выразившиеся в исключении семьи Шардакова из внеочередного списка граждан и включении его в общий список, незаконными. Также прокурор в иске просит обязать Администрацию Краснокамского муниципального района предоставить жилое помещение семье Шардакова с Канисевым, аналогично утраченному- жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящее из не менее 2 комнат на условиях договора социального найма.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме. Полагает, что одновременная постановка требований о предоставлении жилья от одной администрации и по незаконности исключения из внеочередного списка, но у другой администрации, не противоречит закону. После предоставления жилья, семья Шардаковых подлежит исключению из списка нуждающихся.
Поскольку судебное решение не исполнено, полагает, что обязанности перешли к муниципальному образованию, к тому же данный дом поименован в перечне Постановления Правительства РФ от 18.04.2002г. № 530.
Соистцы Канисев Н.А. и Шардаков Р.Ю. требования прокурора поддержали.
Шардаков пояснил, что проживание в доме по <адрес> стало невозможно и с ДД.ММ.ГГГГ. стали жить по <адрес> по работе предоставили служебное помещение в ЖКО ТЭЦ-5, год прожили, потом забрали жилье, так как освободился хозяин. Потом стали снимать жилье. Проживали и у тещи по <адрес>. Жилье от предприятия не получал. Супруга работала у частника с ДД.ММ.ГГГГ. На момент обращения с заявлением по очереди, было уже два ребенка.
Канисев суду пояснил, что с супругой развелись ДД.ММ.ГГГГ, жил по разным адресам. Супруга стояла в очереди на получение жилья и получила квартиру по <адрес>, точнее купила, квартира кооперативная. В квартире прописаны были жена вдвоем с сыном.
Представитель Администрации Краснокамского муниципального района исковые требования не признала. Суду пояснила, что действительно дом по <адрес> вошел в список домов передаваемых в муниципальную собственность. Конкурсный управляющий обращался с предложением принять дом в муниципальную собственность, но дом не был принят, т.к. дома не было. Об этом свидетельствует акт. Более того, полагает, что ст.86 ЖК РФ не может быть применима, так как по ФЗ № 131, обеспечение жильем малоимущих граждан возложено на администрации поселений.
Представитель Администрации Краснокамского городского поселения требования не признал, пояснил, что снятие из внеочередного списка соистцов законно. Дом по <адрес> не принимался Краснокамским муниципальным образованием в муниципальную собственность, соответственно не перешел в муниципальную собственность Краснокамского муниципального района как преемника Краснокамского муниципального образования, не принимался на баланс администрации Краснокамского городского поселения и администрацией не принималось решение о сносе спорного дома. В связи с чем обязанности по предоставлению жилья у администрации Краснокамского городского поселения Шардаковым не имеется.
Суд полагает, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в части предоставления жилья Администрацией муниципального района и не подлежат удовлетворению по иску к администрации Краснокамского городского поселения.
На основании п.8 ст.14 ЖК РФ органы местного самоуправления признают в установленном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с положениями ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Правительством РФ постановлением от 28.01.2006г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно решения Земского собрания Краснокамского муниципального района от 26.04.2006г. в собственность Краснокамского городского поселения передано муниципальное имущество, необходимое для решения вопросов местного значения поселений.
Однако дом по <адрес> в собственность администрации Краснокамского городского поселения не передавался.
В силу ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке ( п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ).
Право на получение другого жилого помещения возникает с момента принятия распоряжения о признании дома аварийным, не пригодным для проживания и подлежащим сносу.
В судебном заседании было установлено, что администрация Краснокамского городского поселения распоряжения о сносе доме не принимала, дом в муниципальной собственности муниципального образования г.Краснокамск не находился, а потому обязанности для внеочередного предоставления жилого помещения с учетом норм ст.ст.86-87 ЖК РФ у администрации поселения нет. К тому же, как следует из заявления Шардакова Р.Ю., он обращался с заявлением о постановке в очередь только его семьи в связи с отсутствием жилья. При этом Канисев Н.А. не рассматривался им членом семьи.
Согласно распоряжения администрации Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Шардаков Р.Ю. с семьей из 4 человек был признан малоимущим в целях постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
При решении вопроса о выселении из муниципального жилого помещения в связи с признанием дома аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу признание гражданина малоимущим не требуется, а потому следует признать позицию представителя Администрации Краснокамского городского поселения о допущении ошибки при определении вида очереди, в которую принимался Шардаков Р.Ю. со своей семьей обоснованной.
С учетом изложенного, оснований для признания незаконным решения жилищной комиссии, постановления администрации и действий администрации, выразившиеся в исключении Шардакова Р.Ю. с семьей из внеочередного списка граждан, у суда, нет.
К тому же суд полагает, что третье требование « о признании действий администрации Краснокамского городского поселения…» незаконным дублирует первые два требования, так как действия, в виде принятия решения жилищной комиссии и принятия на его основании постановления администрации, это и есть действия, выразившиеся в исключении Шардакова с семьей из внеочередного списка. Иных действий в судебном заседании прокурор не смог назвать, не содержится указание на иные действия и в исковом заявлении.
Вместе с тем, суд полагает, что обязанность по обеспечению соистцов жилым помещением должна быть возложена на Администрацию Краснокамского муниципального района, до переименования на основании постановления от 16.12.2005г. № 432 – Краснокамская Администрация Краснокамского муниципального образования.
С 01.01.2006г. образовано муниципальное образование Краснокамский муниципальный район с образованием 4 поселений, в том числе вновь созданное Краснокамское городское поселение. Наделение статусом муниципальных образований административной территории г.Краснокамска Пермского края произведено на основании закона Пермской области от 10.11.2004г. № 1747-359.
В силу норм ФЗ от 06.10.2003г. № 131- ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с ч.5 ст.84 ФЗ Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным ( разделительным) актом, который утверждается законом субъекта РФ.
В судебном заседании бесспорно установлено, что дом по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки являлся государственной собственностью и находился в оперативном управлении государственного предприятия КЦБК, позднее ФГУП « КЦБК».
Возникшее право найма жилого помещения по <адрес> соистцов в судебном заседании ответчиками не оспаривалось. Более того, данное право подтверждено решением Краснокамского суда от ДД.ММ.ГГГГ / л.д.67-69/, вступившее в законную силу после кассационного рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ
На основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по предоставлению жилого помещения Канисеву с семьей была возложена на владельца жилья КЦБК в соответствии с требованиями ст.141 ЖК РСФСР. Постановлением главы самоуправления от 12.07.99г. № 272 дом был признан непригодным для постоянного проживания в связи с тем, что он полностью разрушен.
Судебное решение о предоставлении другого жилого помещения Канисеву с семьей дочери Шардаковой исполнено не было, в связи с ликвидацией государственного предприятия исполнительное производство на основании судебного определения от ДД.ММ.ГГГГ было прекращено / л.д.21/.
Основанием исковых требований к Администрации муниципального района является распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого в муниципальную собственность от ФГУП « КЦБК» передавался дом по <адрес>.
Согласно постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 « О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность.. краев, областей,… и муниципальную собственность» объекты, указанные в приложении № 3 к нему, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. К таким объектам относится жилой фонд.
Фактическая передача жилого фонда осуществлялась в порядке, предусмотренном в Указе Президента РФ от 28.10.94г. № 2027 ( п.1) и в изданном на его основе постановления Правительства № 235 от 07.03.95г. « О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность». При этом данные нормативные акты не связывали передачу объектов в муниципальную собственность с их качественным состоянием, в них не содержалось требований о приеме-передаче таких объектов при наличии каких-либо дополнительных условий ( процент износа объектов, их ремонт и т.п).
Для возникновения права муниципальной собственности, в силу ч.2 ст.217, п.2 ст.218, п.3 ст.154 ГК РФ необходимо было совершение согласованных действий.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 18.04.2002г. № 530-р, передача в муниципальную собственность жилого фонда от предприятия ФГУП « КЦБК» осуществлялась на основании предложения администрации Краснокамского муниципального образования ( правопреемником которой и является ответчик по делу- администрация Краснокамского муниципального района), т.е. действия были согласованы.
Суд не может согласиться с позицией представителя Администрации района о том, что фактически дом не был передан в муниципальную собственность, так как на момент составления акта о принятии жилых домов в состав муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ дома по <адрес> не было.
Действительно, согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом отнесен к категории непригодных для постоянного проживания в связи с его полным разрушением, что и явилось основанием для принятия постановления главы самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ №. По справке БТИ дом снесен в ДД.ММ.ГГГГ /л.д.51/.
Однако суд полагает, имеют юридическое значение и иные обстоятельства, дающие основания полагать, об ответственности администрации района по обеспечению жильем соистцов.
В частности, решением исполнительного комитета Краснокамского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ с учетом плохого состояния жилого фонда, для сноса жилья на территории, отведенной под новое строительство, обязанность по сносу была возложена на МПМК - предприятие ответственное за строительство новых домов / л.д.56/. Согласно действовавшего на тот момент ЖК РСФСР обязанность по предоставлению жилья гражданам, проживающим в сносимом доме, при отводе земли организациям, возлагалась на эти организации. В остальных случаях изъятия земельных участков для государственных или общественных нужд жилые помещения предоставлялись исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов.
Согласно решения суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что МПМК дом не сносила и строительство нового жилья не производила на данном земельном участке.
Из материалов гражданского дела ДД.ММ.ГГГГ судом также было установлено, что подготовка по передаче государственного жилья в муниципальную собственность производилась поэтапно. Дом по <адрес> был фактически передан в муниципальную собственность в ДД.ММ.ГГГГ что подтверждает адресный список жилого фонда комбината на ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи, подписанный и председателем комитета имущественных отношений и утвержденным главой Краснокамской администрации /л.д.59-60/.
Суд полагает, что администрация муниципального образования, обязанная в силу закона осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда на подведомственной территории, в данном случае такой контроль не осуществляла, более того, зная о плачевном состоянии комбината, который шел к ликвидации не контролировала исполнение своих распоряжений по расселению жильцов домов, фактически непригодных для проживания.
В силу ст.12, 130 (ч.1) и 132 ( ч.1) Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище ( Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.1997г. № 20-П, определение от 15.02.2005г. № 17-О и от 05.03.2009г. № 376-О-П).
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов ( городских округов) ( ст.135-138 Бюджетного Кодекса РФ, п.5 ч.1 ст.55, ст.60,61 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Осуществление права на жилище, как одно из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень ( статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) предполагает обязанность государства в лице органов муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам.
В судебном заседании было установлено, что к ДД.ММ.ГГГГ дом не сносили, он был разобран садоводами, а остатки жилого дома были уничтожены пожаром. Поскольку дом с ДД.ММ.ГГГГ. находился в муниципальной собственности, решение суда о предоставлении жилья прежним наймодателем, который был обязан своевременно производить ремонт жилых помещений и сохранить жилищный фонд в силу ст.141 ЖК РСФСР, не исполнено, а весь жилой фонд был передан в муниципальную собственность, то обязанность по предоставлению жилого помещения соистцам обусловлена реализацией права на предоставление жилого помещения взамен не пригодного для проживания по договору социального найма в жилых помещениях государственного или муниципального жилищного фонда с учетом положений ст.ст.49,57,86,87 ЖК РФ.
В судебном заседании проверялся факт обеспеченности жильем соистцов, в частности, доказательств того, что в период после признания дома непригодным для проживания соистцы были обеспечены иным жилым помещением, не представлено.
Проверялся факт предоставления жилья супруге Канисева – Канисевой Т.И. На основании выписки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Канисевой Т.И. на семью из трех человек – Канисева Н.А. и Канисева М.Н. была предоставлена 4 комнатная квартира.
Свидетель Канисева Т.И. в судебном заседании пояснила, что с мужем развелись в ДД.ММ.ГГГГ., однако периодически вместе проживали. Квартиру первоначально должны были дать от предприятия, но потом квартира приобреталась за денежные средства, так как образовался кооператив. Она была членом кооператива, после выплаты денежных средств, за ней зарегистрировано право собственности.
О регистрации права собственности в ДД.ММ.ГГГГ за Канисевой Т.И. подтверждает справка БТИ / л.д.58/, копия техпаспорта на жилое помещение.
В судебном заседании не представлено доказательств и получения муниципального жилья Шардаковым Р.Ю., который стоял в очереди на получение жилья на ТЭЦ-5.
Согласно справки из ТЭЦ-5 таких документов нет, а Шардаков уволился с работы в ДД.ММ.ГГГГ
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст.86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей, жилой площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
В судебном заседании удалось установить лишь, что Канисев, Шардаковы проживали в отдельной трехкомнатной квартире, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. то в силу ст.89 ЖК РФ с учетом требований равнозначности, им должны предоставить для проживания жилое помещение – квартиру, состоящую не менее чем из трех комнат, жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м.Размер общей площади по <адрес> не установлен, а потому суд в решении этот показатель не определяет.
Поскольку Шардаковы вместе с Канисевым в очереди при Администрации Краснокамского муниципального района не состояли, не состоят, применить ч.5 ст.57 ЖК РФ не представляется возможным. При этом Шардаков Р.Ю. с семьей сохраняет право состоять на учете в Администрации Краснокамского городского поселения, если после предоставления жилья у них не отпадут основания состоять на таком учете ( ст.55 ЖК РФ).
Учитывая, что права несовершеннолетних детей на жилое помещение производно от права их родителей, несовершеннолетний Шардаков Денис, ДД.ММ.ГГГГ.рождения проживает вместе с родителями, зарегистрирован по адресу <адрес>, независимо от факта фактического не вселения в дом, признанный непригодным для проживания, новое жилое помещение должно быть предоставлено и на несовершеннолетнего ребенка.
Руководствуясь ст.ст.194,198-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Прокурору г.Краснокамска в удовлетворении требований к Администрации Краснокамского городского поселения о признании решения комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ, о признании незаконными действий по исключению из внеочередного списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.
Обязать Администрацию Краснокамского муниципального района Пермского края предоставить Канисеву Н.А., Шардаковой М.Н., Шардакову Р.Ю., несовершеннолетним: Шардакову Р.Р., Шардакову Д.Р. равнозначную квартиру на условиях договора социального найма в границах г.Краснокамска, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства применительно к г.Краснокамску, жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м., состоящую из не менее 3 комнат.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в 10 дней через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Теплоухова И.М.